Во всяком случае, о его наличии рекрутеры как внутри компаний, так и в кадровых агентствах заявляют с гордостью. У кого-то кодекс висит в рамке над столом, кто-то просто «сам знает» и другим рассказывает, каких правил в работе нужно придерживаться.
Конечно, новому сотруднику будет намного легче адаптироваться к работе, если на старте он будет знать «правила игры». Хотя учеба на собственных ошибках — один из самых эффективных способов, риски для рекрутера велики — ему, как и саперу, ошибиться можно только один раз. Мы же обобщили основные принципы работы рекрутеров и снабдили их комментариями. Хотите верьте, хотите — нет.
Это базовый, самый важный принцип работы любого рекрутера. От него требуется так мало и так много — уметь держать язык за зубами. Да, очень хочется сказать сестре, что вчера ее начальник приходил на собеседование к вам в компанию, но именно в умении промолчать — как минимум половина профессионализма рекрутера. Общественность должна узнавать о кадровых перестановках в момент их официального объявления, а не за три месяца и шепотками до того.
«Наш бизнес целиком и полностью построен на информации и честности по отношению к нашим клиентам и кандидатам, — рассказывает Елена Шестак, территориальный директор международной рекрутинговой компании Kelly Services. — Каждый сотрудник подписывает трудовой договор, в котором есть пункт о запрете распространения любой рабочей информации — неважно кому. Если выявляется факт нарушения этого требования, мы расстаемся с таким сотрудником».
Поскольку всегда легче предупредить явление, чем бороться с его последствиями, начальники отделов подбора и рекрутеры кадровых агентств очень ответственно подходят к введению новичков в курс дела.
Алена Алферова, директор Avanta Personnel в Новосибирске приводит такой пример: «Наши новички даже сдают экзамен по кодексу, в котором могут быть такие вопросы: „Ваша лучшая подруга просит сказать, какая зарплата на той или иной позиции, которая есть у Вас в работе. При этом обижается, когда Вы, ссылаясь на кодекс, отказываетесь называть цифры — ведь она никому-никому не скажет, что Вы дали эту информацию. Что Вы будете говорить?“ или „Вам звонит человек и просит проверить, дошло ли его резюме по e-mail. Что имеет смысл спросить у него, чтобы понять, что этот человек тот, за кого себя выдает?“. Звучит параноидально, но такие опасения есть у наших кандидатов и мы их учитываем».
Интересы работодателя и профессиональная солидарность для рекрутеров бывают выше принципов этического кодекса
Тем не менее, именно пункт про конфиденциальность вызывает больше всего вопросов у соискателей: не единичны случаи, когда непосредственный начальник «вдруг» узнавал, что вместо встречи с клиентом вы ходили на собеседование к конкуренту. Приходится признать — интересы работодателя и профессиональная солидарность бывают выше принципов этического кодекса, и вот уже рекрутер ставит в известность своего клиента или партнера, что к нему его «народ пошел».
Этот принцип стоит на защите интересов работодателя-клиента конкретного агентства. Более грубо он формулируется так: «Клиент не может быть донором». Донором же называют компанию, с которой у агентства нет договора о сотрудничестве, а персонал этой компании вызывает интерес на рынке труда.
Рассказывает Ильгиз Валинуров, управляющий партнер, Кадровое агентство '’Business Connection’’: «Этический кодекс консультанта по подбору персонала подразумевает, что компания-клиент становится неприкасаемой с точки зрения переманивания у нее кадров на период работы с ней. Окончание работы — это окончание испытательного срока кандидата. У агентств Executive search это правило более жестко — компания становится неприкасаемой навсегда. И это правильно, ведь уровень вопросов, решаемых ими, — стратегический, а уровень гонораров — миллионы рублей».
Пару лет назад именно в кадровом агентстве '’Business Connection’’ произошел показательный случай: обратился кандидат топ-уровня с желанием переехать из Новосибирска в Москву. В тот момент он работал в иностранной компании в Сибири. Представители интересующих кандидата крупных компаний все как один ответили отказом по этическим соображениям — человек работает у нашего клиента. А кандидат тем временем до сих пор трудится в этой компании, только уже в Москве.
Редкий соискатель поделится с вами радужной историей о том, как он отправил куда-то резюме и ему сразу позвонили-подтвердили-пригласили. Скорее, ответом будет пугающая тишина. Кадровые агентства утверждают, что «постоянно работают в этом направлении», но результаты малозаметны. Да и откуда им быть, если рекрутер — представитель интересов работодателя, а значит, его рабочее время уходит на удовлетворение этих интересов. Соискатели же довольствуются в лучшем случае письмами от роботов: «Ваше резюме получено. Если будет что-то подходящее — мы непременно с вами свяжемся».
Елена Шестак не скрывает проблемы: «Cреди кандидатов на рынке есть определенный негатив относительно отсутствия полноценной обратной связи от кадровых агентств. Работая с нашими кандидатами, мы пытаемся максимально доносить до кандидатов объективную правдивую информацию и действительно пытаемся в этом направлении качественнее работать». А соискателям остается только ждать — улучшений и своевременных ответов.
Говорят, вот как бывает. Сегодня ты отправил куда-то резюме, а завтра оттуда звонят вашему начальнику и спрашивают: «Ну и как ваш Иван Иваныч работает? В хищении имущества и саботаже замечен не был? Работать он у нас хочет». В один момент можно и нынешней работы лишиться, и новую не найти.
Ильгиз Валинуров пытается снять опасения кандидатов: «По городу регулярно ходят слухи, что кто-токому-то „сливает“ информацию. Это смешно — к нам в день приходят сотни резюме, и нам совершенно невыгодно тратить время, чтобы сообщать директору, что из вашей компании пришло резюме. И каждый директор для нас — потенциальный кандидат, а нам не нужны репутационные риски».
Балансировать на грани совмещения интересов работодателя и соискателя сколь сложно, столь и интересно. Хотя очевидный перекос в сторону работодателя-клиента, который платит, все же есть. При этом некоторые обиды на соискателей есть и у кадровых агентств.
Характерный пример приводит Александра Руцких, «Новосибирское кадровое агентство»: «Часто этические нормы не соблюдают сами кандидаты, и что обидно — хорошие кандидаты. Человек идет в обход кадрового агентства, но это ведь сразу всплывает в разговоре рекрутера с компанией-работодателем, и, конечно, характеризует кандидата с негативной стороны».
Профессионалы рекрутинга сходятся во мнении: не спасет никакой кодекс, если рекрутер не обладает определенными личностными качествами. Они называли доброжелательность и эмпатию, воспитанность и ответственность, гибкость и умение держать слово.
Артём Галимов, руководитель отдела по подбору персонала УК холдинга «Российские мясопродукты» считает: «Самыми грубыми ошибками рекрутёров являются несоблюдение договорённостей и искажение информации в своих интересах. Новичок же, изучив существующий в компании кодекс, сможет избежать серьёзных ошибок, цена которых может быть весьма существенной для бизнеса компании, в которой он работает».
Ирина Рзаева, руководитель группы подбора Департамента по работе с людьми компании «Евросеть» придерживается другого мнения: «Если у будущего специалиста есть личностный потенциал, есть желание работать с людьми — все остальное приложится. Безусловно, грамотное наставничество новичка ускорит его профессиональный рост, но этические принципы прививаются в процессе воспитания, формирования личности — нельзя прийти и обучиться принципам».
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.