Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. В помощь HR

Кодекс чести охотников за головами

23 октября 2007 4516

Во всяком случае, о его наличии рекрутеры как внутри компаний, так и в кадровых агентствах заявляют с гордостью. У кого-то кодекс висит в рамке над столом, кто-то просто «сам знает» и другим рассказывает, каких правил в работе нужно придерживаться.

Конечно, новому сотруднику будет намного легче адаптироваться к работе, если на старте он будет знать «правила игры». Хотя учеба на собственных ошибках — один из самых эффективных способов, риски для рекрутера велики — ему, как и саперу, ошибиться можно только один раз. Мы же обобщили основные принципы работы рекрутеров и снабдили их комментариями. Хотите верьте, хотите — нет.

1. Конфиденциальность

Сохранять конфиденциальность информации, полученной от Соискателя и Работодателя

Это базовый, самый важный принцип работы любого рекрутера. От него требуется так мало и так много — уметь держать язык за зубами. Да, очень хочется сказать сестре, что вчера ее начальник приходил на собеседование к вам в компанию, но именно в умении промолчать — как минимум половина профессионализма рекрутера. Общественность должна узнавать о кадровых перестановках в момент их официального объявления, а не за три месяца и шепотками до того.

«Наш бизнес целиком и полностью построен на информации и честности по отношению к нашим клиентам и кандидатам, — рассказывает Елена Шестак, территориальный директор международной рекрутинговой компании Kelly Services. — Каждый сотрудник подписывает трудовой договор, в котором есть пункт о запрете распространения любой рабочей информации — неважно кому. Если выявляется факт нарушения этого требования, мы расстаемся с таким сотрудником».

Поскольку всегда легче предупредить явление, чем бороться с его последствиями, начальники отделов подбора и рекрутеры кадровых агентств очень ответственно подходят к введению новичков в курс дела.

Алена Алферова, директор Avanta Personnel в Новосибирске приводит такой пример: «Наши новички даже сдают экзамен по кодексу, в котором могут быть такие вопросы: „Ваша лучшая подруга просит сказать, какая зарплата на той или иной позиции, которая есть у Вас в работе. При этом обижается, когда Вы, ссылаясь на кодекс, отказываетесь называть цифры — ведь она никому-никому не скажет, что Вы дали эту информацию. Что Вы будете говорить?“ или „Вам звонит человек и просит проверить, дошло ли его резюме по e-mail. Что имеет смысл спросить у него, чтобы понять, что этот человек тот, за кого себя выдает?“. Звучит параноидально, но такие опасения есть у наших кандидатов и мы их учитываем».

Интересы работодателя и профессиональная солидарность для рекрутеров бывают выше принципов этического кодекса

Тем не менее, именно пункт про конфиденциальность вызывает больше всего вопросов у соискателей: не единичны случаи, когда непосредственный начальник «вдруг» узнавал, что вместо встречи с клиентом вы ходили на собеседование к конкуренту. Приходится признать — интересы работодателя и профессиональная солидарность бывают выше принципов этического кодекса, и вот уже рекрутер ставит в известность своего клиента или партнера, что к нему его «народ пошел».

2. Неприкасаемость клиента

Не переманивать сотрудников Работодателя

Этот принцип стоит на защите интересов работодателя-клиента конкретного агентства. Более грубо он формулируется так: «Клиент не может быть донором». Донором же называют компанию, с которой у агентства нет договора о сотрудничестве, а персонал этой компании вызывает интерес на рынке труда.

Рассказывает Ильгиз Валинуров, управляющий партнер, Кадровое агентство '’Business Connection’’: «Этический кодекс консультанта по подбору персонала подразумевает, что компания-клиент становится неприкасаемой с точки зрения переманивания у нее кадров на период работы с ней. Окончание работы — это окончание испытательного срока кандидата. У агентств Executive search это правило более жестко — компания становится неприкасаемой навсегда. И это правильно, ведь уровень вопросов, решаемых ими, — стратегический, а уровень гонораров — миллионы рублей».

Пару лет назад именно в кадровом агентстве '’Business Connection’’ произошел показательный случай: обратился кандидат топ-уровня с желанием переехать из Новосибирска в Москву. В тот момент он работал в иностранной компании в Сибири. Представители интересующих кандидата крупных компаний все как один ответили отказом по этическим соображениям — человек работает у нашего клиента. А кандидат тем временем до сих пор трудится в этой компании, только уже в Москве.

3. Постоянный контакт

Постоянно контактировать с Соискателем на всех этапах трудоустройства

Редкий соискатель поделится с вами радужной историей о том, как он отправил куда-то резюме и ему сразу позвонили-подтвердили-пригласили. Скорее, ответом будет пугающая тишина. Кадровые агентства утверждают, что «постоянно работают в этом направлении», но результаты малозаметны. Да и откуда им быть, если рекрутер — представитель интересов работодателя, а значит, его рабочее время уходит на удовлетворение этих интересов. Соискатели же довольствуются в лучшем случае письмами от роботов: «Ваше резюме получено. Если будет что-то подходящее — мы непременно с вами свяжемся».

Елена Шестак не скрывает проблемы: «Cреди кандидатов на рынке есть определенный негатив относительно отсутствия полноценной обратной связи от кадровых агентств. Работая с нашими кандидатами, мы пытаемся максимально доносить до кандидатов объективную правдивую информацию и действительно пытаемся в этом направлении качественнее работать». А соискателям остается только ждать — улучшений и своевременных ответов.

4. Корректность

Корректно и этично использовать методы проверки качеств Соискателя

Говорят, вот как бывает. Сегодня ты отправил куда-то резюме, а завтра оттуда звонят вашему начальнику и спрашивают: «Ну и как ваш Иван Иваныч работает? В хищении имущества и саботаже замечен не был? Работать он у нас хочет». В один момент можно и нынешней работы лишиться, и новую не найти.

Ильгиз Валинуров пытается снять опасения кандидатов: «По городу регулярно ходят слухи, что кто-токому-то „сливает“ информацию. Это смешно — к нам в день приходят сотни резюме, и нам совершенно невыгодно тратить время, чтобы сообщать директору, что из вашей компании пришло резюме. И каждый директор для нас — потенциальный кандидат, а нам не нужны репутационные риски».

5. Взаимовыгодность

Соблюдение интересов всех сторон

Балансировать на грани совмещения интересов работодателя и соискателя сколь сложно, столь и интересно. Хотя очевидный перекос в сторону работодателя-клиента, который платит, все же есть. При этом некоторые обиды на соискателей есть и у кадровых агентств.

Характерный пример приводит Александра Руцких, «Новосибирское кадровое агентство»: «Часто этические нормы не соблюдают сами кандидаты, и что обидно — хорошие кандидаты. Человек идет в обход кадрового агентства, но это ведь сразу всплывает в разговоре рекрутера с компанией-работодателем, и, конечно, характеризует кандидата с негативной стороны».

6. Непредвзятость

С одинаковым уважением относиться ко всем Соискателям независимо от их половой, национальной, расовой или религиозной принадлежности

Профессионалы рекрутинга сходятся во мнении: не спасет никакой кодекс, если рекрутер не обладает определенными личностными качествами. Они называли доброжелательность и эмпатию, воспитанность и ответственность, гибкость и умение держать слово.

Артём Галимов, руководитель отдела по подбору персонала УК холдинга «Российские мясопродукты» считает: «Самыми грубыми ошибками рекрутёров являются несоблюдение договорённостей и искажение информации в своих интересах. Новичок же, изучив существующий в компании кодекс, сможет избежать серьёзных ошибок, цена которых может быть весьма существенной для бизнеса компании, в которой он работает».

Ирина Рзаева, руководитель группы подбора Департамента по работе с людьми компании «Евросеть» придерживается другого мнения: «Если у будущего специалиста есть личностный потенциал, есть желание работать с людьми — все остальное приложится. Безусловно, грамотное наставничество новичка ускорит его профессиональный рост, но этические принципы прививаются в процессе воспитания, формирования личности — нельзя прийти и обучиться принципам».

Читайте также
  • Работа мечты - работа в Google?21 Апрель, 2017

    Просто Google!

  • Украинские пенсии: все очень сложно20 Апрель, 2017

    Начиная с 1.10.2017, правительство планирует провести очередное выравнивание пенсий, предварительно увеличив их на 10,1% в мае и этого года.

  • Соискатели игнорируют собеседования19 Апрель, 2017

    Наверняка, вам, как работодателю, приходилось наблюдать отказы соискателей от собеседования. В среднем, на пять собеседований приходится два отказа соискателей. Разрабатывая график собеседований, работодатель должен быть готов от отказа соискателей. Многие из них даже не удосуживаются сообщить об этом работодателей.

    Игнорирование соискателей собеседования встречается все чаще. Но это не значит, что работодатель или компания что-то делают не так, наоборот это вполне объяснимый и понятный процесс, причины которого самого разные. Сегодня мы рассмотрим большинство из них.

  • Украина правовая: "солу" лучше не звонить...19 Апрель, 2017

    Украинский рынок труда, а особенно, его столичный сектор, неожиданно взорвался бумом «получения адвокатских лицензий»

  • Совещания и как из них получить результат18 Апрель, 2017

    Одним из видов делового общения, целью которого является практическое решение проблем коллективного значения является совещание. Обстановка такой деловой беседы сотрудников на производстве сугубо конфиденциальна и ведется строгая фиксация всего сказанного и рассматриваемых вопросов. Именно поэтому список рассматриваемых вопросов выносится заранее и определяются выступающие.

↑ Наверх