Специфика жанра
Педагоги, конечно, помогут вам разобраться в себе, но пока вы внутренне не приравняете по значению слово «работа» к слову «жизнь», толку не будет. Чтобы достичь успеха в лицедействе, нужно научиться за один спектакль чувствовать больше, чем другому придется за всю жизнь. Ведь, по сути, вам предстоит каждый раз проживать переломные моменты судьбы своих героев. И каждый спектакль будет похож на супружество: яркое вначале, «стирающееся о быт» на 50-м представлении, порой ненавистное, спустя несколько лет одних и тех же эпизодов, или, напротив, счастливое. Как бы там ни было — это будет ваш брак и ваши ненависть или любовь, которые рано или поздно исчезнут из репертуара. А вместе с ними исчезнет созданный вами образ, который успел стать живым. Одно из актерских упражнений — проговаривать про себя мысли персонажа во время заучивания положенных ему устных слов. И, если слова написаны автором пьесы, то мысли принадлежат только вам. Собираясь на подмостки, приготовьтесь постоянно расставаться с частичками себя («сними с меня золото, листок за листком»).
Только без лишней меланхолии. Место утраченных образов тут же будут занимать новые. Будьте готовы, как ребенок, оставлять прошлое за спиной, с истинным восторгом отдаваясь настоящему. Одним из непременных качеств актера должна быть детскость. Умение ощущать важность бумажных корабликов и грустить о воздушном шарике, вырвавшимся из рук и стремительно исчезающим в небе. Кроме эмоциональной восприимчивости, вам понадобится изрядная доля авантюризма. При этом быть реалистом не обязательно. Это задача продюсеров.
Известные постановки зачастую начинаются так: к человеку с деньгами приходят люди без денег, зато с идеями. «Дайте нам 50 000 долларов, мы знаем, как их использовать. У нас есть интересный проект и лучше, чем мы этого никто не сделает». Вам кажется, что ни один бизнесмен не согласится на подобное предложение? Соглашаются. Потому что умение убеждать и уверенность в своих возможностях также входит в перечень обязательных актерских качеств. Более того, приступая к работе, артист должен быть уверен, что лучше него никто не справится с задачей, иначе он просто не имеет права браться за роль. Вы готовы репетировать Гамлета с осознанием, что лучше, чем вы, ни Смоктуновский, ни Лоуренс Оливье (да никто, кроме вас!) его не сыграют? Это нормальная актерская позиция.
Пространство вариантов
Исходя из написанного, может возникнуть впечатление, что актер — это все же Золотой Принц, способный перевоплощаться то в благородного дона, то в бесшабашного Остапа Бендера. Принц то он принц, только о золоте придется думать отдельной статьей. Зарплаты у актеров маленькие (больше, чем на 200 долларов, в академическом театре можно не рассчитывать), зарабатывать приходится на стороне. И, тут уж, кто во что горазд. Чтобы прокормить себя придется не гнушаться рекламой, политикой, заказными капустниками и многими другими условно-творческими проектами.
Золотой голос «Интера» актер и режиссер Александр Игнатуша (в его исполнении мы слышим множество реклам) благодарен Америке за то, что она помогла преодолеть естественный барьер между «искусством» и «промыслом»: «После визита на Запад я понял, что все, что не крадется — это нормально. И, если бы меня теперь пригласили сниматься в рекламном ролике, не отказался бы. Более того, пару лет назад я сам написал сценарий и снял 30-секундную рекламу украинского мыла. Для меня это очень приятный фактор — украинское мыло. В той же Америке банки кетчупа с Полом Ньюменом на этикетках стоят в каждом магазине. В этом нет ничего зазорного».
Получить за
участие в рекламе можно немалые деньги (в зависимости от статуса актера,
гонорары колеблются от 10 у. е. до 10 000 у. е. и выше). Впрочем, и маленький
единоразовый платеж не помешает. Еще одним источником дополнительных заработков
может стать пиар, когда актер поддерживает на выборах того или иного кандидата.
Гонорары в таких случаях обычно оформляются в виде «материальной помощи»
служителю искусства. Но самым пристойным способом подработки, безусловно,
является кино. Большинство современных актеров успешно совмещают работу в
театре с работой перед объективом кинокамеры (от 50 у.е. до 300 у.е.
дополнительного дохода).
Секреты мастерства
Мало кто из обычных людей знает, что в театре категорически запрещено вязать, а найденный за кулисами гвоздь непременно нужно вбить в сцену, чтобы дальнейший творческий путь складывался удачно. Искать причины многочисленных актерских суеверий — дело неблагодарное. Лучше просто запомнить, что нельзя заранее называть роли, которые хотелось бы сыграть. А прежде чем играть взрослого, нужно прожить его детство.
Итак, секрет номер один: работая над ролью, вам необходимо понять суть человека, которого вы играете. Для этого придется построить в воображении всю его жизнь. Секрет номер два: восприятие из зала и со сцены всегда очень разное. Иногда актеру кажется, что играет он плохо, а зрители потом говорят, что это было здорово. Или наоборот: артист собой доволен, а зрителям было скучно. Самый главный, третий секрет: успех работы актера во многом зависит от того, сможет ли он найти общий язык с режиссером. Иногда это не совсем удается, а иногда бывает, что такое взаимопонимание приходит только во второй половине, а то и в конце постановки.
Овладевать секретами мастерства лучше всего в академическом вузе, то есть в известном не только у нас, но и за рубежом Киевском государственном институте театрального искусства (КГИТИ). Тем более что выбирать не приходится: кроме КГИТИ непосредственно актеров готовит только Национальный университет культуры и искусств (обучение, ориентированное, скорее, на эстраду и коммерческие постановки). Студии, порой позиционирующие себя как учебные театры, обычно узкоспециализированные. Беря за основу всего одну из существующих систем (театр реализма, буффонада, экспериментальный театр) они способны предоставить актеру возможность повысить свой уровень, однако дать общее профобразование не под силу ни одной студии.
Есть еще
одно преимущество в пользу выбора КГИТИ. Преподаватели этого учебного
заведения — режиссеры ведущих столичных
театров, заслуженные артисты, элита современной сцены — нередко тренируют
«материал» для себя. То есть по окончании учебы выпускники естественным образом
распределяются по театрам своих учителей. Наиболее отработана эта схема в
Театре русской драмы имени Леси Украинки. Поначалу молодежь попадает в студию
при театре, где играет в постановках ориентированных на то, чтобы позволить
пополнению освоиться со спецификой именно этого театра, разобраться со стилем
работы, проявить свои наклонности в том или ином амплуа. Ведь совершенно
естественно, что кому-то будут лучше удаваться трагические роли, а кто-то
окажется незаменим в комедиях. После того, как «мальки» наберутся опыта, можно
выпускать их и в общий «аквариум». Темпы карьерного роста актера (точнее,
повышения его статуса) настолько зависят от личности растущего, что давать
какие бы то ни было прогнозы, было бы не осмотрительно. Можно стать известным
сразу после попадания в театр, или до конца жизни играть белочек и зайчиков.
Значительную роль в лицедейской судьбе играет случай. И, конечно, личное
обаяние. Пожалуй, повторимся еще раз: основной секрет профессии — понравиться
своему режиссеру. Именно от этого человека зависит, какая из ролей кому
перепадет.
Диктатор или друг
Вопрос работы с режиссером заслуживает детализации, ведь плох тот солдат…, простите, актер, который не мечтает стать режиссером. И многие постепенно переходят с подмостков в зрительный зал, чтобы ставить, а не играть. Есть две основные модели сотрудничества постановщика с артистами: принцип подчинения, при котором люди на сцене — всего лишь пешки, и принцип сотрудничества, когда актерам позволено строить роль самостоятельно. В этом случае, режиссер заканчивается на 3-ем звонке, дальше начинается актерское творчество. В первом случае, актеры пассивно существуют в созданном для них постановщиком театральном мире, не утруждая себя так называемой «внутренней режиссурой».
Впрочем, уважаемым режиссерам подчиненные буквально заглядывают в рот, пытаясь как можно точнее исполнять каждое распоряжение. Соавторство в создании спектакля, где каждый предлагает свой вариант, а затем все вместе выбирают лучший, характерен, скорее, для студенческих театров. Или для хорошо сработанных коллективов, где режиссер служит вектором, а артисты формируют само тело действа. Такая взаимность, как, пожалуй, любая истинная взаимность встречается редко. Но уж если встречается… Анатолий Бильченко, например, проработал в Молодежном (ныне Молодой) театре несколько лет (начиная с 1992 года) и был принят труппой настолько, что когда уходил, часть актеров, не задумываясь, бросила все и отправилась вслед за ним на улицу. Впоследствии в столице возник Киевский Экспериментальный театр.
В целом же, театральная кухня близка к кухне обычной. Режиссер — это повар, а актеры — ингредиенты будущего блюда. Первый создает хорошие рецептуры (месит тесто, готовит начинку), вторые допекают эти «круасаны» и «крендели». Увы, хороших актеров не так уж много, так что довести полуфабрикат до готовности способен далеко не каждый. Если вы чувствуете, что это задание вам под силу, что ж, тогда актер — это ваша профессия.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.