Сфера образования, труда каждый год терпит изменения и преобразования. Современные требования ждут от специалистов качественных знаний и широких профессиональных умений, навыков. Причиной тому стало активное развитие науки, техники и значительное отставание образования и сферы труда от этих сфер деятельности. Критерием оценивания современного специалиста является его уровень овладения компетенциями. Компетенция – профессиональное умение применять правильно на практике полученные знания, умения и опыт. Именно поэтому современному специалисту так важно владеть ключевыми компететностями, чтобы быть незаменимым профессионалом.
Самыми главными компетентностями, которыми должен обладать работник – ключевые, которые являются основополагающими в деятельности каждого человека. Ими пользуются и применяют на практике и рабочем месте ежедневно. Их овладение необходимы для достижения различных целей и решения сложных задач в самых разных ситуациях. К ним можно отнести такие способности:
Специалист также должен искусно владеть профессиональными компетентностями. Прежде всего, умело владеть коммуникативной компетентностью. Так как на работе мы вынуждены взаимодействовать со своими коллегами и общаться с клиентами, построение коммуникации – основной приоритет для каждого специалиста. Практическая компетентность способна помочь применить на практике в необходимый момент умений и навыки. Так как все мы живем в информационный век, где основным практическим объектом является информация, овладение информационной компетентностью дает возможность получать, обрабатывать информацию, применять ее на практике. Социальная помогает специалисту осознать себя, свои возможности и значение в обществе. Психологическая частично связана и с валеологической. Если психологическая дает работнику знаний о человеке, его психологии и психологии клиентов, их потребности и желания, то валеологическая дает знания о самой главной ценности человека – жизни и знания, как ее беречь и ценить.
Таким образом, профессиональная и ключевая компетентности являются основополагающими в формировании компетентного профессионала, который обладает универсальными навыками и знаниями, которые можно применить в жизни при любых обстоятельствах.
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?