Мелочи решают все
19.08.2007 208 Как говорили в старину, дьявол скрывается в мелочах. Работая над собственным образом, держите этот афоризм в голове. Зачастую один-два тщательно подобранных аксессуара способны расставить в самопрезентации необходимые акценты и помочь произвести на окружающих должное впечатление. И, наоборот, пренебрежение деталями может свести на нет все усилия по созданию имиджа.
Специалисты по деловому имиджу, как правило, отводят деталям вторичную, вспомогательную роль. Будучи финальным, завершающим штрихом, частности вроде часов, зажигалок, портмоне и авторучек должны находиться в строгом соответствии с основной стилистической концепцией и ненавязчиво подчеркивать социальный статус, уровень благосостояния и личные вкусы владельца. Сдержанный консервативный подход действует беспроигрышно, а в корпоративном дресс-коде он вообще возведен в категорию неписаной догмы.
Однако существуют еще как минимум две возможности стилистического решения собственного облика с применением «пустяков». С помощью набора аксессуаров можно даже мужской корпоративной униформе костюм-галстук?сорочка придать тончайшие оттенки и нюансы, чуть?чуть сместив их стилистику относительно доминирующей классики.
Более смелый и рискованный вариант — попробовать сыграть на контрасте между подчеркнуто статусными, престижными безделушками и нарочито небрежной и простой одеждой.
Такой подход требует безукоризненного вкуса, знания психологии и даже актерского мастерства. Его неумелое использование окружающие однозначно расценят как дешевое пижонство и нелепые понты, однако грамотная и досконально продуманная игра на вопиющих контрастах иногда способна творить чудеса.
Кто-то из акул российского большого бизнеса, рассуждая в интервью о роли аксессуаров в деловом имидже, заявил примерно следующее: «Очки, зажигалки, часы и визитные карточки — это истинное лицо человека, та самая одежка, по которой встречают.
Даже если он оденется на деловую встречу, как на поездку с друзьями на рыбалку, часы Vacheron Constantin, зажигалку Dupont, очки Cartier и ручку Viscont собеседники оценят подобающим образом.
Если перед заключением многомиллионного контракта человек сбегает за костюмом в бутик, но оставит на запястье пластмассовый электронный хронометр с рынка, он будет выглядеть просто смешно. Следует дважды подумать, прежде чем заключать сделку с тем, кто не уделяет внимания мелочам».
Мысль о том, что положение персоны в обществе можно определить исключительно по стоимости безделушек, на первый взгляд кажется парадоксальной и нелогичной. Однако на самом деле предвзятость в оценках имиджа присуща многим. Кстати, этой человеческой слабости обязаны успехом своих головокружительных афер многие знаменитые авантюристы и мошенники, мастерски пускавшие пыль в глаза с помощью символов респектабельности и солидности.
В любом случае не надо впадать в крайности. Не следует превращать статусные штучки в фетиш и подрывать семейный бюджет ради их приобретения. Но и не стоит прин-ципиально игнорировать этот эффективный имиджевый инструмент. Возможно, выработать оптимальную стратегию в создании собственного образа будет проще, если попробовать взглянуть на себя со стороны.
Рассмотрим в качестве примера следующую ситуацию. Нам предстоит провести переговоры с двумя потенциальными бизнес-партнерами и оценить их личные и деловые качества, надежность и возможные перспективы сотрудничества. Причем оценить именно на основе зрительных и слуховых впечатлений, абстрагировавшись от всего остального.
Итак, за стол переговоров садится первый собеседник. Его внешность — воплощение мечты корпоративного стилиста: безупречный строгий костюм, белоснежная сорочка, никаких излишеств. Во время беседы мы невзначай останавливаем взгляд на его левом запястье. А там — видавшие виды дедушкины часы или, что еще хуже, сверкающая копия «Ролекса», изготовленная китайскими умельцами.
Через какое?то время из кармана визави доносится противная электронная трель, и он извлекает на свет божий антикварный мобильник, какой можно увидеть разве что у скупщиков подержанных телефонов.
Наконец мы переходим от слов к делу, и наш потенциальный партнер достает документы, причем портфель из кожзаменителя явно не подходит по цвету к ремню и ботинкам хозяина.
На прощание он оставляет визитку, выполненную по стереотипному шаблону, с рабочим телефоном в качестве единственной контактной информации. Впереди — еще один раунд переговоров. Следующий собеседник одет в подчеркнуто небрежном богемном стиле: замшевый пиджак, джинсы, ковбойка.
Несколько обескураженные столь непрезентабельной внешностью, мы начинаем беседу. Спустя некоторое время наш возможный партнер вынужден отвлечься на телефонный звонок: сначала кабинет оглашает роскошная полифония Carmina Burana Карла Орффа, а затем нашему взору предстает подлинный шедевр мобильных технологий, цена которого сопоставима со средней зарплатой в Москве.
Удивленные и даже шокированные столь ярким контрастом, мы начинаем внимательнее рассматривать визави.
На его руке обнаруживаются футуристические английские часы Storm, а когда он достает папку с документами, мы не без удовольствия замечаем, насколько точно цвет мягкой дорогой кожи, из которой она изготовлена, гармонирует с цветом его бумажника, футляра для органайзера и ремня.
Распрощавшись, бросаем взгляд на оставленную визитку и помимо рабочего телефона находим там номер мобильного, ICQ, адрес электронной почты и корпоративного сайта.
Разумеется, в предложенном описании сильно сгущены краски (однако в похожей ситуации вполне можем оказаться и мы сами. Правда, оценивать будут нас). Попробуем на основе полученных впечатлений набросать приблизительный психологический портрет визитеров.
Первый явно пытается выдать себя за того, кем на самом деле не является, встать на несколько ступенек выше своего реального статуса — как социального, так и психологического. Он предпочитает охватывать любую проблему лишь в общем виде, не вдаваясь в суть и не заостряя внимания на нюансах.
Для него главное — чтобы «костюмчик сидел», внешний лоск, а отнюдь не содержание. Такой человек предпочитает авторитарный стиль управления и наверняка будет допускать серьезные просчеты в кадровой политике, а от пиара и рекламы ему вообще лучше дер-жаться подальше.
Второй, наоборот, приверженец демократического стиля в менеджменте и убежденный противник громоздкой и ненужной, по его мнению, символики внешней респектабельности. В работе ориентируется исключительно на конкретный результат, а не на внешний эффект. Его отличительные черты — нетривиальность мышления, отсутствие привязанности к устоявшимся нормам и шаблонам.
Он готов на определенный риск и даже авантюру, но в разумных пределах и при наличии надежных тылов. Гибкость мышления позволяет ему всегда идти в ногу со временем и очень тонко чувствовать актуальную конъюнктуру.
Он будет чувствовать себя как рыба в воде в той сфере, где требуется хотя бы минимум креативности — от разработки принципиально новой маркетинговой стратегии или концепции реструктуризации компании до создания рекламного слогана.
Как видите, совсем не нужно обладать дедуктивным гением Шерлока Холмса, чтобы, приглядевшись к мелочам, сделать определенные выводы о личных и деловых качествах человека. Наверняка кадровый менеджер, директор по персоналу или даже сам босс, знакомый с психологией, станут активно применять свое умение «читать» характер по внешности при подборе сотрудников или заключении контрактов.
Причем кандидату на низшие должности едва ли стоит опасаться чрезмерного внимания к своей персоне, зато претендент на руководящую позицию может ощутить все прелести дресс-контроля на уровне элитарного закрытого клуба. Опасаться этого не нужно, наоборот, имеет смысл обратить процедуру оценки имиджевых составляющих в свою пользу.
Прежде всего следует определиться с основными стилистическими доминантами в собственном образе и уже исходя из них подбирать аксессуары. Специалисты по корпоративному этикету условно делят деловой стиль одежды на два вида: консервативный и контактный.
К первому, делающему акцент на респектабельности, солидности, авторитете и властных полномочиях, относят строгий однотонный костюм с белой сорочкой и галстуком у мужчин и деловой костюм?у женщин. Второй позволяет в определенных пределах варьировать эту норму. Например, мужчинам можно не надевать галстук или выбирать цвет сорочки по собственному вкусу.
Предел либерализма, допускаемый корпоративным дресс-кодом, — так называемый стиль casuals, когда в офис разрешено приходить в джинсах, свитере или вельветовой рубашке. В американских корпорациях, которым этот стиль обязан своим появлением, для casuals выделяют один день в неделю, как правило пятницу, позволяя таким образом служащим привнести в рабочую рутину малую толику домашнего уюта и повседневной непосредственности.
Казалось бы, консервативный стиль — самые настоящие кандалы для творческой работы над собственным обликом. Однако при желании и здесь можно выкрутиться, не нарушив буквы стилевого закона и одновременно подчеркнув свою индивидуальность. Например, негласный эталон европейского делового имиджа, двубортный пиджак с тремя или четырьмя пуговицами, вполне можно заменить более либеральным и фривольным американским «родственником» — однобортным пиджаком с двумя пуговицами.
В принципе, допустим и более смелый вариант — двубортный пиджак с шестью пуговицами, по покрою отдаленно напоминающий военный мундир. Теперь можно расставлять дополнительные акценты с помощью частностей. Допустим, перед нами стоит задача: парой едва уловимых намеков дать понять, что субъект в строгом костюме — не просто один из тысячи безликих менеджеров и директоров, а личность с богатым внутренним миром, избегающая шаблонных решений и стереотипов.
Или, наоборот, показать, что перед нами — человек с несгибаемой волей, готовый взять быка за рога и идти к намеченной цели с упорством танкового батальона.
Разумеется, проще всего это сделать с помощью, например, часов или зажигалки. В первом случае следует подобрать модель чуть более авангардного или необычного дизайна, нежели нестареющая классика, обязательный атрибут консервативного стиля. Во втором случае идеален матовый металл, а усилить впечатление можно с помощью бензиновой зажигалки Zippo, традиционно ассоциирующейся с образом грубой силы.
Женщины, неравнодушные к амплуа железной леди, способной дать сто очков вперед любому мужчине, могут при подборе мелочей поэкспериментировать с мужскими аксессуарами (с теми же часами).
Разумеется, главное в таких экспериментах — не переборщить. Шик состоит в том, чтобы добавить изюминку в консервативную строгость, не нарушив единого ансамбля.
Стиль взаимодействия и тем более casuals дает гораздо больше возможностей самовыражения посредством деталей, хотя и здесь необходимы чувство меры и безукоризненный вкус. Чтобы в полной мере овладеть искусством передачи нюансов, нужно лишь научиться «слушать» вещи, ощущая, какое настроение и оттенки эмоций заложены их дизайнером.
В крайнем случае можно обратиться к каталогам и сайтам производителей, узнать целевую группу, для которой создавали тот или иной продукт, или просто почитать рекламное описание.
Работая над завершающими штрихами собственного образа, совсем нелишне помнить несколько аксиом хорошего вкуса. В идеале все кожаные и металлические аксессуары должны гармонировать по цвету. Например, к коричневому портфелю следует подобрать ремень, портмоне и футляр для очков того же цвета, а с часами из белого металла превосходно смотрятся выполненная в том же стиле зажигалка и очки в серебряной оправе. Разумеется, не стоит превращать это правило в догму, порой можно добиться очень необычного эффекта за счет сочетания различных тонов и оттенков.
Для casuals, например, вполне приемлема папка для документов или сумка для ноутбука бордового, кофейного или темно-зеленого цвета. Кроме того, по неписаным канонам деловой моды кожаные изделия не должны выглядеть совершенно новыми, только что купленными. Это непроизвольно вызывает мысль, что импозантный стиль не является неотъемлемым качеством человека, а лишь приобретен на время.
Едва ли найдется элемент имиджа, о котором сказано и написано больше, чем о часах. Американские психологи даже попробовали выявить закономерности между характером и предпочитаемым дизайном хронометра.
Например, считают, что консерваторы, живущие по принципу «старый друг лучше новых двух», питают слабость к механическим часам с римскими цифрами, а убежденные прагматики, реалисты и приземленные натуры отдают предпочтение классике с арабской нумерацией.
Чрезмерно общительные и контактные люди уточняют время по прибору с большим количеством наворотов, а неисправимые трудоголики выберут электронные Casio с калькулятором, телефонной книжкой и несколькими будильниками.
Упрямую и принципиальную натуру, превыше всего ставящую собственную точку зрения и не доверяющую мнению других, можно узнать по циферблату с черточками или точками вместо цифр. Разумеется, при покупке часов необходимо руководствоваться прежде всего своим личным вкусом и финансовыми возможностями.
Желательно, чтобы хронометр в точности соответствовал социальному статусу владельца и сменялся более престижными моделями по мере его служебного роста. При выборе той или иной ценовой категории имеет смысл придерживаться следующего правила: стоимость часов делового человека должна примерно в полтора раза превышать размер его ежемесячного оклада.
Мобильные телефоны за последние годы стали столь же значимым мерилом престижа и состоятельности, как костюм и часы. Это, кстати, сугубо российское явление, на Западе сотовый рассматривают исключительно с точки зрения практической пользы. При выборе мобильника следует ознакомиться с потребительской группой, для которой позиционируют ту или иную модельную линейку. Скажем, имиджевые телефоны едва ли подойдут к строгому стилю, здесь лучше остановиться на бизнес-варианте.
Женщинам стоит попробовать выбрать цвет аппарата, оптимально сочетающийся с другими аксессуарами и элементами одежды, тем более что сменные корпуса и панели позволяют менять внешний вид мобильника за считанные минуты. Возможность установки различных полифонических мелодий, предусмотренная почти во всех современных моделях, — лишний повод продемонстрировать свой тонкий вкус и любовь к прекрасному.
Подумайте сами, какое впечатление произведет «Черный бумер», тема из «Бригады» или набившая оскомину классика вроде Сороковой симфонии Моцарта! А, скажем, «Бранденбургские концерты» Баха или «Шотландская симфония» Мендельсона позволят моментально создать образ эстета и ценителя изящного.
Разумеется, все эти рекомендации и предписания не стоит возводить в ранг незыблемого правила, обязательного для исполнения. Сознательный отказ от следования деловому стилю, санкционированный самим руководством компании, — это тоже своеобразный стиль. Например, корпоративной гордостью сети московских магазинов IKEA служит некий менеджер. Его лицо украшено самым немыслимым пирсингом: кольца в бровях, в носу, в губе.
Наверняка в большинстве солидных фирм соискателю с такой внешностью сразу указали бы на дверь, но шведы сумели обыграть и обратить в свою пользу даже такую экзотику. Фотографию менеджера разместили на стенде, сопроводив пояснительной надписью следующего содержания: наша компания ценит и уважает своих сотрудников и всегда готова поддержать их творческое самовыражение.
Так что не надо бояться даже самых дерзких экспериментов со стилем. Упорно цепляясь за догмы корпоративного консерватизма, можно прослыть дремучим ретроградом, а чуть?чуть отпустив вожжи — гением кадровой политики, личностью широких взглядов, толерантным и либеральным человеком, способным найти подход к кому угодно.
Издание "Работа+Карьера"