«Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально - технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями»
Статья 43. Конституция Украины
«Все работы хороши - выбирай на вкус!» - учил когда-то товарищ Маяковский, одним крепким ударом, словно гвоздь в доску, вбив этот тезис в умы поколений эпохи «совдеп» настолько глубоко, что сделал его доминантой ментальности даже у многих современников.
Демократичность такого представления, однако, не мешала нам пугать нерадивых в учебе детей перспективой работы дворником, и массово идти за институтскими корочками, руководствуясь родительским мнением, мол, ВО «за плечами не носить» и т.п.
Пережив «юридически-экономическое цунами», пополнившее в итоге ряды украинских челноков, охранников, рыночных торговцев и работников сферы обслуживания, страна сегодня выходит на иной уровень, своеобразно «декоммунизируя» и «маяковский посыл».
И, «уровень» этот, надо сказать, довольно странный.
Утвержденные Министерством образования и науки профессии общегосударственного значения укладываются в весьма лаконичный список, недотянувший даже до двух десятков наименований. Современные профессии, помощь в освоении которых готово оказать правительство и государство в целом, выглядят сегодня так:
На самом деле, это не значит, что стране перестали быть нужны другие специальности как рабочие, так и интеллектуальные. Просто приоритетность такого выбора, со слов представителей МОН Украины, продиктована децентрализацией образования, предусматривающей передачу финансирования учебных заведений в руки исполнительных властей по месту их расположения.
Размер финансирования будет зависеть от потребности в конкретных кадрах, выпускаемых учебным заведением, на местном рынке труда. При этом, проблемой остается такой нюанс, как устоявшаяся логика построения сети учебных заведений, «заточенная» под заказ кадров на уровне всей страны.
Единственное на всю страну училище, способное выпустить тех же машинистов буровых установок, несмотря на свою востребованность и уникальность, будет теперь финансироваться за счет той области, в которой располагается и на усмотрение местных властей, опирающихся на потребности, опять же, местного рынка занятости. Само собой, что такие спецы не могут быть интересны «своей» области, так как работать , скорее всего, будут не на ее территории и не принесут прибыли в местный бюджет.
Получается, что только желанием сохранить подобное необходимое стране заведение, и продиктовано повышенное внимание к этой специальности со стороны государства.
В список "общегосударственных" были внесены и те профессии, спрос на кадры в которых превышает в разы фактическое количество учащихся на день сегодняшний. Так, современный рынок труда Украины предлагает свыше 1500 вакансий для профессии виноградаря, в то время, как в училищах страны на эту специальность учится сегодня всего … 44 человека! Специалистов - станочников деревообрабатывающих станков ждут 2600 вакансий, но учебные заведения страны могут «похвастаться» примерно 1400 таких учеников.
Ну, а считая Украину главным экспортером меда (первое место в Европе и третье в мире по данным 2015 года) в список внесли и довольно специфическую профессию пчеловода. И, это невзирая на то, что основными производителями этого продукта в стране являются не компании, предоставляющие вакансии этой профессии, а пчеловоды-частники, у которых масса претензий к справедливости цен по которым у них скупают мед компании-экспортеры.
В МОН, конечно, пообещали, что такой список будет обновляться каждый год, с учетом возникающих на рынке труда потребностей и нюансов, но дело ведь не в этом.
Принимая постановления о глобальных реконструкциях дорог, улучшении аграрного сектора и стремясь к независимости от дорого угля и газа, власть предержащие, тем не менее, не торопятся помогать в обучении комбайнерам, трактористам, ремонтникам и шахтерам (шахты есть и на Львовщине, и на Волыне, к слову).
Закрадывается мысль об удобстве использования в таких масштабных проектах «забугорной» наемной рабочей силы. Только не ясно, кому это удобно?
Что уже говорить о поддержке, так называемых, интеллектуальных профессий? Возможно, нам больше не нужны думающие специалисты?
Ну, а живописцы, которых собирается поддерживать держава, уж точно не смогут заполнить всю нишу, под названием «Культура» в Украине.
Истории известен решительный отказ правительства Черчилля от сокращения финансирования образования и культуры в Великобритании во время Второй мировой войны. Ярый ненавистник коммунистического режима и поклонник сигар спросил у своего Парламента, за что тогда есть смысл им воевать, если не за свою культуру и образованную нацию?!
Не может не возникать вопрос и в нашем случае: «За что тогда сражаемся мы?»
Уверен, что не только за «газово-угольную» свободу и, точно не за лидерство в экспорте меда.Пропонуємо вам зануритися в історію появи сенсаційної іграшки, а також з’ясувати, в чому полягає секрет її популярності.
Ігри цікаво не лише грати, а й розробляти. Вас приваблює сфера геймдеву, хочете спробувати себе в розробці комп’ютерних чи мобільних ігор? Давайте поговоримо на цікаву тему, а саме з чого розпочати в геймдеві новачку.
Кризові ситуації через біль і його долання дають потенціал для росту. Розглянемо разом з Jobs.ua, як за допомогою хобі та нових ідей адаптуватися до викликів сьогодення.
Бути захопленим своєю роботою — безумовно, це добре. Прагнути успіху і повсякчас зростати в своїх досягненнях — теж добре. Але чи існує та грань, за якою трудоголізм починає приносити більше шкоди, аніж користі?
Вивчити англійську за допомогою штучного інтелекту за 90 днів — вигадка чи реальність? Відповімо на це питання на порталі працевлаштування Jobs.ua, а заодно розглянемо набір корисних підказок, щоб вивчати іноземну мову швидше, ніж у додатках.