Единого образца в написании резюме нет. Может быть, это и плохо. Вот если бы государство озаботилось и выпустило какой-нибудь сборник нормативных рекомендаций по написанию резюме – тогда сразу стало бы понятно, как именно нужно писать, чтобы занять высокий пост. Пока же такого сборника нет: каждый пишет во что горазд. Тем не менее, все время происходят какие-то пертурбации: одни резюме считаются модными, другие – нет. Впрочем, есть и некоторые «течения», направления в написании резюме. Именно на них можно ориентироваться, когда вы собираетесь связаться с работодателем.
В нем никто не скрывает свой возраст. Соискатель публикует свою фотографию без попыток выглядеть более взрослым (например, на улице, на отдыхе). И не надо пудрить себе волосы с целью создать раннюю седину… В резюме сообщается, что соискатель учится или только что закончил учебу. Можно указывать даже темы дипломных работ, если их названия могут что-то значить для кадровика, и фамилию научного руководителя, если его имя что-то может сказать тем, кто прочтет резюме (например, «диплом на тему «О борьбе с коррупцией», научный руководитель – Жириновский В.В.»).
Если вы проходили студенческую стажировку в компании с громким именем, то об этом тоже надо написать. При этом должность можно и не указывать, если она была чересчур заурядной.
Есть мнение, что у молодого специалиста всегда есть шансы попасть на государственное предприятие: мол, там платят мало, никто туда работать не идет, поэтому молодого выпускника там с руками и ногами оторвут.
Отчасти это правильно. Но госпредприятие госпредприятию рознь. На одних и вправду мало платят, а из-за большого дефицита кадров берут туда кого попало. Но есть также и государственные структуры, которые вошли в приоритетные национальные проекты – по здравоохранению, строительству.
Там очень хорошие зарплаты, большие премиальные, и устроиться туда на работу не так-то просто: конкурс при отборе, понимаете ли…
В таком вот резюме нужно как можно больше классического, «тяжеловесного» материала: что и в каком году окончили, в каком городе и на каком предприятии (включая адрес) проходили практику, какой диплом получили (можно даже номер указать, чтобы у кадровой службы была возможность этот номер перепроверить). В такое резюме не подходят легкомысленные фотографии: соискатель должен быть сфотографирован как на паспорт.
Такое резюме нужно писать, если вы собираетесь трудоустраиваться в компанию с именем. В нем нельзя уподобляться несчастному, только выпущенному студенту, который едва может связать пару слов. Идея такого резюме: «я хоть совсем недавно отучился, но уже высококлассный специалист». Никаких упоминаний о дипломных работах и научных руководителях: для вашего работодателя это примерно то же, как если бы вы вспомнили о своем пребывании в детском саду.
В таком резюме должно быть как можно больше упоминаний о ваших успехах: работал в таком-то отделе, выполнял такие-то обязанности. У работодателя должно сложиться впечатление, что вы супербыстро приспосабливаетесь к новым обстоятельствам, суперскоро обучаетесь и что вы вообще суперский малый.
***
1. Так уж сложилось, что русских традиций менеджмента у нас нет, а есть только традиции западные. Поэтому любые упоминания о западном опыте в вашей карьере очень приветствуются. Если вы учились за границей – обязательно об этом упомяните. Если проходили практику в западной компании (хоть полдня в качестве уборщика помещений) – не забудьте об этом рассказать. Если совсем ничего «западного» в вашей учебе и карьере не было – продемонстрируйте хотя бы свое знание иностранного языка: например, напишите свою фамилию по-английски. Конечно, работодатель не настолько туп, чтобы восторгаться вашим знанием английского в объеме 4 классов общеобразовательной школы, но и вы же не собираетесь на этом останавливаться: наверняка уже записались на курсы иностранного языка, верно?
2. Некоторые работодатели, что называется, «любят» соискателей «глазами». Это значит, что им нравятся красиво оформленные резюме. Например, ваше резюме может быть в виде такой вот таблички, где каждый пункт (имя, опыт работы, качества) находится в своей строчке, в своем столбике. Сделать табличку можно в Ворде. Если хотите – закажите оформление резюме знакомому студенту-дизайнеру: возьмет он с вас за это, наверное, недорого. Только объясните, что вам нужны не средневековые виньетки, а современный стиль эпохи постмодернизма.
3. Иной работодатель не хочет верить своим глазам: ему нужно и послушать что-либо про вас. Поэтому можете выделить в резюме особую строчку: озаглавьте ее – «рекомендации обо мне могут дать…». Напишите имена, телефоны, должности людей, которые знают вас еще с пеленок и которые убеждены в вашей непревзойденной менеджерской сущности.
4. Если вы успели оставить какой-либо след в Интернете – дайте работодателю гиперссылочку. Может, о вас написал «Коммерсант» или «Деловой Петербург»? Может, вы давали комментарий как специалист журналу «Эксперт Северо-Запад»? Пусть в вашем резюме будут ссылки на это.
5. Возможно, у вас есть какие-то материальные подтверждения вашей квалификации. Например, вы разработали новую программу... Спроектировали красивый дом... Изобрели новую открывашку для пива…Все это можно упомянуть в резюме, а заодно приложить фотографии, диски с изображением, демонстрацией того, чем именно вы можете похвастаться.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.