Группе управляющих, тренирующих свои способности принимать решения в любой ситуации, было дано задание: добраться из пункта «А» в пункт «В». Надо было решить управленческую задачу: выбрать способ передвижения, составить план, наметить маршрут, решить, что взять с собой, распределить обязанности среди участников и т.д. Мужчины управляющие подошли к вопросу по-деловому. Они рассчитали все до последней детали: в качестве транспорта был выбран велосипед, затем достали карту, наметили маршрут, взяли запасные колеса, решили, кто поедет впереди, кто сзади, где будут остановки и т.п. Но как только в команде менеджеров появилась женщина, первое, что она спросила: «А все ли умеют ездить на велосипедах?» Мужчины точно рассчитали, сколько потребуется бутербродов, во что их завернуть, кто их повезет, а женщина спросила: «А кто что любит?».
То есть мужчины-управляющие ориентировались на решение поставленной задачи, женщины – на человека, которому эту задачу предстоит решать. В этом и есть основное отличие женского стиля управления от мужского. Очевидно, что процесс руководства имеет две стороны: «мужскую» - ориентированную на задачу и «женскую», направленную на взаимоотношения людей. Ключ к успеху управления – в сочетании этих стилей.
Если в группе одни мужчины, то женский аспект лидерства – гармонизацию отношений – берет на себя кто-то из них. Если одни женщины, то кто-то из них должен взять на себя мужской аспект управления. Американский исследователь Джек Денфелд Вуд в своей статье «Две стороны руководства» пишет о том, что в разных сферах жизни и в различных культурах соотношение мужского и женского начал может быть разным. Так, к примеру, он приводит слова японского стажера, обучавшегося в США по программе МВА.
«Американцы и другие западные люди стараются показать себя, выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность в группе. Мы, японцы, рано постигаем, что гармония в группе – самое важное. Вы можете видеть это по нашим семьям, нашим группам, нашим организациям».
Психологические особенности женского стиля управления неоднократно исследовались учеными Санкт-Петербурга. В нашем институте, например, проводилось тестирование мужчин и женщин-руководителей разного ранга. Интересно, кстати, что женщины участвовали в исследованиях с большим желанием и интересом, чем мужчины, что свидетельствует об их активности в познании самих себя.
С помощью теста Тимоти Лири изучались устойчивые психологические свойства, определяющие социальное поведение человека и взаимоотношения в малых группах. Выделялись факторы доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно они определяют общее впечатление о человеке в процессе общения. Кроме того, исследовался творческий потенциал и потребность в одобрении.
Анализ результатов показал, что у мужчин-руководителей преобладает доминирование и агрессия. Часто это выражается в самодовольстве и превосходстве над окружающими. У мужчин-руководителей обособленная позиция в группе, они играют гендерную роль «парня», что характеризуется чертами уверенного и соперничающего с другими человека, защитника и борца за справедливость. Мужчина-руководитель часто прямолинеен до агрессивности, чрезмерно упорен, как правило, недружелюбен, бывает несдержан и вспыльчив. Агрессия у мужчин часто проявляется, когда они не хотят показывать свою чувствительность. Вместо того, чтобы «заплакать», (т.е. проявить сочувствие, помочь), мужчина может, не желая показать свою «слабость», проявить неоправданную агрессию. На стиль мужского руководства очень сильно влияют социокультурные стереотипы, согласно которым мужчина должен быть суров, непреклонен, требователен и даже иногда несправедлив, если, как он считает, этого требуют интересы дела. Мужчины реже, чем женщины, нуждаются в одобрении и похвале, им важнее выиграть в соперничестве с другим мужчиной-руководителем.
Женщины-руководители великодушны, дружелюбны и готовы прийти на помощью В отличие от мужчин, они не боятся вступать в дружеские отношения с подчиненными. Часто именно благодаря таким отношениям, а не приказам, женщины добиваются результата. Они нацелены на творческое сотрудничество, открыты для общения, умеют быть выдержанными и дипломатичными. Доминирование у женщин сочетается с подчинением, они больше, чем мужчины нуждаются в помощи и доверии со стороны окружающих. Если в среде сотрудников женщина-руководитель явно доминирует, то во внешней среде – в общении, например, с государственными структурами, с социальными институтами, - она порой испытывает неуверенность. Для женщины очень важно одобрение ее деятельности, для нее он важнее, чем материальные блага.
Тесты показывают, что чем выше должность, которую занимает женщина, тем выше показатель авторитетности и агрессивности, – это следствие необходимости использовать мужские качества для достижения цели. Женщины, руководящие небольшим коллективом, используют в большей мере дружественный стиль управления.
У женщин достаточно высокий творческий потенциал, однако, ей порой не достает веры в себя. Мужчины-руководители, напротив, слишком верят в себя, и это мешает им критически подойти к себе и своим решениям. Что же касается их творческого потенциала, то он, согласно результатам тестирования, колебался в широких пределах, – от значительного до небольшого. И это еще раз подтверждает мысль о том, что мужчина часто становится руководителем просто потому, что он – мужчина.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.