RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи
  5. На счет, на вес и на зуб

На счет, на вес и на зуб

18.06.2008 663

Соблазны эпохи шопинга не оставляют шанса вырваться из калейдоскопической гонки.

А добрые люди, конечно, найдутся, подскажут, ради чего такого сверхмодного мы спешим избавиться от прошлогоднего «старья». Виноваты во всем именно они, точно знающие, что прельстит нас завтра и послезавтра… эти дотошные товароведы.

Вы не знали о существовании столь загадочной фигуры, которая играет едва ли не ключевую роль в потребительской участи? К счастью, о нас с вами позаботились, предусмотрев должность «товароведа» в каждом мало-мальски пристойном магазине. Именно он печется, чтобы на прилавки в нужных количествах попадал разнообразный и качественный товар. Не верите в его могущество? А представьте ситуацию. В обувном не нашлось сандалий нужного размера и удобного фасона; в овощном — только увядшая капуста да гнилой картофель; давно уже не встречали на прилавках своих любимых макарон, а ваше чадо устроило истерику при всем честном народе из-за отсутствия в «Детском мире» загадочного «Красного Рейнджера»… Станете ли вы утверждать, что день удался? А если этот кошмар будет повторяться регулярно? Что сможете сказать о жизни в целом?

Но не только (даже не столько) для покупателей важна эта должность, как для магазинов и их владельцев. Товаровед — ключевая персона, от которой зависят темпы продажи и, соответственно, прибыль, будь-то магазин сантехники, мебельный салон, бутик или аптека.

Ведь рост товарооборота, в котором заинтересованы все без исключения бизнесмены зависит от нашей покупательной способности. А оная определяется не одной лишь толщиной кошелька, как могло бы показаться на первый взгляд. «Покупательская способность» — не только возможности, но и желания. И как всякие желания, капризна и переменчива, потому как зависит от множества разных факторов. Да-да, и от погоды тоже! Но в первую очередь, конечно, от экономических показателей и политической стабильности страны. Учитывать приходится и мелочи, и его величество «форс-мажор»… Например, осенью трагичного 2001-го американские граждане резко прекратили делать крупные покупки. Вот таким вот образом аукнулась бизнесменам трагедия 11 сентября — мощный стресс и последовавшая за ним неуверенность в завтрашнем дне заставили многих забыть о бренном и материальном, и задуматься о душе, отринув мирские дела. Так что, в идеале, товароведы-аналитики обязаны прогнозировать эхо подобных катаклизмов.

Но не только события в стране и обществе должны волновать эксперта потребительских чаяний. Каждая сфера бизнеса имеет тонкие настройки, и товаровед должен хорошо освоить интерфейс своего дела.

Под знаком Меркурия

Меркурий — бог торговцев всяческих мастей в Древнем Риме — заправлял разными купеческими делами, был вездесущ и охранял товар от воров. Правду говоря, отличался плутоватостью, очень уж был ловок и изворотлив… Таким же изворотливо-изобретательным, прозорливым и всеведущим нужно стать товароведу, дабы превратиться в лакомый кусок для хедхантеров.

Чтобы преуспеть на торговом поприще, товароведу необходимо снискать благосклонность этого купеческого божка: обладать коммерческой сметкой, цепким взглядом и быстрым разумом. Нужно интуитивно чувствовать потребности рынка и уметь налаживать выгодные связи. Ведь сегодня эти специалисты отвечают не только за темпы продажи, проще говоря — реализацию продукции. В компетенции товароведов — и «любезные» отношения с поставщиками, и аналитическая работа: отслеживание спроса и прогноз предложений...

Еще одна важная задача — проверка корректности оформления документов, прилагаемых к товару (накладных и сертификатов соответствия). Особую бдительность в этом вопросе следует проявлять специалистам, имеющим дело с продуктами питания и алкоголем.

Суровые и торговые будни

Сегодня в эту профессию включают «ингредиенты» специальностей, появившихся в нашей стране сравнительно недавно. Например, товароведы разделяют права и обязанности с менеджером по закупкам, определяя объем и качественный состав приобретаемого товара.

Колебания рынка требуют быстрой реакции, вот специалисты тщательно и отслеживают спрос на разнообразные виды продукции. Приходится перевоплощаться и в маркетолога, собирать и анализировать информацию о рынке: мониторить сайты, просматривать рекламные ролики, посещать выставки. Ведь товароведы должны стараться сделать все возможное, чтобы новинка как можно скорее появилась в их магазине, опередив конкурентов.

И уж никак нельзя допустить, чтобы товар залежался на складе и, тем более, был возвращен обратно. Последнее как красная карточка в футболе — просто недопустимо.

В основном обязанности «среднестатистического» и «универсального» товароведа сводятся к следующему:

· Составление и отправка заказов

· Проверка заказов от сторонних организаций

· Прием товаров

· Контроль наличия и качества

· Проверка необходимых сопроводительных документов

· Инвентаризация и учет продукции

· Создание баз данных магазина или склада. Контроль наличия штрих-кодов в базе данных

Не чужда товароведам и просветительская работа: иногда они обучают и информируют продавцов торговой точки, находящейся в их ведомстве, об ассортименте и качестве сбываемого товара. А в случае необходимости, товароведу приходится подменять любого сотрудника магазина, т. е. того же продавца.

В общем, многое зависит от способа организации торгового процесса на том или ином предприятии. Этот специалист может заниматься приемом товара от заказчика, проверкой его количества и качества, списанием, разбраковкой, уценкой и переоценкой, резервированием, инвентаризацией, ведением классификатора продукции. Часто приходится следить за соблюдением сроков реализации, заказа и поставкой товара. На некоторых предприятиях в обязанности товароведу (и без того нелегкие) вменяется дополнительные — формирование цен.

Каждому свое

Впрочем, можно избрать небольшой участок работы: до сих пор актуальны специалисты «неширокого» профиля. Узкая специализация товароведов, характерная для советских времен, сохранилась в отдельных компаниях и по сей день. В штатном расписании некоторых корпораций значится особая должность — товаровед по претензионной работе. Она предусматривает составление претензий к поставщикам относительно качества товара, количества либо несоблюдения сроков. Очень желанны товароведы по ассортименту: аналитическо-творческое направление, требующее от специалиста интуиции, особого «нюха».

Векторы разнообразнейшие — товароведы нынче в почете. Небольшие предприятия экономят, нанимая на эту должность одного специалиста и взваливая на его плечи груз всех перечисленных выше обязанностей. Компании покрупнее разделяют полномочия на несколько персон.

1. Товароведы по закупкам (название говорит само за себя).

2. Бракеры, специализирующиеся исключительно на качестве товаров.

3. Товароведы по ассортименту. Выражаясь фигурально, раскладывают все по полочкам.

4. Товаровед по претензионной работе — незаменимая должность для больших магазинов и торговых центров.

Все эти работники нужны и в магазинах, и в торговых компаниях, и на складах — как оптовых, так и розничных. В общем, с товароведческими знаниями есть куда податься!

Ковка кадров

Кстати, о знаниях… Чтобы стать профи, нужно буквально разрываться, насыщая свой разум обновленной информацией. Работодатели многого ожидают от хорошего специалиста: Профессионалу коммерции нужно…

  • Хорошо знать основы экономики, организации труда и управления.
  • Изучить инструменты маркетинга и основы организации рекламы.
  • Быть в курсе конъюнктуры того сегмента товарного рынка, в котором его компания занимает нишу.
  • Располагать информацией о содержании нормативных документов, касающихся работы его предприятия.
  • Иметь представление о современной моде и тенденциях ее развития.
  • Перенимать передовой отечественный (а порой и зарубежный опыт) организации торговли и (или) складского хозяйства.
  • Иметь эстетический вкус.
  • Постоянно пополнять знания в области социологии и психологии.

«Сколько?» и «Почем?»

Товаровед прекрасно знает ответы на подобные вопросы, особенно когда речь заходит о его зарплате. Кому, как не асу в делах торговых, составить себе цену и выгодно подать, в том числе и собственную персону. Ситуация на рынке вакансий подтверждает объективность подобной логики: сегодня специальность — одна из самых высокооплачиваемых и, следовательно, почитаемых работодателем. На руку этим специалистам и положение в стране, в которой сфера торговли доминирует над сферой производства.

  • Итак, выпускник вуза с дипломом экономиста, без опыта работы может рассчитывать на заработную плату от 500 долларов в месяц. Потолок — 600, ну и как бонус — драгоценный опыт, который в дальнейшем повысит карьерные шансы.
  • Минимум, на что может рассчитывать товаровед с опытом работы в торговле от одного года — 700 долларов, которые в некоторых случаях работодатель может подсластить бонусами от продажи, при условии, если товаровед будет выполнять еще и функции менеджера.
  • Специалист с опытом работы от 5 лет и аналитическими задатками «горазд» зарабатывать от 1000 долларов в месяц. Часто его должность именуется как «заведующий» — отделом, магазином или складом.

Некоторые работодатели начисляют зарплату товароведам, руководствуясь не стажем или образованием, а показателями рентабельности их отдела. Поэтому обычно доход специалистов зависит от уровня продажи.

Портрет представителя отрасли

Каким видит работодатель специалиста, которому доверит участь своего бизнеса? Вот самые распространенные требования, составленные на основе данных киевских сайтов вакансий:

  • Возраст от 25-40 лет.
  • Высшее экономическое образование.
  • Опыт работы от 1 года (в какой-либо конкретной сфере — галантерея, продукты, техника и т.п.).
  • Столичная регистрация.
  • Уверенный пользователь ПК: знание «1С: Торговля,Склад», Microsoft Office .

Как дополнительные требования часто встречаются такие качества, как коммуникабельность, презентабельность и стрессоустойчивость. Нередко попадаются работодатели, отдающие предпочтение кандидату со средним специальным образованием, но с большим опытом работы. Вполне посильные запросы!

Люся ШВАРЦ

Комментарий специалиста: Александр Онищенко, товаровед продуктового отдела супермаркета

Трудно было только вначале, когда пришел: сложно приходилось сопоставлять все факты и события, отслеживать и контролировать процесс... К тому же это был мой первый опыт на такой должности. Пока концентрируешься на чем-то одном, упустишь другое… Приходилось проявлять чудеса изворотливости! Но со временем все образовалось, я «вписался» в ритм, наладил отношения с коллегами и партнерами… Ведь результаты моей работы в определенной степени зависят от коллектива, а он здесь дружный.

Брак за борт!

Покупатель судит о профессионализме товароведа по качеству товара и радующему глаз разнообразию на витринах, а работодатель — еще и по количеству товарных остатков, то есть бракованной продукции, которую «прозевал» товаровед, в то время, как он должен был ее вернуть поставщику. Ведь грамотный специалист может сходу отличить высококлассную продукцию от халтуры. А если специфика товара такова, что дефекты визуально определить невозможно, но сомнения в качестве изделия все-таки возникли, специалист должен тщательно проверить соответствие товара ГОСТам.

Читайте также

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 Декабрь, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 Декабрь, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 Декабрь, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 Декабрь, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


↑ Наверх