«Зачем мне это нужно? Уж я-то точно никогда не участвую в
сплетнях!» — слышу гневный возглас читателей. Но не спешите с праведным
негодованием переворачивать страничку «ПР». Даже не являющиеся «авторами»
душещипательных историй о сослуживцах, не застрахованы от превращения в героя
очередного эпоса стараниями офисных братьев Гримм. Исследования показывают, что
65% сотрудников хотя бы однажды да посплетничали. Стоит прибавить, что эти
цифры, вероятнее всего, — число респондентов, имевших мужество сознаться в
неблаговидном поведении. Дело усложняется тем, что грань между обычной беседой,
в которой обсуждаются новости дня, а участники выказывают свое отношение к
событиям, и пересудами призрачна. Сплетня — не обязательно клевета, она с
одинаковым успехом может быть как правдой, так и предположением. На мой взгляд,
«Напрасные слова» — не только название популярного романса Александра Малинина,
но и наиболее точный синоним к слову «сплетня». Ибо любая достоверная
информация, которую человек предпочитает не делать достоянием широкой
общественности, но выплывшая наружу стараниями «доброжелателей», — уже сплетня.
Прежде чем разбираться, как противостоять сплетням, поразмыслим над их
природой.
«Почему вы все время
сплетничаете?»
роман»), признаться, до сих пор не лишен актуальности. Биологи и психологи
придерживаются различных взглядов на причины возникновения слухов. По уверениям
представителей биологической науки, разгадки пересудов — в далеком прошлом
человечества, когда слухи носили сугубо защитные функции. Обмениваясь
сведениями об отсутствующих, первобытные люди предупреждали друг друга о
возможной опасности. Психологи пришли к выводу, что причины сплетен — в
дефиците обратной связи, в которой испытывает потребность каждый член социума.
Но и те, и другие сходятся на том, что сплетничанье — неотъемлемая часть
человеческой натуры, иными словами, от сплетен и слухов никуда не деться. Можно
выделить признаки коллективов, где почва для злословия наиболее благоприятна.
Рассадником слухов можно считать компании с низким уровнем корпоративной культуры.
Рождаются произведения разговорного жанра и от безделья, то есть там, где у
сотрудников вдоволь свободного времени. Сплетнеопасные ситуации создаются из-за
плохой информированности в тех организациях, где руководство общается только с
«избранными». Не исключение и коллективы, где появляется «белая ворона» —
коллега, не вписывающийся в корпоративные каноны или по отношению к которому
испытывают неприязнь. В этом случае, когда сплетни распускаются умышленно,
чтобы навредить, они, как правило, не соответствуют действительности и попадают
под уголовную ответственность по статье «Клевета», то есть на обидчика можно и
нужно подать в суд. Но не всегда напраслина возводится из злого умысла. Большая
часть шедевров рождается «не корысти ради». Например, ваш сослуживец, назовем
его Вовой, сообщает своему приятелю, назовем его Колей, что он собирается
вечером заехать к бывшей жене забрать доставшиеся от раздела имущества домашние
тапочки. На вопрос другого приятеля — Васи — о том, куда подевался Вова, не
дошедший до «пункта особого назначения», коим является ближайший ресторан, друг
Коля, не задумываясь, выдает: «А у него сейчас встреча с бывшей женой». В свою
очередь, Вася передает собравшимся друзьям новость дня: «Представляете, наш
Вован встречается со своей бывшей! Наверное, у них все наладилось!» И тут же
один из «сердобольных» приятелей звонит девушке Вовы, чтобы невзначай
обрадовать ее известием об измене бой-френда. Тщетно искать виноватых! Обратите
внимание, в этой ситуации никто не лгал, просто сработал принцип детской игры в
«испорченный телефон». В любом случае, распространение сплетен может не только
насолить, но и сыграть на руку.
Сплетни — это хорошо?
Нет нужды подробнее останавливаться на негативных сторонах сплетен, перечислим их вкратце (см. таблицу). Перемалывание косточек отвлекает от основных обязанностей, не говоря о том, что особо впечатлительных надолго выбивает из колеи. Попробуй сосредоточиться на балансе, когда сообщили, что пренеприятная Марья Ивановна из соседнего отдела пятый раз вышла замуж! Не прибавят трудового оптимизма и шелестящие за спиной нелестные характеристики о вашем профессионализме типа: «Понятно, почему она получила продвижение по службе, ведь шефу всегда нравились блондинки!». Но еще хуже, если в результате интриг начальник станет принимать неправильные кадровые решения. Вред приносят любые слухи, даже позитивные (тем более, если они не имеют объективных оснований). К примеру, вы всеми фибрами души приготовились к грядущему повышению заработной платы. Представьте масштабы свого разочарования, когда выяснится, что слух был ложным. Более любопытен положительный эффект сплетен. Итак, слово адвокатам злословия. Есть категория населения, не только не боящаяся толков о себе, но и зачастую воспринимающая их с удовольствием. Догадались, о ком речь? Конечно же, о знаменитостях, для которых любой скандал — способ подогреть интерес публики, привлечь к себе внимание или шокировать окружающих. Применение такого целенаправленного PR-хода на работе позволяет быстрее продвинуться по служебной лестнице. «Хорошие» сплетни способствуют тому, что начальство скорее обратит внимание на сотрудника и примет нужное решение. Пересуды помогают ориентироваться в сложившихся в коллективе отношениях: кому благоволит начальство, к кому можно обратиться за помощью, а от кого лучше держаться подальше. Участвуя в обсуждениях, вы становитесь своим, входите в социальную группу, что особо ценно для неофитов. Как ни странно, но именно благодаря сплетням мы лучше всего усваиваем неписанные правила поведения. Например: «Как мы рады, что уволилась секретарь нашего босса! Она всегда так кичливо одевалась и часами болтала по служебному телефону», — выдают вам информацию новые сослуживцы и вы делаете соответствующие выводы. Помимо всего, сплетни могут благотворно влиять на самооценку, ведь слушая «сарафанное радио», неизбежно приходится сравнивать себя с другими. Если Том Круз бросил раскрасавицу Николь Кидман, то счастье уж точно не в том, чтобы родиться красивой! Вот вам и полегчало. Результаты опросов показали, что так или иначе 65% респондентов сплетни «пригодились» в работе и построении карьеры. Так что, если нравится сплетничать, — вольному воля, но не забывайте, что посеянное прорастет плевелами и, наверняка, воздастся сторицей. И тогда придется принимать меры безопасности.
И как с ними бороться?
Лучший способ уберечься от сплетен, по словам Фаины Раневской, — прожить жизнь так, чтобы не страшно было продать своего попугая главной сплетнице города. Но если вам не совсем по нраву никуда не ходить и ни с кем не встречаться, чтобы сберечь свой имидж, можно усвоить ряд правил, которые помогут избежать пересудов.
· Если возникает потребность поговорить о сокровенном, подберите подходящего собеседника: заведите дневник или пообщайтесь с тем, кто уж точно не станет выбалтывать подробности вашей жизни — психолог, психотерапевт, священник…
· Если сплетничают в вашем присутствии, а вам это претит, переведите разговор в нейтральное русло, например, вспомните пришедшую на ум интересную историю.
· Не оправдывайтесь, услышав нелестные отзывы о себе, потому что если вы станете рвать на груди рубашку, то только укрепите подозрения: раз волнуется, значит, есть что скрывать.
· Можно выступить с инициативой — заказать тренинг о вреде сплетен и способах борьбы с ними.
· Всегда можно прямо прервать сплетника. Конечно, при этом наживете себе недоброжелателя, но и сторонники у вас тоже непременно появятся.
· Если шушуканье слышится за вашей спиной, попытайтесь разобраться, почему вы стали объектом сплетен, возможно, ваше поведение не совсем безупречно?
· Можете немного погордиться: если о вас ходят слухи, значит, интересны окружающим.
· Но самый действенный способ — профилактика. Если попали в сплетнеопасную ситуацию, лучше зарубить сплетню на корню. Например, случайно вы оказались в кафе с мужем подруги, вас увидели общие знакомые. Не поленитесь, в тот же вечер перезвоните приятельнице и, между прочим, сообщите: «Сегодня в кафе увидела твоего мужа, он говорил, что ты приболела. Как себя чувствуешь?». Так вы оградите себя от сплетен. А вот если бы промолчали, кто знает, как события развивались бы дальше.
<span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman"; color: windowtext;">А еще старайтесь никого не осуждать и говорить о людях побольше хорошего, ведь всем известно: «не судите и не судимы будете», и «как аукнется, так и откликнется».<o:p></o:p></span>
Оксана Никитина, психолог, член Европейской Психотерапевтической Лиги
Сплетни и слухи являются
базовой коммуникативной потребностью, поэтому избавиться от них — задача
невыполнимая. Лучше всего реагировать на слухи о себе спокойно, чтобы не дать
возможности сплетникам манипулировать вами. А если не удается и сплетники
попадают по «больному месту», то посмотрите на это не линейно, а объемно,
заглянув внутрь себя и определив источник переживания так болезненно
отреагировавшего на сплетню, и трансформируйте его. Бывают ситуации, когда
сплетни целенаправленно бомбардируют одного и того же человека, чтобы навредить
ему или выжить из коллектива — так появляются аутсайдеры. Руководитель
коллектива должен жестко пресекать такие вещи. Вообще распространение слухов во
многом зависит от политики, проводимой руководством. Прежде всего руководитель
обязан следить, чтобы отношения в коллективе были прозрачными, правильно
организуя мотивацию своих сотрудников, раскрывая их потенциал и не провоцируя
конкуренцию на основе приближения и отдаления от себя.
«Хорошие» сплетни |
«Плохие» сплетни |
С помощью сплетен усваиваются неписанные правила поведения |
Могут унизить и нанести непоправимый удар по репутации |
Могут стать частью PR личности, «подогрев» интерес к ней |
Необъективная информация может стать причиной принятия неправильных решений |
Помогают разобраться в межличностных отношениях, дают информацию о членах коллектива |
Даже приятные слухи, если они неправдивы (к примеру, о повышении зарплаты), могут привести к разочарованиям |
Содержат справедливые замечания, помогающие оценить себя критически |
Пустословие и злословие отвлекают от основных обязанностей, а склоки и интриги сказываются на результатах труда |
Могут поднять самооценку при сравнении себя с другими |
Распространение лживых слухов создает почву для манипулирования |
Разговоры «за жизнь» помогают сдружиться, адаптироваться в незнакомой среде |
Способствуют созданию нервозной атмосферы |
Информационная справка
Статистика злословий показывает, что на кулуарные беседы у сотрудников уходит почти 2/3 свободного времени на работе, причем, чаще всего достается друзьям и знакомым собеседников (около 90% сплетен), на обсуждение пикантных подробностей из жизни знаменитостей — 5%, реже всего говорят о семье — 1,5%. Передают услышанную сплетню 60% опрошенных, причем, почти 30% транслируют информацию более чем трем знакомым. Популярнее всего слухи, порочащие тех, о ком в них говорится (почти 70%).
Кстати
В стародавние времена английским словом «gossip», которым сегодня обозначают сплетню или сплетницу(ка) называли мужчину-собутыльника или женщину, вхожую в дом, помогающую по хозяйству и даже во время родов. Иными словами, под определение попадали те, кто обладал особой информацией о семье и в определенных обстоятельствах (например, под влиянием спиртного или звона золотых монет) мог выболтать пикантные сведения.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».