Стресс от потери работы сопоставим, разве что, с эмоциональным потрясением от известия о неизлечимом заболевании или даже… от тюремного заключения. Помочь «потерпевшим» найти выход из столь нелегкого психологического (и материального!) положения — задача специалистов службы занятости, не понаслышке знающих, КАК поддержать безработных в трудную минуту.
Ответить на вопрос, что такое служба занятости, может практически каждый, кто хотя бы раз по собственному (или не совсем) желанию попадал в список безработных или, наоборот, подыскивал персонал для фирмы. Оказаться в числе клиентов ЦЗ (центра занятости) довольно просто: достаточно уволиться из «родной» компании или, скажем, не найти места по специальности после окончания вуза — и вы уже вправе становиться на учет в расчете на выплату денежной помощи. А вот как записаться в ряды тех, кто помогает безработным и их потенциальным нанимателям найти друг друга? Ответ знают преподаватели профильного вуза.
Через служебный вход
Сегодня в структуре Государственной службы занятости трудится около 16 тысяч сотрудников. Юристы и психологи, социальные работники и социологи, кадровики и управленцы, специалисты по информационным системам и компьютерной технике… По большому счету, работать в ЦЗ можно практически с любым образованием, но стоит учесть несколько важных нюансов.
Где научиться? Хотите управлять персоналом районного ЦЗ? Тогда вам пригодится диплом психологического или управленческого факультета. Нравится общаться с посетителями, принимая участие в решении их проблем? Существенно помогут знания все той же психологии или социальной работы. Этим специальностям сегодня обучают едва ли не в каждом втором отечественном вузе. Но вот профильную подготовку, связанную со спецификой деятельности, можно получить только в Институте подготовки кадров Государственной службы занятости. Как объясняет ректор вуза Юрий Маршавин, у этого рода деятельности есть две особенности, «благодаря» которым оказаться в рядах сотрудников могут далеко не все желающие. Во-первых, эта служба государственная и зачисляют на нее только прошедших сложнейшую процедуру профессионального отбора и принявших присягу. Во-вторых, для социальной работы важны не столько профессиональные, сколько личностные качества. Ведь приходится иметь дело с теми, кто оказался в сложных ситуациях: потерявшими работу, инвалидами, выпускниками школ и вузов без опыта работы… И чтобы помочь им, одного знания методик подбора вакансий недостаточно. Неудивительно, что в задачи института, кроме профессионального обучения, входит формирование высокоморальных качеств и освоение знаний о специфике государственной службы.
В чем преимущества? В большинстве отечественных вузов дают системную подготовку по той или иной специальности (с дипломом по которой примут практически в любую структуру или организацию). Институт же готовит кадры исключительно для работы в Государственной службе занятости, что существенно сказывается на содержании обучения.
— Любой учебный план состоит из двух частей: нормативного (определяемой министерством образования и науки, обязательное изучение которой гарантирует диплом гособразца) и вариативного компонентов (каждый вуз формирует его самостоятельно, исходя из специфики и отраслевой принадлежности), — рассказывает декан факультета социальных коммуникаций Наталия Патыка. — Наполняя вторую составляющую, мы ориентируемся на социальное предназначение службы занятости. Поэтому в учебных планах довольно много профильных дисциплин, знание которых пригодится в работе с безработными.
Что изучают? Прежде всего студенты узнают об особенностях работы на государственной службе, а также правах, обязанностях и возможностях госслужащих. Особое внимание уделяется приобретению знаний о тонкостях общения с безработными, к которым нужно уметь найти подход, мотивировать к работе (или учебе), убедить заняться той или иной деятельностью. Будущих сотрудников ЦЗ приучают постоянно отслеживать и анализировать тенденции развития рынка труда, специфику кадрового спроса и уровень востребованности специальностей, делать выводы и соответствующие прогнозы. Скажем, если безработный хочет трудиться в сфере, где нет (возможно, в ближайшее время и не будет) вакансий, его стоит ориентировать на более востребованные профессии.
Служба поддержки
Большинство студентов института — работники центров занятости, обучающиеся на бюджетной основе (за счет Фонда общеобязательного социального страхования на случай безработицы). Лишь немногие поступают на контракт и платят за обучение до трех тысяч гривен в год.
В Институте подготовки кадров службы занятости можно получить как первое, так и второе высшее образование. Факультет социальных коммуникаций готовит бакалавров психологии и программной инженерии, факультет экономики и управления — менеджмента организаций, а также управления персоналом и экономики труда. А вот второе высшее предлагают лишь по психологии, менеджменту организаций и социальной работе. Ассортимент программ переподготовки не случаен, ведь сотрудникам ЦЗ в первую очередь нужны навыки психолога, социолога и социального работника. Эти специалисты должны владеть информационными технологиями, уметь проводить социологические опросы и анализировать полученную информацию, используя специальное программное обеспечение.
Как поступить? Вуз государственный, так что можно учиться и по контракту, и за счет госбюджета. Правда, бесплатно обучаться могут не все желающие, а только пришедшие по направлениям центров занятости. С этого года в ряды студентов зачисляют по результатам внешнего независимого тестирования. Обязательные предметы для всех специальностей — украинский язык и литература. Кроме этого, будущие психологи предъявляют сертификаты Украинского центра независимого тестирования по биологии, а управленцы и программисты — по математике. А вот на второе высшее принимают по результатам комплексного собеседования. Бывает и конкурс, правда, только на наиболее востребованные специальности: управление персоналом (1,4 кандидата на место), психологию (больше 1,5), менеджмент (около 1,1). К сожалению, социальная работа, столь популярная на западном рынке труда, у нашей молодежи не в почете. Так что, поступить можно вообще без толкотни в абитуриентской очереди.
Стажировки и трудоустройство. Основные базы практики института — конечно же, центры занятости, которые есть в каждом районе и городе. Студенты, обучающиеся по направлениям базовых областных и районных ЦЗ, проходят практику по месту работы. Стажироваться в центрах занятости посылают и контрактников, но те могут пройти практику и в других организациях (скажем, консультационных фирмах, психологических службах и т. д.). Кстати, к 3-4 курсу почти все студенты-плательщики трудятся, но, как правило, в частных организациях, ведь государственная служба — это работа на перспективу. Размер заработной платы повышается ежегодно и зависит от трудового стажа. Через 20-30 лет можно рассчитывать на шикарное (по сегодняшним меркам) жалование. Но начинать приходится с минимальных сумм, что для молодежи — не с руки.
В электронном виде
Сфера деятельности вуза — не только подготовка высококлассных специалистов. Из его стен выходят и новейшие разработки, позволяющие значительно оптимизировать работу сотрудников ЦЗ.
В настоящее время все отечественные центры занятости переходят на обновленную Единую технологию предоставления социальных услуг населению, которая была создана именно в институте и уже получила массу позитивных откликов экспертов, причем не только отечественных. По словам ректора вуза Юрия Николаевича, значительные преимущества от использования системы получают и клиенты ЦЗ, и их сотрудники. В отличие от поликлиник и большинства государственных контор, сегодня в центрах занятости нет очередей, даже если туда в одночасье придет сотня посетителей. Секрет — в полной компьютеризации процесса работы специалистов. С чего же начинается посещение любого отечественного ЦЗ? В холле вас встречает… нет, не вахтер и не секретарь, а диспетчер-консультант, который выясняет причины обращения (всего 9 вариантов) и вводит данные в компьютер. Если хотите трудоустроиться, проходите в сектор самостоятельной работы, где размещены стенды с вакансиями. Встретилось непонятное название профессии? Воспользуйтесь папками с описаниями специальностей, из которых узнаете о сути выбранной профессии, ее истории, специфике работы, используемых инструментах, уровне заработной платы и т. п. Пока анализируете информацию, система подыскивает свободного специалиста центра занятости, который будет работать с вами индивидуально. Как только инспектор освободится, в зал автоматически поступит звуковой сигнал, и на табло высветится ваш индивидуальный номерок. Что ж, пора на прием! Специалист службы — хоть и не семейный врач, все же своего рода терапевт. Беседуя с посетителем, ставит диагноз (почему тот не нашел работу), составляет схему «лечения» (как вывести безработного из состояния временного застоя). Кому-то нужно предложить обучение новой профессии, кого-то поддержать морально, а кому-то просто найти подходящую должность. Достаточно ввести необходимые данные — и компьютеризированная система самостоятельно займется подбором вакансий. А если пожелаете, информацию о подходящих вариантах вам будут регулярно присылать в форме смс! Кстати, модель типичного центра занятости воссоздана в одном из холлов института, так что студенты могут лично убедиться в эффективности использования единой технологии.
По высшему разряду
Вузовское образование — далеко не потолок в профессиональном развитии любого специалиста центра занятости. Независимо от количества полученных дипломов, каждый сотрудник должен постоянно повышать квалификацию и обновлять профильные знания.
Хотя сегодня традиции повышения квалификации не столь сильны, как в советское время, обойтись без столь важного образовательного компонента нельзя. Особенно в центре занятости, где используется единая технология обслуживания населения, специалистам нужно уметь говорить на понятном для профессионалов языке. Так что все новинки и разработки обязательно становятся достоянием учебных планов.
— Деятельность службы занятости неразрывно связана с динамичным рынком труда, — констатирует декан факультета повышения квалификации Ольга Ковбаско. — Появляются новые профессии и задачи, а старые — отпадают за ненадобностью. Скажем, не так давно изменилось законодательство о работе ЦЗ с инвалидами и трудоустройстве молодежи на первое дотационное место. Вот и приходится обучать сотрудников новому! Нельзя сбрасывать со счетов и перспективы профессионального развития. В службе 16 тысяч сотрудников, соответственно, очень динамичный карьерный рост. Но подняться на более высокую ступеньку служебной лестницы нельзя, не пройдя повышения квалификации. Вот и едут к нам на обучение. Преподаватели института с интересом наблюдают за развитием многих специалистов. Казалось, только недавно защищал диплом — смотри, уже руководит центром занятости!
В какой форме? Тематические семинары могут быть двух видов: постоянно действующие (от двух недель) и краткосрочные. Первые рассматривают глобальные задачи, вторые решают внезапно возникшие (например, переход на новую автоматизированную систему «Кадры» работы с персоналом). Конечно, есть и другие формы работы, скажем, стажировки (до 3 месяцев), но сейчас они используются крайне редко.
— Одна из особенностей повышения квалификации — лимит времени, выделяемого на обучение, — рассказывает проректор по учебной работе Владимир Барышников. — Ведь если студенты, получающие высшее образование, могут позволить себе пять лет посещать лекции, сотрудники центра занятости не имеют возможности надолго покидать рабочее место. Поэтому каждый час занятия у нас на вес золота, а учебное время используется максимально эффективно. Специалистам приходится заниматься по десять часов в день, и здесь не обойтись без сильной мотивации. И если в советские времена на повышение квалификации ездили, как на отдых, сегодня отношение к этому вопросу кардинально изменилось. Наши потенциальные слушатели помнят, что мы требуем от них серьезных знаний. Контрольное тестирование показательно. Не ответили на десять из двадцати вопросов? Значит, материал не освоен!
Кто преподает? Конечно, не каждый доцент и даже профессор сможет удерживать внимание взрослой аудитории. Ведь это не студенты, слушающие учителя, широко раскрыв глаза! На факультете повышения квалификации лекции читают в основном опытные специалисты, прекрасно разбирающиеся в тех или иных профессиональных вопросах, которые рассказывают о многих интересных, а главное, полезных с практической точки зрения вещах. А не этого ли так часто не хватает многим, даже самым успешным профи?!
Учимся на специалистов центра занятости |
||
Учебное заведение |
Специальность |
Координаты |
Институт подготовки кадров Государственной службы занятости |
психология, социальная работа, программная инженерия, менеджмент организаций, управление персоналом и экономика труда |
ул. Нововокзальная, 17 тел. 239-0794, 536-1493 |
Юлия ДАНКОВА
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.