RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Обучение, развитие, повышение квалификации
  4. Обучение
  5. ОН МЕНЯ СЧИТАЕТ

ОН МЕНЯ СЧИТАЕТ

20.06.2007 17035

Создание системы грейдов может быть актуально как для крупных предприятий, так и для небольших организаций. Каждый из этих проектов имеет свою специфику, которую важно учитывать.

Грейды для среднего и крупного предприятия

Грейды для небольшого предприятия

* критерии оценки должностей обобщенные и формальные: образование, опыт, подчиненность, самостоятельность, уровень контактов, сложность работы, цена ошибки и пр.

* к оценке должностей привлекается широкая группа экспертов, затрагиваются интересы разных групп

* из-за большого количества элементов и взаимосвязей сложно поддерживать систему в актуальном состоянии

* для перемещения по грейдам нужно разработать дополнительно систему оценки для каждой должности

* критерии оценки должностей личные и специализированные: профессионализм, коммуникативная компетентность, ответственность, личностные характеристики и пр.

* работа по оценке должностей может быть выполнена одним-двумя экспертами

* компактность системы дает возможность достаточно легко поддерживать ее в актуальном состоянии

* система оценки для перемещения по грейдам строится на основе этих же критериев

Система грейдов, или позиционных должностей, представляет, по сути, корпоративный табель о рангах. Каждый сотрудник компании имеет свой ранг или грейд, в соответствии с которым рассчитывается уровень его заработной платы.

Грейдинг - это создание иерархии рангов, универсальной для всего персонала компании.

Для больших и маленьких. Разумеется, если речь идет о небольшой фирме, создание такой системы излишне. Здесь зафиксировать приемлемый для обеих сторон уровень компенсации можно достаточно просто, а конфликты, связанные с заработной платой сотрудников, решаются, как правило, в частном порядке. Совсем другое дело, когда подобные проблемы возникают в средних и крупных компаниях. Предприятия нередко несут серьезные потери от неэффективного управления фондом зарплат, а производительность труда сотрудников может уменьшаться из-за несправедливой или неочевидной системы компенсаций.

Существует несколько способов решения этой проблемы (специалисты говорят примерно о десятке конкурирующих методик), однако грейдинг в современных российских условиях наиболее популярен.

В США, например, большая часть компаний использует другой метод, так называемый market pricing. Он предполагает изучение среднего уровня зарплаты для данной должности на рынке, на основе чего устанавливается зарплата по этой позиции внутри компании, исходящая из ее кадровых потребностей. В России это фактически невозможно из-за отсутствия соответствующей информации и обилия "серых" и "черных" компенсаций сотрудникам.

Однажды зафиксированная, система грейдов становится затем основой всей корпоративной политики компенсаций и льгот. Поэтому к грейдингу нужно готовиться серьезно. Олег Вожаков, заместитель административного директора компании "Автомир", отмечает: "Решивший внедрить такую систему должен исходить из того, что внедрение грейдов трудозатратно и революционно для компании, какой бы продвинутой она ни была.

Компания должна быть внутренне готова к подобным изменениям, а руководство - убежденным в том, что именно грейдирование позволяет оптимизировать затраты на персонал".

Оно нам надо?. Прежде всего нужно понять, какие цели преследует организация, вводя у себя грейды. Здесь все зависит от конкретных потребностей компании.

Дмитрий Собокарь, менеджер проектов компании Axes Management, комментирует эту ситуацию: "Целью внедрения системы должностных уровней (грейдов) является создание основы для принятия справедливых решений об окладах сотрудников. В дальнейшем на основе принадлежности должности сотрудника к определенному грейду определяется его социальный пакет.

Кроме того, на основе оклада сотрудника во многих случаях определяется размер премиальных выплат. Таким образом, создав эффективную систему грейдов, компания получает инструмент влияния как минимум на три составляющие затрат на персонал: оклады, социальный пакет, премии".

Николай Долгов, директор по персоналу компании "Гарант-ИРБиС", рассказывает о собственных намерениях: "Принимая решение о начале разработки системы грейдов, мы преследовали несколько целей. Основной, пожалуй, являлась необходимость создания ясной и прозрачной методики, позволяющей определять взаимосвязь возможного уровня дохода работника на определенной должности с относительной ценностью данной позиции среди всех существующих в компании. Известно, что определение уровня дохода исключительно на основе рыночных данных задача сложная, а иногда и невыполнимая: слишком широкой получается вилка доходов по многим должностям, да и круг обязанностей и требований при одном и том же названии может серьезно различаться.

Помимо этого, система грейдов позволяет работникам получить представление о возможном изменении их уровня доходов при различных карьерных передвижениях, руководству компании - помочь в принятии решений при индексации заработной платы и определении допустимого размера вознаграждения на новых должностях, HR-службе - упростить администрирование корпоративной системы материального стимулирования".

Итак, почему грейдинг может быть выгодным в финансовом отношении? Наиболее очевидный ответ связан с тем, что грейдинг позволяет оптимизировать фонд заработной платы. Рассказывает Дмитрий Собокарь: "Разумеется, при внедрении грейдов такая цель, как снижение фонда заработной платы, не ставится. Но в средней и тем более крупной организации детальное рассмотрение всех должностей позволяет оценить необходимость существования должности и, как следствие, оптимизировать штатное расписание. Это приводит к более эффективному планированию затрат на персонал".

Руслан Шатохин, директор по персоналу Национального банка "Траст", делится удачным опытом своей компании: "Внедрение грейдов позволило нам точно рассчитывать соответствие наших зарплатных ожиданий динамике рынка труда, в том числе и в наших региональных филиалах. Фактически благодаря грейдам нам удалось сократить фонд оплаты труда на 10%. Мы рассчитывали систему позиционных должностей исходя из текущих реалий, надеясь на сохранение фонда оплаты труда на том же уровне, а получили экономию".

Тест на соответствие. Грейдинг на небольших предприятиях имеет свою специфику. Хорошим примером здесь может служить тренинговая компания MTI. Особенность этой компании состоит в том, что большинство ее сотрудников занимается творческой работой. По словам Игоря Гансвинда, исполняющего обязанности управляющего директора компании, система грейдов должна отражать подобные особенности. В случае MTI грейды учитывают не только количественные, но и качественные характеристики, такие как соответствие сотрудника корпоративной культуре.

Основным элементом последней в компании является наличие лидерских качеств. Соответственно, необходимым условием перемещения сотрудников по грейдам должно стать их развитие.

"Если говорить о целях, которые преследовала компания, вводя грейды, то здесь есть два аспекта,- резюмирует Игорь Гансвинд.- Во-первых, это был способ оптимизации расстановки наших ресурсов по отношению к клиентам. Вовторых, грейды являются хорошим мотивирующим фактором для тренеров с точки зрения карьерного роста.

О прямой финансовой выгоде для компании бы говорить не стал. Разумеется, мы теперь с большим основанием можем платить большие деньги нашим лучшим сотрудникам и меньшие - людям, находящимся на низших тарифных позициях. Но экономии здесь не возникает. Наверное, экономим мы в том смысле, что грейды помогают нам отправлять нужных людей на конкретные задачи. А вообще, не стоит забывать, что за грейдинг всегда нужно сначала заплатить и только потом ожидать каких-то дивидендов. Небольшие компании должны рассчитывать эти траты особенно тщательно".

Не людей, а должности. Действительно, не следует забывать, что система грейдов не только способна оптимизировать фонд заработной платы, но и сама требует расходов на поддержание. Анализ соотношения стоимости внедрения грейдов и ожидаемой финансовой отдачи - это главная проблема, которая стоит перед компаниями, планирующими грейдинг. Комментирует Ольга Прокофьева, генеральный директор тренинговой компании BuroAkzent: "Грейдинг оправдывает себя прежде всего в крупных компаниях с числом сотрудников более 500 (хотя бывают и исключения). В них кадровая структура может быть достаточно неопределенна, так что ее оптимизация может дать в дальнейшем значительную выгоду. При этом начальные расходы на грейдирование будут высокими. Не нужно забывать, что придется считать еще и налоги. Грейдинг просто ради моды на предприятии с устоявшейся системой компенсаций, позволяющей управлять расходами и прогнозировать их, с моей точки зрения, нецелесообразен".

Другая проблема - это корректная оценка должностей.

Николай Долгов замечает: "Если говорить о сложностях в процессе создания системы, то я бы особо отметил этап составления перечня уровней выраженности каждого из компенсируемых факторов: от точного и понятного описания каждого уровня во многом зависит корректность оценки, производимой экспертом".

Основная ошибка здесь состоит в том, что оценивать начинают не должности, но конкретных людей, которые их занимают. А это сводит на нет эффект от всей системы.

Читайте также

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 Декабрь, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 Декабрь, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 Декабрь, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 Декабрь, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


↑ Наверх