«Да я что, ботаник какой, чтобы каждый день просиживать штаны на парах?! Есть дела и поважнее», — нередко можно услышать от студентов. Действительно, просиживать штаны — занятие не просто малоэффективное, но и вовсе бесполезное (хотя некоторые мученики от науки все же умудряются извлекать из него пользу, подремывая где-то на галерке или перебрасываясь смсками с виртуальным другом/подружкой). Куда выгоднее ходить на лекции не «для галочки», а с вполне конкретной целью. Предупредим сразу: варианты «поближе познакомиться с очаровательной соседкой справа» или «построить глазки молодому интересному преподавателю» исключаются. Ваша задача — получить максимум информации, не отходя от кассы (в смысле, парты), чтобы сдача предстоящей сессии (а она уже не за горами!) прошла максимально безболезненно. Как для родительского кошелька, так и вашего здоровья. Что для этого нужно сделать, и попробуем разобраться.
1 Учитесь слушать
«Хватит лекции читать!» — нередко вздыхаем в сердцах, заслышав поучительную речь. Эта фраза как нельзя точно иллюстрирует отношение студентов к монотонным начиткам учебного материала. Но если однообразный монолог собеседника можно и оборвать, со скучнейшим выступлением преподавателя будет посложнее. Попробуйте сказать что-то подобное лектору — пулей вылетите за двери! Не посещать занятия — выход не из лучших, ведь пропуски придется пересдавать в индивидуальном порядке. Да и на сдачу экзаменов-зачетов «автоматом» (исходя из текущих оценок и уровня посещаемости) в таком случае можете не рассчитывать
Что делать? По словам психологов, научиться улавливать смысл за самыми скучными формулировками не так уж и сложно. Достаточно взять на вооружение несколько простых, но эффективных методов восприятия материала — и на лекциях больше не заснете.
Представьте, что услышанное на лекции необходимо пересказать… Нет, не через пару месяцев на экзамене или зачете, а сегодня же вечером. Не столь важно кому: родителям, друзьям, соседским детишкам... Конечно, вы должны сделать это намного лучше, чем лектор: с толком, чувством, расстановкой! Главное, чтобы слушателям не было так же скучно, как вам сейчас на паре. А для этого нужно продумать, какие смысловые акценты расставите в тексте, на чем заострите внимание и, конечно, как сделаете его доступным и интересным.
Смысл — в фокусировке внимания на том, КАК преподаватель выговаривает каждое слово. Представьте, что читаете фразы по губам, будто пытаетесь понять, что говорит ведущий в телевизоре с выключенным звуком, или «подслушиваете» разговор знакомых на другой стороне улицы. Этот прием один из наиболее эффективных, вот только мало подходит, когда нужно очень много конспектировать.
Без сомнения, голос любимого певца впечатляет вас намного больше, чем преподавательский? Что ж, не станем вас переубеждать, лучше порекомендуем еще один полезный приемчик. Закройте глаза и подумайте, звук какого инструмента напоминает голос лектора? Может, он писклявый, как скрипка, или, наоборот, глубокий, как контрабас? Изучите все его оттенки, научитесь улавливать каждую нотку в звучании. Благодаря такой увлекательной и, на первый взгляд, шуточной игре научитесь отождествлять голос со смыслом сказанного, а значит — понимать, о чем именно идет речь.
Если лектор говорит медленно, делает длинные паузы между фразами и даже их частями, попробуйте заняться поэтическим творчеством и подобрать рифмы к каждому сказанному слову. «Уравнение — сомнение», «экономика — в три томика», «чернорабочие — троеточие…» Хорошая зарядка для ума! К тому же здорово помогает с обогащением активного словарного запаса.
Метод также призван помочь «в борьбе» с медлительными преподавателями. Если поиск рифм — задача трудновыполнимая, попробуйте параллельно с осмыслением материала делать быстрые зарисовки ассоциаций, вызванных словами лектора. Скажем, иллюстрацией к мысли о спаде экономики может быть горка со спускающимися санками, а рисунком на тему взаимодействия электронов — влюбленная парочка. Такие вот веселые картинки!
Мнение
Юлия Иванченко, бывшая студентка:
— Мой вузовский преподаватель химии производил впечатление скучнейшего человека. К тому же еще и лекции любил читать размеренным монотонным голосом. Так что, во время начиток нового материала спать хотелось просто невыносимо! Впрочем, время от времени у него все же бывали просветления, когда ту или иную теорему иллюстрировал яркими примерами из жизни или кинематографа. Благодаря этому нехитрому приемчику вся наша группа хорошо поняла небезызвестное правило Марковникова( о закономерности присоединения воды и галогеноводородов к несимметричным олефинам). Кстати, метод «прикладного иллюстрирования» очень любил и физик. Например, правило буравчика объяснял с помощью… швабры! Ну разве такое забудешь?!
2 Учитесь конспектировать
Это в школе необходимую для подготовки к уроку информацию можно было отыскать в учебниках, максимум — раз в месяц приходилось посидеть в читальном зале или взять дополнительную литературу для написания реферата. Теперь, то есть в студенческие годы, о подобной роскоши придется забыть. Учебников и методичек на всех не хватает, к тому же большинство из них (в смысле, книжек) уже изрядно устарели по содержанию. Выход — тщательно фиксировать все сказанное преподавателем на бумаге. Но тут возникает серьезная проблема: если лектор читает материал в быстром темпе, угнаться за ним бывает очень сложно. Тем более, если нужно не просто записывать, а и осмысливать услышанное.
Что делать? Выступление лектора можно записать на диктофон, а потом в спокойной домашней обстановке прослушать запись вместо радио — все, к семинарскому занятию вы готовы! Но что в таком случае делать с экзаменами, перед которыми придется прослушать километры магнитной пленки или десятки, если не сотни гигабайтов звуковых файлов?! Так что, как ни крутите, речь преподавателя придется тщательно заносить на бумажные носители, а облегчат эту задачу приемы скоростного конспектирования, смысл которых — не в увеличении темпа письма (что очень портит почерк), а в сокращении объема написанного.
Чтобы облегчить себе работу, смело выбрасывайте буквы из слов. Конечно, не все подряд, а, скажем, только гласные. Например: жрнл (журнал), мнтр (монитор), кмптр (компьютер). К сожалению, этот метод можно применять избирательно. Так, слово «экономика», записанное с помощью такого приемчика, очень сложно будет разобрать, а некоторые однокоренные слова (к примеру, «философ» и «философия») и вовсе можно будет перепутать.
Еще один вариант — выбрасывать из слов только середину, оставляя начало и окончание. Кстати, именно так появились многие общепринятые сокращения, скажем физ-ра (физкультура) или лит-ра (литература).
Вовсе не обязательно дословно конспектировать то, что рассказывает преподаватель. Если он любит употреблять мудреные и длинные слова, их вполне можно заменить более простыми аналогами. Однако с условием, что придуманный синоним не исказит смысл первоисточника.
Позволительный прием — замена слов ассоциативными значками. Личность можно схематически обозначить маленьким человечком, природу — парой-тройкой деревьев, литературу — раскрытой книгой. Главное, чтобы впоследствии, готовясь к экзамену или зачету, вы легко поняли, что именно имелось в виду.
Мнение
Алина Журавлева, бывшая студентка:
— Мой вузовский преподаватель психологии и педагогики во что бы то ни стало старался облегчить жизнь студентам. Конечно, оценки автоматом всей группе не ставил, зато активно внедрял в жизнь авторскую систему условных обозначений для скоростного конспектирования. На первом же занятии каждый из нас получил табличку с непонятными значками и пояснениями. «Советую выучить и использовать на лекциях!» — порекомендовал наставник. И, знаете, эти нехитрые схемки оказались настолько полезными, что мы охотно начали писать значками абсолютно на всех парах. Скажу больше: использую их и сегодня. Так что, коллеги, увидев какие-нибудь мои заметки (скажем, о кратком содержании доклада), только недоуменно пожимают плечами: «Ну, как можно разобраться во всех этих стрелочках и кружочках!?».
3 Учитесь быстро читать
В школе нас учат читать со скоростью 100-180 слов в минуту. Но, чтобы осилить художественную книгу за неделю (ежедневно уделяя чтению в среднем по два часа), необходимо увеличить этот показатель до 300-500! Из-за недостаточной скорости чтения, неумения правильно слушать лекции и составлять конспекты, работать с большими объемами материала у многих школьных отличников и хорошистов после поступления в вуз ухудшается успеваемость. Потому что именно от эффективности восприятия, понимания, скорости обработки информации и, следовательно, ее запоминания зависит не только уровень знаний, но и коэффициент интеллекта — так называемый IQ. Да и как быть с подготовкой к экзаменам, когда за короткое время приходится изучить не менее 3-5 учебных пособий?!
Что делать? Самоучители по скорочтению, улучшению памяти и развитию внимания позволяют овладеть лишь некоторыми приемами. Гораздо эффективнее заниматься с преподавателем, который поможет не только отработать полученные навыки на практике, но и составить из них единую систему «вдумчивого» обучения. Кстати, специализированные программы адаптированы для работы с разными возрастными группами. На занятиях учат:
Слушателям рассказывают, как улучшить качество восприятия и запоминания материала, активизировать память, внимание, разные виды мышления, эффективно использовать приемы эйдетики и риторики, наработать личный стиль восприятия информации и результативно учиться самостоятельно, а не только под пристальным контролем вузовских преподавателей.
Мнение
Елена Томина, бывшая студентка:
— В детстве я совершенно не любила читать, поэтому были серьезные проблемы с памятью, да и словарный запас оставлял желать лучшего. Сейчас все кардинально изменилось. Оказалось, что могу обрабатывать очень много информации, а главное — за короткое время. Раньше и представить не могла, что осилю роман «Красное и черное» всего за несколько часов. Так что теперь даже самые длинные и сложные классические произведения мне по зубам!
Как видите, научиться УЧИТЬСЯ не менее полезно, чем вызубрить таблицу умножения или прочесть огромную стопку учебников, книг и методичек. Ведь знаниями, которые вам пытаются дать в университете, нельзя пренебрегать. Тем более, если учесть, в какую кругленькую сумму они обходятся вам по контракту.
Мнение
Евгений Захаров, студент 4 курса Мурманского государственного технического университета:
— Думаю, нет ничего зазорного в том, чтобы на лекциях сидеть в первых рядах и внимательно вслушиваться в каждое слово преподавателя. Не стоит обращать внимание на «подколки» друзей-одногруппников: «Да ты что, там ведь одни ботаники сидят!». Зато к экзамену будете в отличной боевой готовности (речь не о шпаргалках, а хороших знаниях). Хотя перед семинаром на галерку все же не помешает пересесть. На всякий случай J.
Нужно знать
«Враги» быстрого чтения:
L звуковой барьер (проговаривание читаемого текста про себя);
L регрессия (возврат к уже прочитаннному слову или фрагменту текста);
L малое поле зрения (чтение словами, а не фразами, абзацами, страницами за один взгляд).
Юмор в тему
— Терпеть не могу «Войну и мир» Льва Толстого! Ну, как можно было написать целых четыре тома?!
— Ты что, читал?
— Нет. Ксерил!
Повышаем эффективность обучения |
||
Учебный центр |
Содержание курсов |
Координаты |
Центр интенсивного восприятия информации |
скорочтение, эйдетика, риторика, логика, память, мышление |
ул. Жилянская, 46 тел. 275-9976 |
Тренинг-центр «Спикер» |
эйдетика, риторика |
ул. Большая Васильковская, 57/3 тел. 247-0668 |
Эксклюзивный центр интеллектуального развития человека «Престиж» |
скорочтение, память, внимание, мышление, логика |
ул. Институтская, 2/4 тел. 280-0537 |
Юлия ДАНКОВА
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.