Что вы знаете о профессии промоутера? Мало кто отвечает определенно. Одни задают встречный вопрос: «А кто это?» и недвусмысленно пожимают плечами. Другие вспоминают: «Ну, что-то модное... Они что-то продают...». Третьи, самые продвинутые, уточняют: «Кажется, это связано с рекламой». А между тем, именно от профессионализма промоутеров зависит продвижение товара и успех торговой марки в целом.
|
|
«Реклама подводит лошадь к реке, а промоушен заставляет ее пить»,—
так определяет суть профессии Николас Джонсон,
бывший глава Федеральной Коммуникационной Комиссии, США.
КТО ОНИ, «ПРОДВИЖЕНЦЫ» РЕКЛАМЫ?
Их громкие призывные речи привлекают многих: «Уважаемые покупатели! Не проходите мимо, сегодня в нашем магазине акция (презентация, дегустация…). Специальное предложение!» и т.д. Такой вид заработка называют promotion (в переводе с английского «продвижение», «стимулирование»).
Соответственно, занимающихся этим видом деятельности называют promoters (промоутеры) — именно они стимулируют покупателей к приобретению товара.
Большинство организаций привлекает промоутеров только для рекламных акций, но ряд крупных компаний, регулярно проводящих подобные мероприятия, предпочитают брать промоутеров в штат.
По статистике, такое стимулирование сбыта увеличивает продажи на 30-40%, а во время специальной, например праздничной, промо-акции, объем реализованной продукции может возрасти на 100%, в отдельных случаях — даже до 320%.
ПРОМОУШЕН БЫВАЕТ РАЗНЫЙ
Принимая вас на работу, менеджер по персоналу или владелец компании, наверняка, поинтересуются опытом проведения промо-акций или (при отсутствии такового) уточнят, какой вид промоушенга вам ближе.
Существует несколько видов промо-акций, где вы можете блеснуть своими способностями. Один из самых распространенных — дегустация. Промоутеры предлагают покупателям попробовать продукт и оценить его вкусовые качества.
Сэмплинг — это раздача пробных образцов продукции с рекламными буклетами в местах продаж либо на улице. При проведении промо-акций с демонстрацией технических свойств товара промоутеры консультируют клиентов, детально отвечая на все вопросы, и привлекая внимание к товару непрерывной демонстрацией его в действии. Презентация продукта предполагает представление промоутером товара потребителю, максимально полную информацию о его свойствах, преимуществах, особенностях и достоинствах.
Довольно популярны промо-акции с презентами — розыгрышами призов и подарками за покупку определенного товара. Промоутеры распространяют листовки у метро либо раскладывают под «дворники» припаркованных автомобилей.
Отдельный вид подработки для промоутеров — обзвон клиентов по спискам, предоставленным рекламным агентством и презентация услуг заказчиков. Работа не ежедневная — 2-3 раза в неделю по 3-4 часа. Промоутеру передаются списки телефонов и рекламно-призентационные материалы. Оплата за работу — после выполнения каждого заказа.
«Немаловажный критерий для промоутера— стрессоустойчивость. Он должен быть психологически готов к неожиданностям (не всегда приятным), корректно реагировать на грубость. Важно уметь «отсекать» представителей нецелевой группы» (Андрей Губский, супервайзер торговой компании «Господарка».)
ТРЕБОВАНИЯ
Довольно часто требования к промоутеру диктуют… особенности продукта. Например, для продвижения такой продукции, как медикаменты, детское питание и т. п. требуется медицинское образование. Для проведения дегустаций продуктов питания — санитарная книжка. Работать промоутерами могут и те, кому еще не исполнилось 18 лет, но только с согласия родителей. Довольно часто из-за специфики товара (например, детское питание или средства индивидуальной гигиены) работодатели принципиально отказываются принимать на работу несовершеннолетних, мотивируя это тем, что реклама должна быть эффективной, а юные рекламисты не вызывают доверия у покупателей. В юношах промоушен нуждается меньше: заказчики «живой рекламы», как правило, предпочитают девушек. Поскольку работа временная, требования к образованию не выдвигаются (охотно принимают студентов), большое внимание — личным качествам. Основные требования к будущим промоутерам — коммуникабельность и приятная внешность: не секрет, что симпатичные молодые лица привлекают большее число покупателей. Критерии, по которым проводят отбор промоутеров: опрятность, ухоженность волос и кожи, аккуратный и не слишком вызывающий макияж, грамотная речь (говорит от имени компании), хорошая дикция, способность четко запоминать и воспроизводить информацию о продукте.
КАСТИНГ
Большинство промоутеров работает в рекламных агентствах, занимающихся проведением промо-акций. Всех подряд на работу не принимают: чтобы стать промоутером необходимо пройти кастинг. Получив от супервайзера текст рекламы, вы должны свободно овладеть им, но это еще не все — важно пройти тренинг (от одного дня до недели). На конкурсе от вас потребуется не просто бездумно оттараторить вызубренную текстовку, а проявить творческий подход — рассказать о товаре «с чувством, толком, расстановкой». «Часто на кастинге моделируют «полевые условия»: проводят деловые игры, задают каверзные вопросы, — рассказывает Наталья Дубко, руководитель рекламного агентства «Ассоль». — Особое внимание обращают на то, насколько вы естественно себя ведете: не скованы ли ваши движения, умеете ли доказать, что знаете все о продукте, который предлагаете, не теряетесь ли от неожиданных вопросов. Каждый кандидат будет оцениваться по нескольким критериям, которые можно свести к 3-м основным: привлекательная внешность, коммуникабельность, дикция. С теми, кто прошел отбор, заключается договор, остальных заносят в резерв и обещают позвонить в ближайшем будущем». Как начинающий промоутер вы будете работать примерно раз в неделю. А когда наберетесь опыта и сможете свободно рассказывать практически о любом виде товара, вас внесут в базу данных рекламного агентства. При организации следующих промо-акций, рекламное агентство будет сообщать вам и о предстоящих кастингах.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Работа промоутеров, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно сложна. Помимо необходимости общения с незнакомыми людьми, присутствует постоянный контроль: и представителя агентства, и представителя заказчика. Кроме того, большинство работодателей предпочитает, чтобы промоутеры носили специальную форму, причем, независимо от погодных условий и личных предпочтений. Если работодателя не устроит ваша работа — вам заплатят меньше, чем обещали. В некоторых компаниях существует довольно жесткая система штрафов: за малейшие провинности с вас могут снять от 50 до 100% дневной оплаты или уволить. Самые распространенные штрафные санкции грозят за:
- опоздание, отсутствие на рабочем месте в рабочее время, нарушение графика;
- невыход на рабочее время без предупреждения супервайзера или несвоевременное сообщение о замене;
- грязная униформа, неопрятный внешний вид, неухоженные руки;
- прием на рабочем месте пищи, курение в поле зрения потребителя, персонала магазина в униформе;
- участие в других промо-акциях, проходящих в магазине;
- использование продукции и рекламных материалов не по назначению;
- работа в неполном комплекте униформы или в своей одежде;
- обсуждение специфики дегустации, зарплаты с посторонними лицами;
- разговоры с коллегами (или с «приставалами» — праздношатающимися посетителями).
Готовьтесь к постоянному контролю, проверкам со стороны супервайзера, который практически постоянно будет находиться «в непосредственной близости».
К преимуществам профессии можно отнести свободный график, позволяющий совмещать учебу с работой и почасовую оплату. Да и саму работу не назовешь однообразной, поскольку промо-акции длятся недолго, промоутеры постоянно меняют сферу деятельности. Есть возможность бесплатно ознакомиться с новинками мира моды, парфюмерии или косметики. Нарабатывается умение общаться с разными категориями покупателей, развивается способность разбираться в людях, не обращать внимания на мелкие неприятности, сохранять несмотря ни на что положительный настрой. Случается, что во время промо-акции клиенты предлагают понравившимся промоутерам вакансии секретарей или помощников менеджера в своих фирмах.
Зарплата зависит от количества отработанных часов и в среднем колеблется от 6 до 10 грн в час (в отдельных случаях — до 20 грн). Если честно и много работать, можно подняться по карьерной лестнице до супервайзера, а потом и до координатора проекта. Изучив этот бизнес изнутри, можно открыть свое агентство. Это удается единицам из сотен тысяч, но кто сказал, что этот единичный случай не ваш?
Задача промоутеров достаточно проста: они предлагают потребителю попробовать товар, чтобы убедиться в его качестве, и отвечают на возникающие вопросы. Несмотря на то, что работа носит временный характер, спрос на промоутеров достаточно высок, эти специалисты уверенно входят в тройку лидирующих позиций, уступая лишь менеджерам по рекламе и PR
Анна КРУПКО