Александр Черничкин, менеджер среднего звена, в 2002 шел поступать в одну из киевских бизнес-школ в полной уверенности, что только так сумеет повысить собственную капитализацию на рынке труда. «Чтобы расти в должностях и зарплатах, я решил получить бизнес-образование в школе, где преподается большое количество дисциплин, по разным направлениям, вплоть до внедрения системы управления качеством, – рассказывает он «24». – Но все это пока не помогло: после выпуска я три года проработал в одной компании и сейчас нахожусь в поиске работы, регулярно хожу на собеседования». По его словам, на переговорах работодатели не выдвигают особых требований к наличию у него степени МВА, воспринимая диплом лишь как еще одну галочку в резюме Александра.
ВСЕ И СРАЗУ
Алла Коняева, менеджер психологической службы Анкор СВ компании Executive Search считает, что тормозом в активном поиске работы является ожидание высокой должности сразу. По ее мнению, вопрос трудоустройства решается гораздо успешнее, если способный специалист приходит в компанию на позицию линейного менеджера и быстро, в течение полугода-года, доказав свою состоятельность делом, продвигается в организационной иерархии на топ-позицию. «Соискателям приходится сначала снизить уровень ожиданий, прежде чем они станут адекватными реалиям отечественного рынка труда. Да и с национальной спецификой ведения бизнеса ознакомиться, наработать или восстановить деловые связи», – говорит г-жа Коняева.
В 90% случаев люди уверены, что получив МВА, они значительно повысят свою стоимость и востребованность на рынке, а этого очень часто не происходит. «Редко кто из наших клиентов поставит одним из основных критериев при финальном выборе диплом МВА», – заявила «24» Татьяна Коломбет, директор по рекрутингу компании Brain Source International. – В нашей практике был случай, когда кандидату не сделали предложение о работе только потому, что он планировал получать диплом МВА. Причем дело было не в том, что на это обучение человек тратит достаточно много времени и усилий. Работодатель предполагал, что после получения заветного диплома его сотрудник будет оценивать себя несколько иначе и может начать поиск новой работы. Позиция была среднего звена, потому отговаривать нашего клиента мы не стали: он был в большей степени прав».
Что касается выпускников МВА, закончивших бизнес-школы в США или Европе, то их ожидания по оплате завышены еще больше. Но компании, работающие в Украине, пока не предлагают оплату труда и другие компенсационные выплаты наемному менеджеру на таком же уровне, как и на Западе. «Только небольшой процент западных компаний, работающих в Украине, может предложить более привлекательные условия для обладателя диплома МВА», – комментирует «24» Ольга Карпова, руководитель департамента академических программ «МИБ».
ЕВРОАМБИЦИИ
Как правило, аппетиты украинских выпускников иностранных МВА-школ подогревают зарплатные ожидания их зарубежных коллег, закончивших Гарвард или Уортон. Кроме того, изрядно повышают самооценку отечественных аппликантов регулярные рекрутинговые визиты в бизнес-школы представителей крупных компаний. И это естественно, ведь если тебя начинают хотеть авансом, то почему
не начать думать о себе самое хорошее. Как считают эксперты, чтобы не ошибиться в выборе действительно хорошего рабочего места, выпускнику бизнес-школы нужно потратить какое-то время на самоанализ и понять, что ему самому будет интересно и где он сможет быть максимально полезным. «Процент выпускников западных бизнес-школ в Украине неуклонно растет.
Если еще 4 года назад, когда я сам поступал на МВА, таких людей можно было пересчитать по пальцам, то сейчас практически в каждой школе из топ-десятки есть 2–3 человека из Украины. Это означает, что практически все школы уже узнали о существовании украинских аппликантов, которые, помимо всего прочего, еще и неплохо подготовлены», – констатирует «24» Дмитрий Бондарь, управляющий партнер MBA Strategy. По его словам, зарубежные классические фул-тайм программы, начинаются именно с тем трудоустройства. «Недавно к нам приезжал с докладом представитель Чикагской бизнес-школы. Так вот у них тема рекрутинга обсуждается почти полгода – с августа по январь. Три месяца их учат только тому, как проходить кейс-интервью, какие бывают виды кейсов, что такое рекрутинг в банковской сфере и консалтинге и т. д. И только после этого начинают посещать разнообразные рекрутинговые презентации работодателей», – рассказывает Дмитрий Бондарь. Такая интенсивная подготовка к рекрутингу поясняется тем, что слушатели программ до поступления, проработав на прежних должностях не менее 10 лет, не очень-то занимались проблемами собственного трудоустройства.
И вдруг, внезапно, им снова приходится заново себя продавать. «Поэтому услуги бизнес-школ в подготовке к поиску работы иногда бывают критичными в решении вопроса дальнейшего трудоустройства аппликанта. Особенно в высококонкурентных секторах экономики», – считает г-н Бондарь. По его наблюдениям, причиной отказа в трудоустройстве обладателю диплома МВА могут служить разные факторы. Но чаще всего это, конечно, переоценка собственных возможностей. Есть, к примеру, определенная часть выпускников, которые считают, что, получив диплом бизнес-школы, они автоматически могут претендовать на управление крупным производственным предприятием без соответствующего опыта. «Неадекватная оценка своих возможностей очень часто негативно влияет на работодателей. Менее распространенной причиной отказов выпускникам являются особенности трудоустройства в разных странах. Немногие компании, в частности, готовы брать на себя вопросы, связанные с оформлением виз и других разрешительных документов кандидату», – говорит он.
Комментарии
Виталий Михайлов, кантри-менеджер рекрутинговой компании World Staff
Украинские выпускники зарубежных школ МВА, безусловно, испытывают проблемы вернувшись в Украину. Уезжая за границу, человек фактически выпадает из своего бизнеса, рыночных тенденций и т. д. И когда возвращается домой, отучившись в бизнес-школе, то ему приходится искать работу с нуля. Эти люди возвращаются сюда с какими-то радужными надеждами, что здесь их ждут и они тут кому-то нужны. Они считают, что им открыли глаза, научив многим истинам, а посему они вернутся и воплотят все, как им рассказывали по книжкам. Но после возращения сталкиваются с реальной ситуацией и тем, что за эти два года они отстали от рынка. Кроме того, их амбиции и ожидания зачастую завышены. А работодателей, напротив, интересуют кандидаты с опытом работы из действующих бизнесов. Есть у наших МВА-обладателей и определенные проблемы с трудоустройством на Западе. Первая из них – языковой барьер. Вторая – культура и менталитет. Человек, проучившись там 2 года, не понимает ни страну, где находится, ни уж тем более – как в ней делать бизнес.
Алла Коняева, менеджер психологической службы Анкор СВ компании Executive Search
Основная ошибка выпускников школ МВА – приверженность классике, неготовность к пересмотру теоретически популярных для западного бизнеса решений. Вторая ошибка – перенос ожиданий, нормальных для государств с высоким уровнем законопослушности, в наши реалии. Недооценка того, что владельцы украинских бизнесов зачастую не готовы к реинвестициям такого масштаба, чтобы реализовывать серьезные реорганизационные проекты. В результате, заходя в компанию, они обещают чудеса, которые возможны в другой реальности. После того, как время прошло, а обещанное не свершается, наступает разочарованность сторон, столь масштабная, что она захватывает и бизнес в целом, и личности, и теории, и страну. Тем не менее, сейчас за выпускниками идет серьезная охота не только в бизнес-школах, но и в вузах и колледжах. Многие компании заявляют о намерении искать потенциальные таланты в школах. Не удивлюсь, если в скором времени, кадровый голод направит взоры
сотрудников отделов персонала на детские сады.
Дмитрий Бондарь, управляющий партнер MBA Strategy
Общепризнанным считается, что если человек в бизнес-школе не нашел работу в течение года, то он автоматически зачисляется в ряды лузеров. Понятно, что можно поставить себе в резюме оклад в $1 млн. и долго искать работу. Но есть классический вариант работы после окончания бизнес-школы, одним из критериев которого считается оклад в размере $150 тыс. в год. На такие позиции люди находят работу вне зависимости от того, находятся они в Украине, Лондоне или Париже. Одной из самых распространенных ошибок выпускников является откладывание решения вопросов, связанных с трудоустройством, на потом. Часто люди очень поздно узнают о том, что им необходимо было искать работу еще с момента поступления в школу. Вторая, менее распространенная ошибка выпускников связана с заблуждением о том, что работодатели будут за ними гоняться. Это далеко не так, всегда нужно помнить, что таких выпускников, как вы, у работодателей уйма. В такой ситуации важно быть умеренно амбициозным.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.