Итак, ты – ас в этом тонком деле. Писать программы – волнующе увлекательный процесс. Хочется лезть в дебри, открывать горизонты, переустанавливать системы, и как не хочется сидеть на оперативке и слушать монотонную речь начальника. За это бы время можно было отладить целых три-четыре команды, а если повезет, запустить целый работающий блок! Но речь продолжается, от нее никуда не спрятаться, не скрыться, разве только прикрыть глаза. Но и тут осечка. Через пять минут тебя уже будят. Как можно прослушать наставления о дисциплине! А ведь это ты вчера, засидевшись вечером, забыл обесточить комнату! А если бы дошло до пожарников? Одними служебными бы не закончилось. И опоздания, ох, уж эти опоздания!
Слово берет
сотрудница. Она в дебри не лезет. Ее научили нажимать с десяток кнопок, и она их нажимает. А как только появляется одиннадцатая – она сразу зовет тебя. Но помощь принимать умеет. И кофе сделает, и на полную катушку похвалит. Приятно ей помогать, что ни говори. Сейчас она с самым серьезным видом предлагает вывесить большой плакат возле рубильника, чтоб не забывали отключать. А по поводу опозданий еще оригинальней – обзванивать всех с утра по мобильному, чтоб не проспали.
Начальник удовлетворенно кивает, а по поводу последнего предложения приходит в крайний восторг. Нарисовать и вывести на плоттер плакат поручают сразу тебе, а вот с обзваниванием – заминка. Все настороженно замолкают. Начальник деликатно кашляет.
Но положение спасает самый общительный на оперативках
сотрудник. Тот вообще никаких кнопок не нажимает. Только по конференциям ездит. А вернувшись, начинает расхваливать предложенную программу, и каждый раз новую. А то, что ее покупать совершенно необходимо, – это же ясно! Тебе чуть-чуть обидно. Почти все функции некупленной программы у тебя реализованы, правда, по-своему. Но никто не хочет этого замечать.
Вышеупомянутый сотрудник доказывает сходу, что звонки можно сделать автоматическими. Мобильный телефон – тот же компьютер! Разобраться с вопросом снова поручают тебе. Наконец, оперативка закончилась. Ты можешь с головой погрузиться в работу. А то, что навесили дополнительно, – чепуха! Справишься. Ты теперь можешь смело заниматься своими изысканиями, а возложенные на тебя задания выполнить в фоновом режиме.
Вот здесь следует остановиться. Подумай, сколько процентов твоей работы по-настоящему востребовано? И какая она по качеству? Начнешь разбираться – получится не более тридцати. Я лично в последние годы труда на предприятии, где надобность в программистах постепенно исчезла, насчитал меньше пятнадцати. А весь остальной наработанный потенциал остается твоим подводным айсбергом, который никто не видит и который не сыграет никакой роли, когда премию будут делить. А тебе так хочется нырнуть под него и сутками не выбираться на поверхность. Когда-то где-то я высказал мысль, что программист не только стремится отладить свою очередную программу, но и пытается брать на абордаж жизнь. Мне деликатно заметила одна дама, что, насколько она знает программистов, они будут программировать и программировать, а о жизни у них чисто академическое представление. Все-таки я с ней не согласен и не потому, что частично принял ее слова на свой счет.
Просто можно вполне успевать и жить, и зарабатывать, а не только
работать. Но как это сделать? Проведем сравнительный анализ действий привыкшего работать и не позволяющего себе не зарабатывать.
1. Время, свободное от текучки и не обремененное срочными вопросами:
Работающий – рад очередной раз нырнуть в глубину и достать со дна немного жемчуга;
Зарабатывающий – рад с этим жемчугом покрутиться возле начальства и написать пару служебных о необходимости его использования;
Как поступаю я лично? Помогаю не имеющим никакого жемчуга сотрудницам.
2. Состояние полной загрузки:
Работающий – быстро выполняет все, что необходимо, и находит время уделить своим изысканиям;
Зарабатывающий – готов сходу применить эти изыскания и находит время обратить внимание начальства на тяжелое положение отдела, дефицит кадров и необычно маленькую зарплату;
Я лично – усиленно помогаю сотрудницам, а в оставшееся время расправляюсь с полной загрузкой.
3. Поступила новая задача:
Действия работающего – уточняет задание, сроки и приступает к делу;
Зарабатывающий – убедительно объясняет, что у него таких вопросов целая галерея, что заказчиков много, а он один, что на других фирмах такие задачи материально стимулируют;
Как неоднократно поступал я – с радостью сообщал, что у меня уже такая проблема решена, и полдня обрывал телефон вопросами, куда бы сбросить результат.
4. Новая задача решена:
Работающий – получает доброе слово необычно оживленного начальника и сдержанную благодарность заказчика;
Зарабатывающий – получает хорошую премию и вопли заказчика, что они просили совсем другое. Но он не падает духом, а заверяет, что за дополнительную плату можно все исправить;
Я лично – получаю новую задачу от необычно оживленного заказчика и приглашение взглянуть на непослушный компьютер от необычно приветливых сотрудниц.
Итак, дорогой мой программист, для которого я пишу, будешь зарабатывать? Попробуй. А я возьму с тебя пример…