«Во многих случаях применима горизонтальная ротация. А именно — перевод в другой отдел или задание возглавить новый проект, что позволит применить накопленные знания на практике и в дальнейшем получить повышение и соответствующее вознаграждение. Но это актуально, если сотруднику интересно параллельное направление. Если же он не желает менять специализацию, «под него» открывают филиал компании в другом городе или стране. В качестве полумеры, позволяющей выиграть время, можно отправить сотрудника получать второе высшее образование или степень МВА. А порой обходятся «малой кровью» — иногда человеку нужно признание, смена должности на более весомую, увеличение компенсации, материальное стимулирование в виде оплаты курсов, карты в фитнес-клуб, автомобиля, дополнительной страховки и проч.
Если же эти меры оказываются бесполезными, стоит помочь карьерному росту сотрудника с выгодой для компании, а именно — порекомендовать его надежным партнерам. Расскажу историю: начальник юридического отдела крупной инвестиционной фирмы решил сменить работу. Он уже получил предложение занять аналогичную должность, но с большим уровнем компенсации в компании того же профиля. Руководство, узнав, что специалист собирается увольняться, предложило ему возглавить новое направление, не имеющее никакого отношения к юриспруденции. И он согласился — оказалось, что он давно хотел сменить сферу деятельности. Еще один интересный случай произошел в одной крупной FMCG- компании. Директор по продажам в Москве понял, что «засиделся» на своей должности, и сообщил начальству, что намерен рассматривать другие предложения. Руководство, посоветовавшись с учредителями одного из своих ведущих дистрибьюторов в СНГ, предложило ему занять позицию генерального директора этой компании».
«Несколько лет назад я сама оказалась в похожей ситуации. И выходом стало открытие своего дела. На последнем месте работы — в банке — я выполняла обязанности PR-менеджера. В мои задачи входило полное PR-обслуживание банка: подготовка пресс-релизов, работа со СМИ, организация презентаций, конференций, продвижение топ-менеджеров и т.д. Многое я начинала с нуля. Например, выстроила отношения с профильными журналистами. Однако я поняла, что могу и готова делать больше. Реальных перспектив роста в банке я не видела. Собственно, это подтвердило и мое руководство. Председатель правления предложил повысить заработную плату, расширить отдел, дать больше сотрудников в подчинение. Но круг моих обязанностей от этого не менялся. Тогда я объявила о своем решении открыть собственное дело — PR-агентство. И банк стал его клиентом. Кроме того, удалось сохранить хорошие отношения с топ-менеджерами, которые периодически консультируют меня по различным вопросам. И это помогает не только мне, но и моим сотрудникам. Например, когда в агентстве назрела необходимость улучшить навыки продаж, вице-президент банка, которая «по совместительству» также является «гением продаж», любезно согласилась провести для нас специальный тренинг. После этого в агентстве появились новые серьезные клиенты. Разумеется, партнерство выгодно и банку. Ведь кто лучше бывшего сотрудника знает все тонкости работы и потребности клиента!»
«Мне повезло — я всегда работала в развивающихся компаниях. И сталкивалась, скорее, с нехваткой кадров — часто среди «своих» не было сотрудника, способного занять свободный руководящий пост.
В DeltaCredit мы стараемся растить собственные кадры, и даже иной раз «авансом» назначаем людей на более высокие должности. В этом случае сотруднику приходится в срочном порядке учиться. Один человек, который занимал позицию специалиста по маркетингу, хорошо себя проявил, стал «старшим» специалистом, затем «ведущим». Его хорошо знали в других компаниях, даже пытались переманить к себе. Но на менеджера-управленца он не тянул. Нам пришлось отпустить этого сотрудника — поставить его на руководящую должность мы не могли, это было слишком рискованно.
Есть и другой пример: «перерастая» нашу компанию, сотрудники уходили и создавали свой бизнес, и их компании начинали оказывать банку партнерские услуги. Мы только довольны таким сотрудничеством».
«Это не проблема, а ситуация. И мудрый руководитель сможет выйти из нее с пользой для обеих сторон. В нашей компании подобное тоже происходит, и плюсов здесь больше, чем минусов. Для нас характерна проектная схема работы, когда параллельно реализуется ряд программ. Под каждую подбирается соответствующий штат. Поскольку мы специализируемся на инвестиционной и операционной деятельности в сфере загородного девелопмента и реализуем проекты «от А до Я», то всегда есть более серьезные участки работы, на которые можно «бросить» выросшего сотрудника. А для того чтобы управлять всем проектом, нужен огромный опыт и целый комплекс управленческих качеств. Если такой человек есть среди наших сотрудников, мы выберем именно его. Изменение статуса и уровня сложности повлечет за собой увеличение компенсационного пакета, при этом сотрудник остается в знакомом коллективе и в «понятной» компании. Неудивительно, что в большинстве случаев человек соглашается и остается.
Но бывают ситуации, когда менеджер «перерастает» компанию настолько, что готов к организации и развитию собственного бизнеса. В таком случае стоит сменить схему «сотрудник–организация-работодатель» на партнерскую. Компания даже может выступить инвестором нового проекта своего бывшего сотрудника — если профессионализм менеджера не вызывает сомнений. В данном случае можно использовать различные франчайзинговые схемы.
У нас был конкретный пример, когда мы открыли для себя новое направление бизнеса, доверив его развитие менеджеру, который вырос из своей должности и собирался уходить, так как предложить что-то выше в рамках старых проектов мы не могли. В данном случае выиграли обе стороны».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?