Нет, когда мы были маленькими, казалось, что у нас забот полон рот. И учителя, «пристающие» с домашним заданием, и родители, обязывающие заботиться о младших братьях-сестрах, и нагружающие домашней работой. И только повзрослев, осознали, как было здорово в школе: друзья-товарищи, конкурсы-олимпиады — скучать не приходилось.
Став родителями, не устаем твердить уже своим чадам о пользе школы: «Еще пожалеешь, что не учился и прогуливал!». А они не верят, убежденные в своей «умности» уже сейчас, спорят с «вредной» Марьванной, игнорируя ее уроки. Но подобная ситуация, скорее, характерна для старшеклассников, с малышами, согласитесь, легче.
Большинство учеников старшей школы уже определились с выбором дальнейшего жизненного пути, четко знают профилирующие предметы выбранной профессии. Поэтому «будущему гению программирования» тяжело высиживать на уроках истории или литературы. Никто не спорит: для общего развития предметы нужны, но как объяснить это подростку, сутками сидящему за компьютером. Возникает конфликт «учитель-ученик». Преподаватель, придерживающийся программы как государственного стандарта обучения, требует на «пятерку» не приблизительного «кое-что слышал», а «глубоких и прочных» знаний. А не освоившим материал обязан поставить «неуд». В аттестат, конечно, оценка не попадет, но пересдачами можно замучить любого.
Можно ли «уравновесить» отношения «ученик-учитель»? Выход из положения многие семьи находят в профильных специализированных школах или в занятиях на подготовительных курсах вузов. Неплохим решением проблемы мог бы стать экстернат — возможность старшеклассников периодически сдавать зачеты по «не профильным» предметам, в остальное же время вплотную заниматься «нужными» науками. Кстати, вопрос введения экстерната не один год обсуждается чиновниками, но воз, как говорится, и ныне там.
Евросоюз бьет тревогу
Еврокомиссар по вопросам образования Ян Фигель в недавнем докладе отметил, что в среднем треть подростков стран Евросоюза малограмотны.
Одной из главных целей, которые ставил Евросоюз в далеком 2000 году, было сокращение количества плохо читающих школьников. Уже сейчас выяснилось, что, несмотря на значительное финансирование так называемой Лиссабонской стратегии доля безграмотных тинейджеров выросла с 21 до 24 %. Лидируют по количеству «недоучек» Румыния и Болгария — соответственно 53 и 51 процентов детей плохо читают и понимают написанное. За последние 5-7 лет несколько ухудшилась картина во Франции, Германии и Португалии. Совсем иначе обстоят дела в Финляндии, где насчитывается только 5% неуспевающих, за ней следует Ирландия (12%) и Эстония (14%).
«Не хочу учиться…»
Все больше школьников в Европе бросают школу, так и не получив аттестата зрелости, несмотря на то, что хорошее образование — гарантия трудоустройства. Поскольку отсутствие образования и квалификации уменьшает шанс найти работу, Брюссель обеспокоен быстро растущим количеством митрофанушек. Лидируют по данным критериям Португалия и Мальта, где более 30% подростков не доучиваются до аттестата. Самые высокие показатели по доступности и качеству образования в Норвегии, за которой следуют Великобритания, Словения и Швеция.
Родителям на заметку
Не важно в первый или последний класс пошел ваш ребенок. Главное — не «отбить» желание учиться, и почаще вспоминать, что сверхнапряженный график ни к чему хорошему не приведет. Поэтому не заставляйте ребенка заниматься без перерыва: пусть учится находить время для прогулок, игр, общения с друзьями. Ничего страшного, если после напряженной недели сын или дочь закидывают учебники: разгрузочный день просто необходим! Все знают, лучший отдых — смена занятий, поэтому попробуйте заменить умственный труд физическим. Постарайтесь записать чадо в спортивную секцию, главное, чтобы ему нравилось заниматься, это отвлечет и от уличных компаний. Но постарайтесь разумно заполнить его день, не оставив даже щелочки для матери всех пороков — праздности и пустопорожнего ничегонеделания.
Отечественная мозаика
В нынешнем учебном году в школах Луцка будут проходить тематические уроки, посвященные изучению истории родного города, пропагандирующие здоровый образ жизни, в частности, и соблюдение чистоты в общественных местах и на улицах. Об этом шла речь во время аппаратного совещания в горсовете. Градоначальник Богдан Шиба уверен: «такие уроки должны быть практически в каждой школе города».
К сожалению, к началу учебного года подготовиться успели не везде. Так, ученики 8-х классов русскоязычных школ Харьковской области обеспечены учебниками только на 18,3%, украиноязычных — на 61,2%. Об этом сообщила заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Людмила Белова. Чиновники, как всегда, не виноваты. Это учебники «стали поступать» поздно, только с 22 июля. В целом, в области в 2008 году в первый класс придет на тысячу учеников больше, чем в 2007, а общее количество учащихся уменьшится на 10,5 тыс. человек.
А вот в Одесской области в этом году порог школы впервые переступят более 2 тыс. детей — сообщил начальник областного управления образования и науки Дмитрий Демченко. Цифра практически не отличается от прошлогодней. Только некоторые сельские школы не набрали ни одного первого класса, поскольку «не нашли» даже пятерых шестилеток — минимум для открытия класса. Дети, живущие в селах без школ, будут получать образование дома или ездить в соседний населенный пункт.
Оказывается, «недобравшие» баллы по внешнему тестированию могут подать иск на вуз, не желающий принять документы для вступления. Именно так поступила 82-летняя крымчанка Галина Чернова, которой из-за низкого балла (всего 124 пункта) Крымский институт экономики и права отказал в поступлении на коммерческой основе. Суд признал нарушение прав гражданки, мотивируя решение «желанием истицы платить за образование деньги», и принудил институт внести Галину Чернову в списки студентов. Чем не пример для подражания всем обиженным государственной аттестацией?
Вести от соседей
В то же время, 40% полагают, что на карьеру и успех не влияют школьные отметки.
Меньше половины опрошенных (47 %) согласились со мнением, что обучение в современной школе позволяет ребенку стать гармонично развитой личностью с широким кругозором и хорошей физической подготовкой. Их оптимизма не разделяют 36% респондентов, считающих, что школа наносит ущерб психическому и физическому здоровью ребенка.
Отвечая на вопросы об отношении к российской системе среднего образования большинство участников опроса (54 %) заявили, что советская образовательная система была лучшей в мире, и ее следовало бы сохранить. В то же время 37% полагают, что советская система устарела и сегодня назрела ее реформа.
При этом большинство участников опроса (6%) выступают против введения в стране 12-летнего школьного обучения, и только 23% поддерживают перспективу перехода на двенадцатилетку.
А вот Белорусский президент А.Лукашенко заявил, что состоявшаяся дискуссия о введении 12-летнего образования не убедила его в необходимости реформирования среднего образования и повсеместного профильного обучения в старших классах.
Компьютерные технологии — в школу!
Московские школы все шире внедряют компьютерные технологии в жизнь учеников. Так, с 1 сентября во многих средних учебных заведениях столицы вводятся карточки школьника. Теперь недоросли не смогут купить вредные гамбургеры или «Кока-колу». Карманные «пластиковые» деньги (положенные родителями) можно будет потратить только в школьной столовой.
Дальше больше. Информационно-аналитический центр департамента образования (ИАЦ) предлагает школам открыть на его сервере собственную страничку — что-то похожее на сайт школы, только гораздо подробнее и для внутреннего пользования. Педагоги и родители получают логины и пароли и могут заходить на страничку через интернет. Так папы и мамы, вместо привычного «покажи дневник», даже на работе смогут ознакомиться с успеваемостью чада в электронном дневнике. Причем с комментариями учителя. Как вы понимаете, «забыть дома» такой дневник просто невозможно.
И снова о карточках. На входе в здание школы придется отмечаться электронным чипом. Отметился — родители тут же получили эсэмэску: «Ваш ребенок в школе». Забывать или терять карточку — все равно, что лишиться паспорта. Не отметился — тебя в школе нет: поесть не дадут, оценку в журнал не поставят (особенно обидно если хорошую).
Анекдот в тему
— Какое самое большое заблуждение учеников?
— Что учителя охотно ходят в школу.
Учитель спрашивает, что такое «образование».
— Образование, — отвечает ученик, — это когда мы многому научимся, потом многое из этого забудем, а вот как раз то, что останется, и есть образование.
— Петров, ты вообще учишься?
— Конечно, Марья Ивановна.
— Тогда почему ты делаешь столько ошибок?
— Так я на ошибках и учусь.
— Иванов, ты когда делаешь домашние задания?
— После обеда.
— А почему ты вчера его не сделал?
— Так мама вчера не готовила обед.
Оля пишет на доске: «Мама мИня очень любит».
— Не «мИня», а «мЕня», — поправляет учитель.
— Да? Я должна буду рассказать об этом папе.
— Когда мы используем большие буквы?
— Когда у нас плохое зрение.
Сколько «стоит» ученик?
Родители британских школьников в среднем платят 1,3 тыс. фунтов стерлингов в год на обучение одного ребенка в государственной школе — утверждают результаты опроса, проведенного агентством Norwich Union, в котором приняли участие около 1000 родителей. Из этой суммы 60 фунтов стерлингов родители расходуют на школьные поездки, 50 — на спортивные принадлежности, 30 — на учебники и 261 — на школьные обеды.
Кроме того, родители собираются потратить 1000 часов на помощь в выполнении домашних заданий своих детей в возрасте 5–16 лет. Они купят 43 рубашки или блузки, 38 свитеров и 37 пар обуви.
На мальчиков в среднем тратят больше, чем на девочек, так как они чаще посещают дополнительные занятия и кружки после уроков.
Представитель Norwich Union Саймон Квик (Simon Quick) утверждает: «Многие родители думают, что обучение в государственных школах бесплатное, однако на самом деле расходы могут оказаться значительными. Особенно это затрагивает семьи с двумя или тремя детьми, учитывая ежегодное увеличение расходов на 200 фунтов стерлингов». А нашим, украинским, родителям надо еще учитывать «благотворительные» взносы в фонд школы. Даже если вычесть стоимость просто фантастического количества рубашек и свитеров, сумма выходит ничуть не меньшая, чем у английских пап и мам.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.