RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. На работе
  5. Сила слабого пола

Сила слабого пола

14.09.2007 8846

Современные женщины не довольствуются ролью домохозяйки: работают наравне с мужчинами, но если устремляются к карьерному росту, им приходится постоянно доказывать, что они — равноправные партнеры. Исторически сложилось, что мужчинам не привыкать занимать командные посты, а вот женщины пока чувствуют себя в этой сфере не так вольготно. Всего 7% представительниц слабого пола с высшим и средним специальным образованием становятся руководителями, среди специалистов-мужчин — каждый второй.

Движение женщин за равные права с мужчинами насчитывает более 200 лет. Право на получение высшего образования было предоставлено женщинам (мужчинами!) только в 1860 году, а первые Высшие женские курсы были открыты при Киевском университете только в 1878 г.

Во многих странах отношение к женщине-руководителю разное. Например, западный опыт показывает, что решающая роль в развитии бизнеса принадлежит именно женщинам, потому что их склад ума и психология больше всего соответствуют специфике бизнеса. Результаты исследований, проведенных американской компанией Catalyst, показывают, что чем больше женщин среди руководства, тем большего финансового успеха достигает компания. Оказалось, что в фирмах, где женщины занимают руководящие должности, показатели рентабельности и дохода акционеров выше на 35% по сравнению с теми, где руководят исключительно мужчины. Кроме того, анализ кадрового состава первых ста организаций из списка наиболее успешных компаний рейтингового бизнес-журнала «Fortune» показал, что у лидирующих компаний в составе совета директоров 13,6% женщин. Данные исследования не вызывают удивления у западной аудитории, где особо активны феминистические движения. В Украине же дела обстоят иначе.

65% американских мужчин не смутятся, если на войне на переднем крае им придется сражаться вместе с женщинами. 71% американцев не против, чтобы женщина стала президентом США, 84% довольны своими женщинами-начальницами.

DE JURE и DE FACTO НА РЫНКЕ ТРУДА

Почти 90 лет в Украине de jure существует равенство женщин и мужчин во всех сферах деятельности. Однако, de jure — это не de facto. Согласно статистике, на одно вакантное место в среднем приходится «полтора» мужчины и четыре женщины. Более 50% представительниц прекрасного пола, обратившихся в службы занятости, имеют высшее и среднее образование. Женщинам с высшим образованием найти работу сложнее, потому что почти 80% вакансий — рабочие специальности и только 20% — для служащих и специалистов. Несмотря на доступность для женщин всех видов деятельности, существует распределение приоритетных отраслей (см. диаграмму). Ущемление прав женщин (равно как и мужчин) при приеме на работу часто начинается с момента объявления об открытии вакансии. Как правило, в объявлениях указывается пол, возраст потенциального работника, иногда требования к внешности.

По данным опроса, проведенного Центром исследования рынка труда, 88% опрошенных работодателей отдали предпочтение мужчинам и 53% — женщинам для закрытия вакансий на предприятии.

Результаты блиц-опроса работодателей выявили основные причины нежелания принимать на работу женщин. Самая распространенная причина — опасаются, что женщина вскоре (непременно!) уйдет в декретный отпуск. Если девушка не замужем — значит, может выйти замуж и тогда потребует вышеозначенный отпуск через год. А если замужем — и того раньше. Вот и приходится либо искать соискательницу, которая может дать гарантии (?), что не станет рожать детей (?), либо отдавать предпочтение мужчинам. В качестве другой причины приводят мнение, что для женщин на первом плане — всегда семья. Поэтому они торопятся уйти домой вовремя вместо того, чтобы поработать пару-тройку часов сверхурочно. Если есть маленькие дети, значит, будет постоянно на «больничном». К третьему разряду причин относится мнение, что женщины истеричны, скандальны, склонны к сплетням и интригам. Ими сложнее управлять: они непредсказуемы и алогичны. Доступнее мотивы мужских поступков, поэтому мужчин «держать в узде» проще. И еще одна из причин — женщины работают от скуки. Сделаем оговорку, причины отказов обобщенные и не содержат информации о деловых качествах женщин.

КОЗЫРНЫЕ КАРТЫ

То, что женщина может быть руководителем и лидером, не вызывает сомнения. Вспомним Козьму Пруткова: «Все девицы подобны шашкам: всем мечтается пройти в дамки, только не всем удается». Чтобы выйти в дамки в «мужском мире», женщинам необходимо использовать свои преимущества. Природа доверила ей самое главное — продолжение рода, и потому наделила особым чутьем к безопасности и потребностью в стабильности. Согласитесь, если бы мужчинам не удавалось успешно охотиться, племя пострадало бы, но не погибло. А вот если бы женщины перестали заботиться о потомстве, человечеству пришел бы конец. В этом — особая ответственность. Разве не очевиден факт, что женщина серьезнее, чем мужчина, относится к любым обязанностям? С кем, например, чаще всего остаются дети при разводе супругов? В подкрепление древнейшего инстинкта женщина снабжена практичностью, расчетливостью, природной интуицией и мощной силой воли. Работодатели не отрицают факт, что женщины более добросовестно трудятся и меньше «халтурят». «Еще одним несомненным козырем в руках женщин является… предсказуемость мужчин, — комментирует Наталья Агеева, менеджер по персоналу ООО «Актуаль», психолог. — Модели мужского поведения просчитать гораздо легче. Например, мужчины практически всегда стремятся быть победителями: 9 из 10 на агрессию ответят агрессией, потому что иначе (по их меркам) это будет поражением. Женщины могут позволить себе быть более маневренными и гибкими, например, признаться в собственной слабости и этим обезоружить оппонента». Женщина гораздо быстрее адаптируется в любых ситуациях. Как показывают исследования, женщины втрое быстрее «считывают» язык мимики, жестов и взглядов, что дает им бесспорное преимущество при общении. Что ж, с таким активом вполне можно играть солидную партию в бизнесе.

КАК СТРОИТЬ КАРЬЕРУ В МИРЕ МУЖЧИН

Прежде всего, следует позаботиться о создании делового внешнего имиджа и репутации. Самые важные три составляющие репутации по мужским понятиям: всегда исполнять обещанное, не «рисоваться» и не подставлять партнеров. Хорошая слава распространяется довольно быстро и вскоре о ваших деловых качествах станет известно потенциальным партнерам. Но быстрее хорошей распространяется только худая слава: вряд ли найдутся желающие сотрудничать со лживым, необязательным, плаксивым, несдержанным или даже вороватым партнером. Поэтому, даже если соблазн получить единовременную прибыль велик, но хромают морально-этические отношения, откажитесь от задуманного. «Очень полезный практический совет — всегда документируйте и храните результаты своей работы, — делится опытом Оксана Рожко, ассистент директора консалтинговой фирмы «Премиум». — Причем для хранения документации стоит непременно завести специальную тетрадь, а не отдельные листочки, которые могут затеряться. Вас будет практически невозможно подставить, если у вас будут храниться копии или оригиналы документов (расписки, счета, распоряжения руководства)». И в «случае чего», выдайте фразу, ставшую началом разборок в Великих Васюках: «Позвольте, у меня все ходы записаны!». Кроме того, подобная рачительность просто не может не произвести должного впечатления на руководителя. Закаляйте характер и учитесь преодолевать препятствия. В любой работе есть не очень приятные моменты и люди, с которыми не хочется общаться. Не откладывайте неприятные дела — делать их все равно придется. А преодоление препятствий существенно повысит самооценку. Тем, кто еще сомневается, стоит купить книгу о великих женщинах в истории и регулярно перечитывать. Заводите как можно больше новых связей и знакомств. Никогда не забывайте партнеров, коллег, сотрудников с прежних мест работы. И главное, всегда верьте в себя, иначе как в вас поверят окружающие?

В заключение хочется добавить, что женский характер никаким образом не противопоказан деловой активности. Недаром Маргарет Тэтчер утверждала: «Если вы хотите посоветоваться, как сделать какое-либо дело, — обратитесь к мужчине. Если хотите, чтобы дело претворилось в жизнь, — идите к женщине». Так что не стоит спорить, кто важнее, лучше: «Давайте жить дружно!»

Читайте также

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 Сентябрь, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».


↑ Наверх