Современные женщины не довольствуются ролью домохозяйки:
работают наравне с мужчинами, но если устремляются к карьерному росту, им
приходится постоянно доказывать, что они — равноправные партнеры. Исторически
сложилось, что мужчинам не привыкать занимать командные посты, а вот женщины
пока чувствуют себя в этой сфере не так вольготно. Всего 7% представительниц
слабого пола с высшим и средним
специальным образованием становятся руководителями, среди специалистов-мужчин —
каждый второй.
Движение женщин за равные права с мужчинами
насчитывает более 200 лет. Право на получение высшего образования было
предоставлено женщинам (мужчинами!) только в 1860 году, а первые Высшие женские
курсы были открыты при Киевском университете только в
Во многих странах отношение к женщине-руководителю
разное. Например, западный опыт показывает, что решающая роль в развитии
бизнеса принадлежит именно женщинам, потому что их склад ума и психология
больше всего соответствуют специфике бизнеса. Результаты исследований,
проведенных американской компанией Catalyst, показывают, что чем больше женщин среди руководства, тем большего
финансового успеха достигает компания. Оказалось, что в фирмах, где женщины
занимают руководящие должности, показатели рентабельности и дохода акционеров
выше на 35% по сравнению с теми, где руководят исключительно мужчины. Кроме
того, анализ кадрового состава первых ста организаций из списка наиболее
успешных компаний рейтингового бизнес-журнала «Fortune» показал, что у
лидирующих компаний в составе совета директоров 13,6% женщин. Данные
исследования не вызывают удивления у западной аудитории, где особо активны
феминистические движения. В Украине же дела обстоят иначе.
65% американских мужчин не смутятся, если на
войне на переднем крае им придется сражаться вместе с женщинами. 71%
американцев не против, чтобы женщина стала президентом США, 84% довольны своими
женщинами-начальницами.
DE JURE и DE FACTO
НА РЫНКЕ ТРУДА
Почти 90 лет в Украине de jure существует равенство
женщин и мужчин во всех сферах деятельности. Однако, de jure — это не de facto.
Согласно статистике, на одно вакантное место в среднем приходится «полтора»
мужчины и четыре женщины. Более 50% представительниц прекрасного пола,
обратившихся в службы занятости, имеют высшее и среднее образование. Женщинам с
высшим образованием найти работу сложнее, потому что почти 80% вакансий —
рабочие специальности и только 20% — для служащих и специалистов. Несмотря на
доступность для женщин всех видов деятельности, существует распределение
приоритетных отраслей (см. диаграмму). Ущемление прав женщин (равно как и мужчин) при приеме на работу часто
начинается с момента объявления об открытии вакансии. Как правило, в
объявлениях указывается пол, возраст потенциального работника, иногда
требования к внешности.
По данным опроса, проведенного Центром
исследования рынка труда, 88% опрошенных работодателей отдали предпочтение
мужчинам и 53% — женщинам для закрытия вакансий на предприятии.
Результаты блиц-опроса работодателей выявили основные
причины нежелания принимать на работу женщин. Самая распространенная причина —
опасаются, что женщина вскоре (непременно!) уйдет в декретный отпуск. Если
девушка не замужем — значит, может выйти замуж и тогда потребует вышеозначенный
отпуск через год. А если замужем — и того раньше. Вот и приходится либо искать
соискательницу, которая может дать гарантии (?), что не станет рожать детей
(?), либо отдавать предпочтение мужчинам. В качестве другой причины приводят
мнение, что для женщин на первом плане — всегда семья. Поэтому они торопятся
уйти домой вовремя вместо того, чтобы поработать пару-тройку часов сверхурочно.
Если есть маленькие дети, значит, будет постоянно на «больничном». К третьему
разряду причин относится мнение, что женщины истеричны, скандальны, склонны к
сплетням и интригам. Ими сложнее управлять: они непредсказуемы и алогичны.
Доступнее мотивы мужских поступков, поэтому мужчин «держать в узде» проще. И
еще одна из причин — женщины работают от скуки. Сделаем оговорку, причины
отказов обобщенные и не содержат информации о деловых качествах женщин.
КОЗЫРНЫЕ
КАРТЫ
То, что женщина может быть руководителем и лидером, не
вызывает сомнения. Вспомним Козьму Пруткова: «Все девицы подобны шашкам: всем
мечтается пройти в дамки, только не всем удается». Чтобы выйти в дамки в
«мужском мире», женщинам необходимо использовать свои преимущества. Природа
доверила ей самое главное — продолжение рода, и потому наделила особым чутьем к
безопасности и потребностью в стабильности. Согласитесь, если бы мужчинам не
удавалось успешно охотиться, племя пострадало бы, но не погибло. А вот если бы
женщины перестали заботиться о потомстве, человечеству пришел бы конец. В этом
— особая ответственность. Разве не очевиден факт, что женщина серьезнее, чем
мужчина, относится к любым обязанностям? С кем, например, чаще всего остаются
дети при разводе супругов? В подкрепление древнейшего инстинкта женщина
снабжена практичностью, расчетливостью, природной интуицией и мощной силой
воли. Работодатели не отрицают факт, что женщины более добросовестно трудятся и
меньше «халтурят». «Еще одним несомненным козырем в руках женщин является…
предсказуемость мужчин, — комментирует Наталья Агеева, менеджер по персоналу
ООО «Актуаль», психолог. — Модели мужского поведения просчитать гораздо легче.
Например, мужчины практически всегда стремятся быть победителями: 9 из 10 на
агрессию ответят агрессией, потому что иначе (по их меркам) это будет
поражением. Женщины могут позволить себе быть более маневренными и гибкими,
например, признаться в собственной слабости и этим обезоружить оппонента».
Женщина гораздо быстрее адаптируется в любых ситуациях. Как показывают
исследования, женщины втрое быстрее «считывают» язык мимики, жестов и взглядов,
что дает им бесспорное преимущество при общении. Что ж, с таким активом вполне
можно играть солидную партию в бизнесе.
КАК СТРОИТЬ
КАРЬЕРУ В МИРЕ МУЖЧИН
Прежде всего, следует позаботиться о создании делового
внешнего имиджа и репутации. Самые
важные три составляющие репутации по мужским понятиям: всегда исполнять
обещанное, не «рисоваться» и не подставлять партнеров. Хорошая слава
распространяется довольно быстро и вскоре о ваших деловых качествах станет
известно потенциальным партнерам. Но быстрее хорошей распространяется только
худая слава: вряд ли найдутся желающие сотрудничать со лживым, необязательным,
плаксивым, несдержанным или даже вороватым партнером. Поэтому, даже если
соблазн получить единовременную прибыль велик, но хромают морально-этические
отношения, откажитесь от задуманного. «Очень полезный практический совет — всегда
документируйте и храните результаты своей работы, — делится опытом Оксана Рожко,
ассистент директора консалтинговой фирмы «Премиум». — Причем для хранения
документации стоит непременно завести специальную тетрадь, а не отдельные
листочки, которые могут затеряться. Вас будет практически невозможно
подставить, если у вас будут храниться копии или оригиналы документов
(расписки, счета, распоряжения руководства)». И в «случае чего», выдайте фразу,
ставшую началом разборок в Великих Васюках: «Позвольте, у меня все ходы
записаны!». Кроме того, подобная рачительность просто не может не произвести
должного впечатления на руководителя. Закаляйте характер и учитесь преодолевать
препятствия. В любой работе есть не очень приятные моменты и люди, с которыми
не хочется общаться. Не откладывайте неприятные дела — делать их все равно
придется. А преодоление препятствий существенно повысит самооценку. Тем, кто
еще сомневается, стоит купить книгу о великих женщинах в истории и регулярно
перечитывать. Заводите как можно больше новых связей и знакомств. Никогда не
забывайте партнеров, коллег, сотрудников с прежних мест работы. И главное,
всегда верьте в себя, иначе как в вас поверят окружающие?
В заключение хочется добавить, что
женский характер никаким образом не противопоказан деловой активности. Недаром
Маргарет Тэтчер утверждала: «Если вы хотите посоветоваться, как сделать
какое-либо дело, — обратитесь к мужчине.
Если хотите, чтобы дело претворилось в жизнь, — идите к женщине». Так что не стоит спорить, кто важнее, лучше: «Давайте
жить дружно!»
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».