Смена работы: что ни делается – все к лучшему
6.10.2007 336 Выбор профессии мы делаем довольно рано. Считается общепринятым, что по окончании школы надо ответить на вопрос «Кем быть?». Часто случается так, что к этому времени человек еще не сформировался как личность и не определился с тем, к чему лежит душа. Поэтому начинаются поиски «вслепую»: кто-то внимает советам родителей, некоторые выбирают профессию «за компанию», поступая в институт вместе с друзьями. Иные руководствуются близостью расположения учебного заведения к дому, проявляя тем самым безразличие к своей профессиональной судьбе. Я не знала подобных метаний: с детства всегда верила, что буду… летчицей!
Честно говоря, у меня не было для этой профессии никаких данных. Но... В юности я и слышать не хотела замечания родителей о моем слабом здоровье. Каждое утро с завидным упорством обливалась холодной водой. Зимой выходила на каток, летом увлекалась туризмом, плаванием и гимнастикой. Вскоре были забыты простуды, и я поставила себе новую цель – освоить математику и физику на «пять».
Долго ли коротко ли, но со временем провалы в знаниях уступили место «математическому складу ума» (так говорила моя преподавательница, хотя я не была с ней согласна). Просто усиленная тренировка, огромное желание «прыгнуть выше головы» сделали свое дело – я легко решала задачи любой сложности и без особого труда поступила в авиационный институт.
Эйфория первых лет пребывания в вузе быстро сменилась открытием: оказывается, мы не только не будем летать на самолетах, но вряд ли будем даже обслуживать авиационную технику. Мы будем строить и конструировать! Приборы, навигационное оборудование. Сопровождать готовые изделия, проверять на качество мелкие и большие детали, «гнать» план – словом, никакой полетной романтики. На третьем курсе, после прохождения практики в душном заводском цехе, пришло желание, не доучившись, сменить профессию. Но оставалось каких-то два года, жаль было потраченного времени и сил – и я окончила вуз.
Как и ожидалось, работа не принесла удовольствия. Цеха, производственные планы, чертежи, рабочие субботы… Надо признать, подняться над суетой и круто изменить свою жизнь мне было не под силу. Страшили перемены. Я все не решалась сменить профессию, хотя к тому времени у меня уже сформировались новые увлечения. В свободное время я изучила несколько учебников по биологии. Занялась траволечением, гомеопатией – все это было безумно, захватывающе интересно. Потом пришло новое увлечение, дававшее и материальный стимул: написание рефератов, обзоров, курсовых работ. Для себя ночами я сочиняла рассказы и отсылала их по почте своим друзьям.
Наверное, я бы так и не пошла в своих увлечениях дальше, если бы не перемены в стране. В короткое время профессия инженера стала настолько невостребованной, что, попав под сокращение и обращаясь в поисках нового места к работодателям, я даже перестала упоминать о своем образовании. Однако и без образования никто не стремился взять меня на работу, и стало ясно: надо предпринимать решительные шаги.
Ответить на вечный вопрос «Что делать?» было непросто. Я задумалась над тем, как не только найти работу, но и изменить жизнь к лучшему. Как заняться тем, к чему есть склонности? Наполеон как-то сказал: «Счастье есть наибольшее развитие наших способностей». А может, это и есть тот самый единственный шанс стать счастливой?
Но как предложить работодателю то, что я умею? С собой и своими комплексами пришлось бороться долго. Я покупала газеты, выписывала телефоны и… не звонила. Или звонила, но не ходила на собеседования. Мне казалось, работодатель ждет совсем других работников – молодых, умелых, легко относящихся к жизни.
Однажды я побывала в Анталии и отправила сестре воспоминания о поездке. Она отнесла мои записки в журнал и (о, чудо!) их опубликовали. Наверное, каждый начинающий журналист испытывал это чувство восторга – меня напечатали! Следующие шаги я уже делала смелее – у меня была печатная работа.
В один прекрасный день я обзвонила все издательства, нуждающиеся в журналистах, и отправилась на собеседования, приказав себе забыть о своем возрасте, отсутствии опыта и решив, что любой результат восприму как урок. Надо сказать, никто не требовал моей развернутой биографии, не спрашивал даты рождения, не интересовался семейным положением и образованием, не отвергал меня как специалиста. Требование было одно: показать себя в деле.
Мне предложили написать несколько статей на определенную тему и потом… взяли в штат. Постепенно я стала писать статьи и, наконец, почувствовала, что мне нравится это занятие, потому что оно дает возможность узнавать мир, новых людей и вести образ жизни, который мне подходит.
Издание "Работа+Карьера"