Практически каждый из нас хотя бы раз в жизни оставался не у дел. Случалась неприятность по воле рока, по собственной вине или третьих лиц — не суть важно. Главное — двигаться дальше, причем, желательно при этом держать хвост пистолетом и грудь колесом. В такой непростой, мягко говоря, ситуации все ведут себя по-разному: кто-то активно принимается за поиски нового места, кто-то продолжает делает то же, но вяло, а кто-то опускает руки… Однако не факт, что первому повезет больше, чем третьему, хотя шансов, конечно, у «активистов» больше. Но и первые, и вторые, и третьи на определенный период попадают в одну из уязвимых прослоек общества (как бы мы ни пытались преувеличить значение стойкости духа). «Записавшись» в безработные, не стоит отчаиваться и полагать, что у вас нет прав, вы никому не нужны. Ведь только позови, на помощь приходят спасатели — служащие центров занятости.
Эти профессионалы помогают тысячам наших сограждан не растеряться в трудную минуту, удержаться на плаву, избежав опасности быть поглощенным водоворотом жизни. На некоторое время они берут шефство над безработными: разъясняют юридические нюансы, советом помогают устранить неурядицы, вникают в суть накопившихся проблем. А ведь порой так трудно бывает согреть чужую душу нелицемерным участием!
Мысленно цепочку представим специалистов, чья работа заключается в том, чтобы другие нашли себе… работу. Такой вот каламбур, но именно эти профессионалы помогают нашим соотечественникам трудоустроиться. Итак, визит в центр занятости…
Информатор: «лицо и глаза»
…которые встречают жаждущего трудоустроиться. От него зависит столь многое, что даже представить невероятно… Тем не менее факт: именно диспетчер заряжает соискателя позитивной энергией, которую нужно направить в правильное русло — на поиски работы. От взгляда, улыбки, интонации чиновника во многом зависит, с каким настроением соискатель перешагнет порог следующего кабинета. А настроение, как известно, влияет на исход событий — предстоящую беседу с инспектором, успешность обучения на курсах перепрофориентации, качество усвоения материала на семинарах... Доброе слово, да еще сказанное теплым тоном, может многое решить в судьбе.
Информцентр расположен прямо у входа — это подобие КПП: любой соискатель, появляясь в заведении по какому бы то ни было делу не минет этого окошка: диспетчер уведомит его о тех или иных действиях, служебных нюансах, расписании, а также выпишет талончики на посещение к инспектору.
Инспектор: на страже справедливости
Этот специалист — поводырь в море вакансий, а также союзник и советчик, внимательно проверяющий документы и вносящий всю информацию из вашей трудовой биографии в базу данных. Каждый кандидат, находящийся в его ведомстве, отныне под надежным присмотром!
После всех формальностей — задушевный разговор. Стаж? Почему без работы? Какие планы?.. А ведь надо еще уметь не просто не обидеть, не уязвить, но часто утешить и подбодрить. Это ни в коем случае не допрос, а дружелюбная беседа, в ходе которой «выведывается» ряд фактов из трудовой биографии соискателя, проверяются паспорт, трудовая книжка, дипломы об образовании, идентификационный код и вся информация вносится в базу данных центра занятости. Нередко приходится убеждать посетителя в его профессиональной состоятельности (хотя в основном это работа психолога), но стоит только повысить его самооценку — и во сто крат увеличиваются шансы соискателя на успех в поисках хорошей работы!
Инспектор строг, но справедлив. А также просто кладезь полезной информации.
Он предоставляет необходимые сведения: |
|
|
|
|
|
Инспектору нужно быть в некотором роде и «психоаналитиком»: часто работу никак не могут найти «профессиональные нищие» — ленивцы, предпочитающие жалкие крохи от государства честно заработанным большим деньгам. Его задача — не допустить шулерства. «Тунеядец или трудяга?» — ответ на этот вопрос именно в его компетенции.
Профконсультант: быстрее, выше, сильнее!
Сознательное планирование карьеры — важнейший момент в профессиональном развитии любого специалиста. Без этого невозможна самореализация, тем более — ощущение наполненности жизни… Есть ли план у вас? Нет? Не унывайте. Специалисты помогут растерявшимся и неуверенным сделать правильный выбор.
Как? Предоставив профессиональную консультацию (ведь существует же юридическая!). Термин этот в службе занятости трактуется двояко: и как советы профессионала, и как консультирование о специфике профессии. Соискателю помогут определиться с выбором или сменой специальности, места работы, курсов. При этом будут учтены его интересы, устремления, черты характера, состояние здоровье и многое, многое другое.
Профконсультант действует в трех основных направлениях:
Профинформационное. Это просто: освещение разных профессий, специфики требований к работнику, сопоставление возможностей соискателя с потребностями рынка труда.
Психодиагностическое. Индивидуальное определение психологических особенностей и существенных для соискателя. профессиональных характеристик. Психодиагностика — тонкий инструмент, которым опытный доктор души может открыть потаенные резервы в критические моменты жизни подопечного. И тогда все его нереализованные возможности получат шанс на «вторую жизнь».
Психокоррекционное. Борьба со стрессом: устранение тревоги, повышение самооценки и стимулирование активности соискателя в процессе поиска вакансии. Опытный специалист может значительно преуспеть в этом направлении, вплоть до того, что сумеет выработать у кандидата стойкий иммунитет к неприятностям, и тогда с лету тот обретет теплое местечко.
Так что, пожалуй, профконсультант — самая многогранная и динамичная должность в центре занятости. К тому же работа эта чрезвычайно важна и ответственна! Ведь четкое представление о собственных возможностях поможет соискателю избежать многих ошибок и «аварий», которые произойдут в дальнейшем — уже трудовом — будущем.
В народ!
Решив помогать ближнему своему таким вот образом, отправляетесь трудиться в подобную организацию? Проверьте, соответствуете ли тем немногочисленным критериям, которых ожидают от социальных работников.
От служащих центра занятости требуют в первую очередь не навыков работы. Для тех, кто будет иметь дело с людьми, важны именно такие добродетели, как:
Человечность. Иначе вы как профессионал (и ваши подопечные как кандидаты) потерпите поражение. |
Эрудиция. Поможет лучше понимать других: в центр занятости приходят разные люди, но все они нуждаются в участии. |
Организованность. В двух словах нужно объяснить соискателю суть дела, описать положение вещей… Работа сотрудников центра занятости расписана буквально по минутам! |
Толерантность. Важно не оттолкнуть, а наоборот, привлечь, расположить к себе. От «плотности» взаимодействия зависит, как скоро соискатель найдет подходящую работу. |
Выдержка. Целый день выслушивать, наставлять, утешать и не расклеиться самому сумеет воистину стойкий оловянный солдатик! |
Что же касается умений, в первую очередь необходимы:
Высшее образование — обязательно. Подойдет любое, но предпочтительнее все же психологическое, педагогическое или другое гуманитарное.
Украинский язык — поскольку центры занятости находятся в ведомстве державы, а украинский язык — единственный государственный, логично, что госслужащий должен им владеть в совершенстве.
Навыки работы на ПК — любая должность в центре занятости предусматривает большую или меньшую долю бумажной работы. А коль документы все теперь в электронном виде, умение обращаться с компьютером просто необходимо.
Опыт работы, кстати, не обязателен — с удовольствием принимают молодых толковых выпускников вузов.
Чем богаты…
Специалисты, помогающие другим найти пристойную работу, за свой нелегкий труд получают немного. Начальная ставка сотрудника в центре занятости — 200-300 у. е., в зависимости от должности и стажа. Только призвание и искренняя любовь к людям могут удерживать специалиста на этой должности годами.
Условия работы «неоднородны»: элементарные офисные «удобства» колеблются от трех до пяти «звезд», в зависимости от конкретного центра занятости и даже кабинета.
Но для всех едины:
Полный рабочий день. Не такая уж диковинка, разве что у творческих личностей в норме свободный график. Госслужащие — категория иная…
Строгая дисциплина. Без нее не справиться с кипами бумаг и, уж тем более, с неиссякаемым потоком посетителей.
Дресс-код: сотрудник центра занятости должен подавать личный пример соискателям.
Государственные структуры — системы с разветвленной вертикальной и горизонтальной иерархией, так что карьеру сделать вполне реально. Но, прежде всего, в службы занятости отправляются за опытом и «усовершенствованием» как профессиональных, так и личных качеств. Проработав достаточное время на этой сложной, но благородной службе, вы наверняка увидите для себя перспективы.
Комментарий специалиста: Светлана Гончарова, психолог
К сожалению, в нашей стране наличие диплома и даже определенных навыков и опыта работы никому не гарантирует автоматического трудоустройства. Выпускники вузов — значительная часть сегмента, который обращается в службу занятости по поводу трудоустройства. С ними свои трудности: в молодых ребятах еще нет уверенности, присущей зрелому возрасту. Но зато они и не «переборчивы», и более лояльны к требованиям работодателей. Поэтому наиболее значительные успехи в поиске работы связаны именно с молодежью (20-22 лет) — вчерашними студентами.
Знаете ли вы…
…Что человек склонен выбирать профессию, максимально совместимую с его душевной организацией. При выборе места он всегда отдаст предпочтение предприятию или учреждению, которое похоже на семью, где он вырос.
К таким интересным выводам пришли социологи и психологи в процессе наблюдения за предпочтениями людей, занимающихся разными видами профессиональной деятельности. Например, если соискатель выбирает должность бухгалтера, клерка, служащего, это, скорее всего, означает, что в его семье высоко ценились порядок, контроль и аккуратность. Если предпочитает трудиться в области обработки информации, где высокие интеллектуальные нагрузки и весьма ограничено взаимодействие с коллегами, из этого следует, что отношения между домочадцами в его семье были несколько отчужденными. А вот выходцам из семей бедных, но гордых (испытывавших нужду, но не признававшихся в этом) больше импонирует сфера социального обеспечения. В органы охраны правопорядка идут работать мужчины, у которых были проблемы с самодисциплиной, утверждают ученые.
В обратном направлении
Службы занятости работают не только с соискателями, инспекторы активно ведут переговоры и с работодателем.
Ведь государство ценит и помогает тем предпринимателям, которые трудоустраивают наших соотечественников, создавая им благоприятные условия для развития бизнеса (выплачивая налоги и дотации). На особом (естественно, хорошем) счету те компании, которые принимают на работу представителей социально уязвимых слоев населения — инвалидов, матерей-одиночек. А городские центры занятости пытаются плодотворно сотрудничать с потенциальными работодателями. И у них это получается — спрос превышает предложение.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.