Времена Левитана и советского информбюро остались в
далеком прошлом. На смену им пришли современные FM-станции, призванные
развлекать слушателей, давая заряд хорошего настроения и позитива. Места
классических дикторов за микрофонными стойками заняли раскрепощенные и
общительные ди-джеи, разглагольствующие в прямом эфире о моде и погоде,
музыкальных стилях и направлениях…
Сегодня, чтобы стать радиоведущим, не нужно проходить
сотни взыскательных отборочных комиссий и быть носителем дикторской культуры.
Да и зачем, ведь вам не поручат зачитывать ни сводки с фронта, ни передовицу
газеты «Правда»! Впрочем, это отнюдь не означает, что за ди-джейским пультом
«эфирки» может оказаться случайный прохожий с улицы. Имейте в виду: на
собеседовании программный директор радиостанции спросит с вас по всей
строгости!
Не
будьте голословны
Конечно, диплом «радиоведущего» от вас никто требовать не
будет: такой специальности нет в программах отечественных вузов, но высшее
образование, пусть и непрофильное, вам все-таки понадобится. В принципе,
единого подхода к обучению ди-джеев для радио не существует. Например, в Дании
претендовать на эту должность может лишь выпускник актерского факультета. К
тому же, ему придется пройти курс занятий с психологами и научиться корректно
вести себя в эфире.
У нас же предпочтение отдается кандидатам с
филологическим или журналистским образованием. Такие запросы работодателей
вполне обоснованны. Национальный совет по телевидению и радиовещанию Украины
строго следит за тем, чтобы из уст ведущих в эфире звучала только украинская
речь. И, конечно же, литературная, а не диалект, тем более суржик.
Впрочем, существует и другое мнение: радийному ведущему
нужно придерживаться разговорного стиля общения. Например, в США каждый DJ
должен время от времени использовать сленговые словечки разных национальных
групп: «белой», «черной» и «латиноамериканской». Но злоупотреблять этим отнюдь
не рекомендуется. В принципе, на Западе, как и у нас, манера общения
определяется форматом радиостанции. Одно дело, если волна ориентирована на
популярное эстрадное направление, и совершенно другое, когда предпочтение
отдается классике или джазу. На фоне серьезного музыкального сопровождения
ди-джей, использующий молодежный сленг, будет выглядеть более чем нелепо.
По большому счету, небрежность в произношении,
употребление жаргонных словечек и сумбурное построение фраз неуместны на любой
радиостанции. Работа у микрофона требует не только красиво поставленного
голоса, но и хорошей дикции, умения правильно интонировать и ставить логическое
ударение во фразах. Как-никак, задача ведущего — заинтересовать слушателя. А
кто же станет дольше нескольких минут внимать словам невежды, не умеющего
грамотно выражать мысли?
Радиоведущая
Александра Чернова констатирует, что практически ни у кого из ди-джеев нет
специального образования. При приеме на работу предпочтение все же отдается
филологам. Конечно, больше шансов на трудоустройство у тех, кто уже работал МС
в клубах или ведущими на радиостанциях, и не обязательно столичных. Как
правило, среди ди-джеев мало киевлян. В основном это приезжие ребята,
попробовавшие силы на периферийных радиостанциях и уже знающие тонкости работы
в эфире.
— Существует такое понятие, как «радийный» и «нерадийный»
голос, — объясняет Александра. — Понятно, что путь к микрофону открыт только
счастливым обладателям «звучащих» голосов. Требования к речи предъявляются
стандартные: нужно правильно произносить звуки, не глотать окончания слов, грамотно
интонировать предложения, придавать высказываниям экспрессивную окраску. В
эфире нет места монотонной речи, вызывающей приступы зевоты! Кроме этого, нужно
быть коммуникабельным, не только «выводить» собеседника на разговор, но и
направлять его в нужное русло. Бывает, дозвонившись в эфир, слушатель начинает
нести околесицу, не вяжущуюся с темой передачи! Уметь исправить ситуацию — вот
в чем мастерство ди-джея, уровень его профессионализма. Замечу, что на
некоторых столичных радиостанциях практикуется обучение сотрудников. Филологи и
психологи работают с ведущими, оттачивают орфоэпические навыки, дикторскую
культуру. Но это, скорее, приятное исключение, лишний раз подтверждающее
правило.
Если с голосом — визитной карточкой ди-джея — все
более-менее понятно, то с технической стороной подготовки дела обстоят сложнее.
Прежде всего, нужно «дружить» с компьютером, быть уверенным пользователем ПК.
Ведь рассказывать вам, с какой стороны подходить к машине, никто не будет! К
тому же неплохо, если, кроме стандартного набора офисных приложений, вы будете
знать и сугубо специфические — звуковые редакторы Cool Edit Pro, Adobe
Audition, Samplitude, с помощью которых сможете без помощи звукооператора
записывать авторские передачи. Но если эти программные продукты вполне
изучаются самостоятельно, то познакомиться с эфирными можно только на
радиостанции.
— Эфирные программы бывают разные, — комментирует А.
Чернова. — Одни предусматривают присутствие звукооператора, с другими
приходится работать самостоятельно. Пишутся они исключительно под конкретные
радиостанции с учетом индивидуальных пожеланий заказчиков. Так что изучить их
по приобретенному на книжном рынке диску не удастся! Здесь важен опыт и только
опыт, ведь основной принцип работы эфирных программ сравнительно одинаков.
Конечно же, используемые на периферии проще и рассчитаны на вещание с одного
компьютера. А вот на радиостанциях, охватывающих масштабы страны, задействовано
два эфирных ПК. По одному нужно следить за трансляцией сигнала по Киеву, по
другому — по Украине. Если рядом с вами звукооператор, все не так сложно. Но в
последнее время эту ответственность переложили на плечи ведущих. Поэтому при
трудоустройстве у вас обязательно поинтересуются, имеете ли вы навык работы с
подобными программами. Ведь, если случатся сбои, нужно уметь самостоятельно
оперативно их устранять.
Спроси
меня, как…
Решившись замахнуться на вакантную должность
радиоведущего, приготовьтесь к долгому и непростому собеседованию. После
общения с программным директором на совершенно разнообразнейшие темы, в ходе
которого попытаются выяснить ваш уровень коммуникабельности и эрудированности,
испытания не закончатся. В продакшн-студии придется имитировать прямой эфир,
причем как самостоятельно, так и в паре с кем-то из ди-джеев. Понятно, что без
соответствующих знаний задача эта трудновыполнима!
— Прийти на радио просто с улицы невозможно, — уверяет музыкальный редактор и ведущий утреннего
шоу «На добранок.UA!» радиостанции «Европа Плюс» Роман Давыдов. — Если у
вас нет опыта радийной работы, придется подучиться у компетентных специалистов.
Например, сейчас я преподаю на курсах радиоведущих, где популярно рассказываю
новичкам обо всех аспектах радиожизни, в частности, о цели «присутствия»
ведущего между музыкальными композициями. Хотя в некоторых вузах и начали
появляться специальности, так или иначе связанные с радиожурналистикой, все же
они очень далеки от практики. Преподают там только теорию, и лишь изредка
студенты имеют возможность посещать мастер-классы «реальных» ведущих. А ведь
формат FM-радио существенно отличается от телевизионного, тем более, печатных
СМИ… Обучение на профильных курсах дает некий посыл желающим попробовать силы в
радиосфере. Одно дело — прийти на собеседование с желанием работать, и
совершенно другое — представлять, как это нужно делать. Такого новичка остается
научить специфике конкретной радиостанции, познакомить с технической
программой, задачами, целевой аудиторией, стилем и имиджем. Поверьте,
работодатели, а тем более столичные, не будут тратить драгоценное время на ваше
обучение «с нуля». Кому захочется возиться с первоклассником!
Подготовка на курсах рассчитана на шесть недель и
предусматривает как теоретические, так и практические занятия. Прежде всего
подается вводная информация о принципах функционирования радиостанции, ее
отдельных службах, их взаимодействии. Каждый новичок обязательно должен освоить
так называемую библию радио-ди-джея — свод четких правил поведения в эфире.
Рассказывают и о том, как нужно работать с информацией. Понятно, что в
Интернете сегодня можно найти все, что душа пожелает. А вот обработать данные,
оформить стилистически, подать слушателям — задача уже не из легких и зависит
от формата радиостанции.
Это все теория. На практических занятиях со слушателями
работают как преподаватели, совершенствующие произношение и грамотность речи,
так и профессиональные ведущие. Именно они подсказывают, как строить фразы в
зависимости от ситуаций, работать с технической программой, объясняя все нюансы
непосредственно за эфирным пультом. Кстати, на курсах изучается несколько
эфирных программ, используемых на радиостанциях столицы. Отличаются они
интерфейсом и набором дополнительных функций. Так что, зная основной принцип
работы, новую программу можно понять буквально за день!
— Учеников в прямой эфир мы, конечно же, не выпускаем, —
подмечает Роман Давыдов. — Такой доступ можно получить, лишь устроившись на
радиостанцию, пройдя тесты «в записях» и попробовав силы в ночные смены. Зато
во время обучения моделируются ситуации в режиме прямого эфира. Например, учим
проводить программу по заявкам и вживую общаться со слушателями. Для этого
используем ролевые игры, в которых ученик берет на себя роль ди-джея, а
преподаватель — радиослушателя.
По окончании курсов каждый слушатель записывает
демо-материалы, которые служат ему своего рода звуковым резюме при
трудоустройстве. Кстати, лучших, имеющих не только потенциал, но и огромное
желание трудиться, мы с удовольствием рекомендуем на работу. Так что многих
наших выпускников уже сегодня можно запросто услышать в прямом радиоэфире!
Роман Давыдов, «Европа Плюс»: «Можно стать
ведущим-универсалом и работать на радиостанциях совершенно разных форматов, не
обращая особого внимания на личные музыкальные пристрастия. Но гораздо приятнее
выходить в эфир, когда музыка, звучащая на FM-волне, тебе по вкусу!»
Кстати…
Оказывается,
знаменитый Левитан в свое время мечтал стать актером, но с треском провалился
на экзаменах: выходец российской глубинки сильно «окал». Возвращаться домой ни
с чем было стыдно. И, случайно увидев объявление о курсах дикторов, Юрий решил
попытать счастья, даже толком не зная, что это за профессия! К своему
удивлению, был зачислен в группу стажеров на радио. Этот удачный поворот судьбы
и определил его дальнейшую жизнь…
Инфо
Подробнее узнать о содержании
курсов радиоведущих, а также записаться на обучение можно по тел. в Киеве
465-6422.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.