RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи
  5. Уровень РАДИОактивности

Уровень РАДИОактивности

12.03.2007 24943

Времена Левитана и советского информбюро остались в далеком прошлом. На смену им пришли современные FM-станции, призванные развлекать слушателей, давая заряд хорошего настроения и позитива. Места классических дикторов за микрофонными стойками заняли раскрепощенные и общительные ди-джеи, разглагольствующие в прямом эфире о моде и погоде, музыкальных стилях и направлениях…

Сегодня, чтобы стать радиоведущим, не нужно проходить сотни взыскательных отборочных комиссий и быть носителем дикторской культуры. Да и зачем, ведь вам не поручат зачитывать ни сводки с фронта, ни передовицу газеты «Правда»! Впрочем, это отнюдь не означает, что за ди-джейским пультом «эфирки» может оказаться случайный прохожий с улицы. Имейте в виду: на собеседовании программный директор радиостанции спросит с вас по всей строгости!

Не будьте голословны

Конечно, диплом «радиоведущего» от вас никто требовать не будет: такой специальности нет в программах отечественных вузов, но высшее образование, пусть и непрофильное, вам все-таки понадобится. В принципе, единого подхода к обучению ди-джеев для радио не существует. Например, в Дании претендовать на эту должность может лишь выпускник актерского факультета. К тому же, ему придется пройти курс занятий с психологами и научиться корректно вести себя в эфире.

У нас же предпочтение отдается кандидатам с филологическим или журналистским образованием. Такие запросы работодателей вполне обоснованны. Национальный совет по телевидению и радиовещанию Украины строго следит за тем, чтобы из уст ведущих в эфире звучала только украинская речь. И, конечно же, литературная, а не диалект, тем более суржик.

Впрочем, существует и другое мнение: радийному ведущему нужно придерживаться разговорного стиля общения. Например, в США каждый DJ должен время от времени использовать сленговые словечки разных национальных групп: «белой», «черной» и «латиноамериканской». Но злоупотреблять этим отнюдь не рекомендуется. В принципе, на Западе, как и у нас, манера общения определяется форматом радиостанции. Одно дело, если волна ориентирована на популярное эстрадное направление, и совершенно другое, когда предпочтение отдается классике или джазу. На фоне серьезного музыкального сопровождения ди-джей, использующий молодежный сленг, будет выглядеть более чем нелепо.

По большому счету, небрежность в произношении, употребление жаргонных словечек и сумбурное построение фраз неуместны на любой радиостанции. Работа у микрофона требует не только красиво поставленного голоса, но и хорошей дикции, умения правильно интонировать и ставить логическое ударение во фразах. Как-никак, задача ведущего — заинтересовать слушателя. А кто же станет дольше нескольких минут внимать словам невежды, не умеющего грамотно выражать мысли?

Радиоведущая Александра Чернова констатирует, что практически ни у кого из ди-джеев нет специального образования. При приеме на работу предпочтение все же отдается филологам. Конечно, больше шансов на трудоустройство у тех, кто уже работал МС в клубах или ведущими на радиостанциях, и не обязательно столичных. Как правило, среди ди-джеев мало киевлян. В основном это приезжие ребята, попробовавшие силы на периферийных радиостанциях и уже знающие тонкости работы в эфире.

— Существует такое понятие, как «радийный» и «нерадийный» голос, — объясняет Александра. — Понятно, что путь к микрофону открыт только счастливым обладателям «звучащих» голосов. Требования к речи предъявляются стандартные: нужно правильно произносить звуки, не глотать окончания слов, грамотно интонировать предложения, придавать высказываниям экспрессивную окраску. В эфире нет места монотонной речи, вызывающей приступы зевоты! Кроме этого, нужно быть коммуникабельным, не только «выводить» собеседника на разговор, но и направлять его в нужное русло. Бывает, дозвонившись в эфир, слушатель начинает нести околесицу, не вяжущуюся с темой передачи! Уметь исправить ситуацию — вот в чем мастерство ди-джея, уровень его профессионализма. Замечу, что на некоторых столичных радиостанциях практикуется обучение сотрудников. Филологи и психологи работают с ведущими, оттачивают орфоэпические навыки, дикторскую культуру. Но это, скорее, приятное исключение, лишний раз подтверждающее правило.

Если с голосом — визитной карточкой ди-джея — все более-менее понятно, то с технической стороной подготовки дела обстоят сложнее. Прежде всего, нужно «дружить» с компьютером, быть уверенным пользователем ПК. Ведь рассказывать вам, с какой стороны подходить к машине, никто не будет! К тому же неплохо, если, кроме стандартного набора офисных приложений, вы будете знать и сугубо специфические — звуковые редакторы Cool Edit Pro, Adobe Audition, Samplitude, с помощью которых сможете без помощи звукооператора записывать авторские передачи. Но если эти программные продукты вполне изучаются самостоятельно, то познакомиться с эфирными можно только на радиостанции.

— Эфирные программы бывают разные, — комментирует А. Чернова. — Одни предусматривают присутствие звукооператора, с другими приходится работать самостоятельно. Пишутся они исключительно под конкретные радиостанции с учетом индивидуальных пожеланий заказчиков. Так что изучить их по приобретенному на книжном рынке диску не удастся! Здесь важен опыт и только опыт, ведь основной принцип работы эфирных программ сравнительно одинаков. Конечно же, используемые на периферии проще и рассчитаны на вещание с одного компьютера. А вот на радиостанциях, охватывающих масштабы страны, задействовано два эфирных ПК. По одному нужно следить за трансляцией сигнала по Киеву, по другому — по Украине. Если рядом с вами звукооператор, все не так сложно. Но в последнее время эту ответственность переложили на плечи ведущих. Поэтому при трудоустройстве у вас обязательно поинтересуются, имеете ли вы навык работы с подобными программами. Ведь, если случатся сбои, нужно уметь самостоятельно оперативно их устранять.

Спроси меня, как…

Решившись замахнуться на вакантную должность радиоведущего, приготовьтесь к долгому и непростому собеседованию. После общения с программным директором на совершенно разнообразнейшие темы, в ходе которого попытаются выяснить ваш уровень коммуникабельности и эрудированности, испытания не закончатся. В продакшн-студии придется имитировать прямой эфир, причем как самостоятельно, так и в паре с кем-то из ди-джеев. Понятно, что без соответствующих знаний задача эта трудновыполнима!

— Прийти на радио просто с улицы невозможно, — уверяет музыкальный редактор и ведущий утреннего шоу «На добранок.UA!» радиостанции «Европа Плюс» Роман Давыдов. — Если у вас нет опыта радийной работы, придется подучиться у компетентных специалистов. Например, сейчас я преподаю на курсах радиоведущих, где популярно рассказываю новичкам обо всех аспектах радиожизни, в частности, о цели «присутствия» ведущего между музыкальными композициями. Хотя в некоторых вузах и начали появляться специальности, так или иначе связанные с радиожурналистикой, все же они очень далеки от практики. Преподают там только теорию, и лишь изредка студенты имеют возможность посещать мастер-классы «реальных» ведущих. А ведь формат FM-радио существенно отличается от телевизионного, тем более, печатных СМИ… Обучение на профильных курсах дает некий посыл желающим попробовать силы в радиосфере. Одно дело — прийти на собеседование с желанием работать, и совершенно другое — представлять, как это нужно делать. Такого новичка остается научить специфике конкретной радиостанции, познакомить с технической программой, задачами, целевой аудиторией, стилем и имиджем. Поверьте, работодатели, а тем более столичные, не будут тратить драгоценное время на ваше обучение «с нуля». Кому захочется возиться с первоклассником!

Подготовка на курсах рассчитана на шесть недель и предусматривает как теоретические, так и практические занятия. Прежде всего подается вводная информация о принципах функционирования радиостанции, ее отдельных службах, их взаимодействии. Каждый новичок обязательно должен освоить так называемую библию радио-ди-джея — свод четких правил поведения в эфире. Рассказывают и о том, как нужно работать с информацией. Понятно, что в Интернете сегодня можно найти все, что душа пожелает. А вот обработать данные, оформить стилистически, подать слушателям — задача уже не из легких и зависит от формата радиостанции.

Это все теория. На практических занятиях со слушателями работают как преподаватели, совершенствующие произношение и грамотность речи, так и профессиональные ведущие. Именно они подсказывают, как строить фразы в зависимости от ситуаций, работать с технической программой, объясняя все нюансы непосредственно за эфирным пультом. Кстати, на курсах изучается несколько эфирных программ, используемых на радиостанциях столицы. Отличаются они интерфейсом и набором дополнительных функций. Так что, зная основной принцип работы, новую программу можно понять буквально за день!

— Учеников в прямой эфир мы, конечно же, не выпускаем, — подмечает Роман Давыдов. — Такой доступ можно получить, лишь устроившись на радиостанцию, пройдя тесты «в записях» и попробовав силы в ночные смены. Зато во время обучения моделируются ситуации в режиме прямого эфира. Например, учим проводить программу по заявкам и вживую общаться со слушателями. Для этого используем ролевые игры, в которых ученик берет на себя роль ди-джея, а преподаватель — радиослушателя.

По окончании курсов каждый слушатель записывает демо-материалы, которые служат ему своего рода звуковым резюме при трудоустройстве. Кстати, лучших, имеющих не только потенциал, но и огромное желание трудиться, мы с удовольствием рекомендуем на работу. Так что многих наших выпускников уже сегодня можно запросто услышать в прямом радиоэфире!

Роман Давыдов, «Европа Плюс»: «Можно стать ведущим-универсалом и работать на радиостанциях совершенно разных форматов, не обращая особого внимания на личные музыкальные пристрастия. Но гораздо приятнее выходить в эфир, когда музыка, звучащая на FM-волне, тебе по вкусу!»

Кстати…

Оказывается, знаменитый Левитан в свое время мечтал стать актером, но с треском провалился на экзаменах: выходец российской глубинки сильно «окал». Возвращаться домой ни с чем было стыдно. И, случайно увидев объявление о курсах дикторов, Юрий решил попытать счастья, даже толком не зная, что это за профессия! К своему удивлению, был зачислен в группу стажеров на радио. Этот удачный поворот судьбы и определил его дальнейшую жизнь…

Инфо

Подробнее узнать о содержании курсов радиоведущих, а также записаться на обучение можно по тел. в Киеве 465-6422.

Читайте также

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Наверх