Наталья Лебедева
"Российская газета"
Ольга Маховская: Такая тенденция действительно наметилась года полтора назад. В начале у нас был такой "энтузиазм-менеджмент", когда были востребованы молодые, прекрасно выглядящие люди, способные украсить компанию и создать ее символический капитал. Приятно же руководить молодыми, красивыми и нацеленными на будущее людьми. Но такая менеджерская модель, которую можно назвать американской или западной, предполагает постоянное наращивание новых возможностей, навыков и новые перспективы, нацеленные на будущее компании. Но у нас она несколько видоизменилась: руководители набирали сотрудников среди знакомых и родственников. В результате компании стали переживать кризис и дефицит профессиональных навыков.
РГ: В чем причины таких кризисов?
Маховская: Налицо конфликт интересов: вроде бы человек хороший, молодой, красивый и чей-то сын, а вот работать не хочет. У него нет мотивации: место получил и хорошо. Более того, у таких людей самооценка растет непропорционально их профессиональным возможностям. Они занимают высокий пост и страшно этим гордятся, но вместо того, чтобы создавать стабильный фонд компании, которая растит своих сотрудников, они начинают с энтузиазмом переходить с места на место. И эта их ненадежность была наконец-то осознана.
РГ: Молодому человеку трудно же было сразу стать профессионалом, опыт ведь надо еще наработать?
Маховская: Что было у молодых сотрудников? Собственно мотивация - желание быть богатым и успешным, а вот надежности им не хватало. В этом смысле человек с большим опытом, может быть, с меньшими амбициями в силу возраста и с большей нацеленностью на перспективу выглядит более привлекательным. Ведь кто-то должен работать на компанию и отвечать за свои поступки. Поколение ориентированных на быстрый успех и обогащение людей разочаровало именно тем, что они так и не научились долго работать, сидя на одном месте. В последнее время, действительно, стали искать людей с опытом, устойчивой самооценкой, четко знающих, что они умеют, а что нет, и на которых можно положиться не по факту симпатии или родственных отношений, а основываясь на их трудовой биографии. Настоящего профессионала сегодня забирают сразу со всеми потрохами и грузят по полной программе. Часто ему приходится в одиночку вытягивать огромные проекты.
РГ: Сегодня многим при достижении определенного возраста просто показывают на дверь, несмотря на все заслуги...
Маховская: Приходят молодые и думают, что смогут создать все новое. Часто они являются носителями презрения к старшему поколению, у которого уже никогда не будет больших машин, квартир, более того, они сами этого не хотят. Бывает, что авторитетный и уважаемый человек мешает новому руководству реализовать какие-то замыслы. Молодости вообще свойственны неподчиняемость, амбициозность и желание заявить о себе как о чем-то лучшем. Типичные отношения отцов и детей: "старики" обычно ведут себя мудро, давая шанс другим. Но это в семье хорошо, а в бизнесе это чревато тем, что людей с опытом могут просто выкинуть за борт. Это вообще проблема старости. Как быть, когда ты полон сил и еще много чего не реализовал для компании, а она с тобой очень быстро, дождавшись пенсионного возраста, прощается. Тем не менее это западная модель поведения, построенная на жесткой конкуренции: если ты слаб, тебя выбрасывают.
РГ: Но ведь раньше такого не было?
Маховская: Наши социалистические образцы коллективности совсем другие: все остаются в коллективе до последнего, уж лучше пойдем на дно, но вместе. Нельзя сказать, какая из моделей лучше. В одном случае компания построена на продвижении вперед, омоложении кадров, росте бизнеса и очень жестоких отношениях, которые могут выдержать только молодые. С другой стороны, коллективность, которая не дает развиваться действительно одаренным людям. Вспомните, раньше требовалось много лет, чтобы повысить свой статус, получать премии и путевки. Но не надо думать, что все так тотально. Сейчас происходит своего рода конкуренция поколений.
РГ: Вы говорили, что предпочтение отдавали молодым и красивым. Естественно, это толкало людей уже немолодых идти на пластические операции и другие хитрости, чтобы оставаться конкурентоспособными. Например, наше телевидение. Откуда такая тяга к красивым и молодым лицам?
Маховская: Телевидение и шоу-бизнес с точки зрения психологии ненормальная среда. Не стоит брать их в качестве образца, хотя мы вынуждены на них смотреть и кое-что заимствовать. Есть каналы, которые ориентированы на молодежь, которая пойдет по трупам, чтобы добиться успеха, но есть и такие каналы, где учитывают интересы других возрастных групп и берут на роль ведущего, например, Николая Дроздова. Эта игра в хорошую внешность, в вечную молодость не так уж тотальна. Эти американские штучки могут заразить молодых, а вот старшие поколения остаются более или менее спокойными.
Внешность - это не только внешний облик, но и марка машины, мобильного телефона, место отдыха. Но впечатление производит не весь этот антураж, а уровень личных достижений. Вот ты лично на какие поступки готов и сколько в твой успех вложено твоих способностей? Вообще труд для моего поколения, кому за 40, остается важной ценностью. Мы всегда можем бросить молодым в лицо: у нас не было выбора и мы пахали, пахали, чтобы вас вырастить. Советская система заставляла работать. Может быть, это не всегда приятно. Но я не вижу другого выхода для любого человека кроме как работать. А внешность - это уже второстепенный вопрос. В моей среде, интеллектуальной, к этому вообще иронически относятся. Если я вдруг приду в шубе в пол и с пластической операцией, у меня все контакты в институте нарушатся.
РГ: Дефицит профессионалов - явление последнего времени?
Маховская: Профессионализм - это такая скрытая и не совсем очевидная ценность. Поэтому, наверное, новое поколение бросилось сразу осваивать внешнюю сторону. Многие из них учились за границей, получили по два образования, а профессионализма не хватает. Профессионал - тот, кто умеет распознать проблему, знает, как ее решить , берет на себя ответственность и доводит дело до конца. Особенность нового поколения менеджеров в том, что их учили и провоцировали всегда говорить "я могу" даже там, где в действительности они не могут. Конечно, это не профессиональный, а такой агрессивно-личный подход. Знаете, на Западе не встретишь людей, которые могут все. Наши люди - просто феноменально компетентные и имеют широкий кругозор. Мастер на все руки - это наша ценность. А на Западе часто специалист может гениально забивать гвозди в доску определенной плотности - и все. А все остальное - пилить, мебель строить - не умеет. И вопрос тут даже не в возрасте, а в том, чтобы найти человека, с которым можно было бы налаживать уникальный бизнес.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.