Все мы
основательно подготавливаемся к собеседованию для приема на работу, но зачастую
забываем, что и увольняться тоже нужно красиво, тем более, если вы хотите
получить положительные
рекомендации.
Как выстроить разговор с начальником? Как сообщить об уходе коллегам? Как вести
себя в старом офисе оставшееся время? Чтобы новый этап жизни и карьеры начался
легко, без угрызений совести и прочих негативных эмоций, поступайте разумно и
без суеты.
Предупредите заранее. О своем уходе
необходимо сообщать за две недели до последнего дня работы или в период,
обозначенный в вашем трудовом договоре. Не нарушайте этого правила, иначе
будете выглядеть предателем, безответственным человеком, который оставил дела и
подвел коллег. В худшем случае вас уволят «по статье», а не дадут уйти по
собственному желанию. Резкий уход еще никому не улучшил репутацию. Чем больше
времени вы дадите компании на поиск замены, тем лояльней к вам будет относиться
ваше бывшее руководство.
Проявите уважение. Наилучший вариант
– чтобы первым о вашем уходе узнал руководитель. Безусловно, велик соблазн
поделиться своей новостью с «ребятами из кабинета», однако помните, что даже у
стен есть уши, а люди любят общаться. Так что ваша откровенность вполне может
обернуться тем, что о вашем уходе начальник узнает от кого-либо другого. Это не
только выставит вас не в лучшем свете, но и даст ему время накопить багаж
претензий и дополнительных дел, которые вам нужно будет успеть выполнить за
предстоящие две недели. Важный момент! Об увольнении нужно говорить в личной
беседе. Не по телефону или посредством e-mail, а именно с глазу на глаз. Таковы
правила делового этикета.
Озвучьте причину. Если вы хоть
сколько-нибудь ценный работник, у вас обязательно спросят, почему вы решили
уйти. Заранее облачите истинные мотивы своего увольнения в форму, не коробящую
слух начальника. Даже если у вас есть претензии к почти бывшему работодателю
(небольшая зарплата, тяжелая атмосфера в коллективе, несогласие со стратегией
развития компании), постарайтесь обойтись без прямых упреков и, тем более,
обвинений. Варианты: «Я понял, что хочу сменить сферу деятельности», «Чувствую,
что уже перерос свою должность. Хочу развития». К слову, увольняться намного
проще, если на прежнем месте работы у вас не было конфликтов с коллегами или
руководством. То есть ваш уход не будет расценен, как бегство от неприятностей,
капитуляция или истеричный жест.
Сделайте реверанс. Исходя из того,
что вы находитесь в хороших отношениях с начальником, можете поблагодарить его
за опыт, полученный за время работы в компании. Это будет не подхалимаж, а
вполне естественное, вежливое резюме ваших деловых отношений. Жизнь
переменчива, и, возможно, вам еще предстоит пересечься.
Будьте готовы к ответной реакции. Не
каждый начальник пожелает уходящему подчиненному счастливого пути и успехов на
новой работе. Особо эмоциональные
руководители могут даже разразиться ругательствами и обвинениями. Держите себя
в руках – вам еще получать расчет от этого человека. К числу своих успехов
можете отнести такой вариант событий, когда начальник поинтересуется, может ли
он что-то сделать для того, чтобы вы остались. Заблаговременно поразмышляйте
над этим вопросом. Возможно, вы добьетесь желаемого и на прежнем месте работы.
Показывайте меньше эмоций. Даже если
увольнение для вас подобно обретению крыльев, старайтесь скрывать от окружающих
свою бурную радость. По крайней мере, не злорадствуйте и не подкалывайте
«остающихся». Еще вчера (да, собственно, пока и сегодня) вы так же тряслись в
корпоративном автобусе, отчитывались о времени прихода на работу и терпели
камеры наблюдения над своим столом. Так что будьте тактичны.
Не распространяйтесь о новой работе.Мысленно вы уже осваиваете новую должность, раскладываете вещи в собственном
кабинете и планируете траты в связи с увеличившимся семейным бюджетом. И все же
физически вы пока находитесь в старом офисе и стоите в очереди у кофе-машины.
Не стоит расхваливать перед сослуживцами преимущества новой работы, углубляться
в подробности предстоящих обязанностей и прочее. Это неэтично, может вызвать
ненужные пересуды, зависть, раздражение.
Не расслабляйтесь. После того, как
вы сообщите о своем увольнении, многие начнут относиться к вам предвзято, с
некоторой холодностью. Такое поведение родом из детства, но все же факт остается
фактом – вы теперь «не совсем свой», и любые ваши ошибки будут замечены. Не
дайте повода для лишних разговоров и ведите себя, как обычно: вовремя приходите
и уходите, будьте внимательны и сосредоточенны, не изменяйте привычному
рабочему распорядку, продолжайте следовать корпоративным традициям.
Оповестите. Если ваша компания
насчитывает больше, чем 10 человек, о своем уходе удобнее сообщить коллективной
рассылкой по электронной почте. Укажите дату своего последнего дня в офисе и
попросите до этого времени решить с вами все рабочие вопросы. Если по долгу
службы вы общаетесь с деловыми партнерами, аналогичное письмо должно
отправиться и к ним (желательно – с указанием человека, который придет на вашу
должность).
Приведите в порядок рабочее место. Домой должны отправиться не только
чашки-ложки, фотографии и грамоты, но и личные файлы с рабочего компьютера.
Чего греха таить – такой «багаж» есть практически у каждого офисного работника.
Почистите свой компьютер, включая корзину. Упорядочьте все рабочие
бумаги и
файлы на ПК, чтобы облегчить
процесс адаптации человеку, пришедшему на ваше место.
Передайте дела. В некоторых
компаниях принято самостоятельно находить себе замену или же работать до тех
пор, пока не будет найден человек на место увольняющегося. В идеале, передавать
все дела лучше непосредственно своему преемнику: он успеет поработать под вашим
контролем, задать вопросы, а ваша совесть будет спокойна, что вы не бросили
компанию на произвол судьбы. Если же подходящей кандидатуры пока нет, а заветный
последний рабочий день близится, передайте всю необходимую информацию (в том
числе, контакты и пароли) кому-то из коллег. Или же составьте инструкцию в
письменном виде.
Оставьте свои координаты. Система
корпоративных мобильных номеров особенно популярна на больших предприятиях.
Если в адресной книге своих коллег и партнеров вы значитесь именно под таким
номером, уходя, сообщите номер личного мобильного телефона или электронную
почту (если для этого есть необходимость).
Суммируя все вышеизложенное, получаем незамысловатую рекомендацию: увольняясь,
оставляйте за собой открытые двери. Если и не для возвращения, то для
свободного общения с бывшими коллегами и начальством.
Читайте также:
«
Как получить рекомендательное
письмо?»
«
Как составить рекомендательное
письмо»
«
Приводим в порядок рабочие
бумаги»
«
Приводим в порядок информацию
на рабочем компьютере»
«
9 признаков, что Вам грозит
увольнение»
«
Что делать молодому
специалисту, если его уволили»
«
Необходимо ли требовать у
соискателя рекомендации с предыдущего места работы?»
«
Выходное
собеседование при увольнении по собственному желанию»