Психологи знают, что резко негативный опыт, полученный в самом начале пути, способен вызвать у человека разочарование в специальности и неуверенность в собственных способностях. Например, начальник, которому навязали свыше неопытного юнца, порой всеми силами ограждает того от важных вещей. «Зачем мне студент, еще наломает дров по неопытности, отвечай потом за него», — рассуждает такой босс, заставляя проблемного служащего перекладывать никому не нужные бумажки где-то на периферии трудового процесса. «Я не хочу этим заниматься, это не мое», — в свою очередь может решить молодой сотрудник, разочаровавшийся в профессии-мечте.
И наоборот, дружеская поддержка коллег и руководства, чувство, что тебе, несмотря на неопытность, все-таки доверили серьезное дело, а главное, первые, пускай даже небольшие, успехи способны буквально окрылить начинающего. В компаниях, где это понимают, существует отработанная система адаптации новичков. Как правило, данное направление курируют специальные отделы по работе с молодежью. Часто будущие сотрудники, еще учась в вузе, попадают на стажировку в фирму, получая возможность и себя показать, и самому присмотреться к потенциальному полю деятельности. Конечно, небольшая организация вряд ли может позволить себе иметь в структуре такой отдел, но и у нее есть свои плюсы в качестве первого места для вчерашнего студента.
Идеальный полигон
Начать с того, что в известный холдинг, гарантирующий сотрудникам высокий доход и солидный соцпакет, выпускнику не слишком престижного учебного заведения без нужных связей не так легко устроиться. Небольшие же или молодые предприятия гораздо охотнее берут начинающих, поскольку мэтров им привлечь нечем. Конечно, на особняк и престижную иномарку в маленькой фирме вы вряд ли заработаете, но опыта точно наберетесь.
В серьезных компаниях часто существует узкая специализация сотрудников. В небольшой же организации в связи с ограниченным количеством людей вам, скорее всего, придется заниматься сразу всем. На мой взгляд, для молодого человека это несомненный плюс, поскольку есть возможность попробовать себя в разных амплуа и выбрать то, что больше всего по душе. А кроме того, универсализм и умение брать на себя новые обязанности — штука более чем полезная. «Вряд ли я добилась бы своего нынешнего положения, приняв сразу после института предложение одной российско-германской корпорации, — считает Анна, владелица торгового предприятия. — Чтобы выделиться на фоне сотен лучших из лучших (а другие туда не попадают), надо обладать уникальными профессиональными задатками и одновременно уметь постоянно напоминать о себе руководству. Но главное, долгое существование в чрезвычайно комфортных и регламентированных условиях отдельно взятого корпоративного рая, на мой взгляд, убивает в молодых дух профессионального любопытства, независимости, определенного авантюризма, свойственного возрасту. Зачем напрягать мозги и лезть из кожи вон ради призрачной мечты или желания попробовать что-то новое, если будущее расписано на годы вперед, а жизнь так удобна! Поэтому я глубоко убеждена: только в небольших, активно развивающихся компаниях по-настоящему востребованы яркие индивидуальные особенности и способности. Здесь их не глушат жесткие стандарты устоявшейся системы».
В маленькой организации способному новичку часто гораздо легче быстрее выдвинуться, чем в солидном холдинге, где старая гвардия весьма неохотно сдает свои позиции, а концентрация талантов на квадратный метр очень высока. Вот и судите сами, что вам больше подходит: сразу много зарабатывать, но при этом лет семь смотреть на коллег снизу вверх, или уже через два-три года попробовать себя в руководящей роли. Кстати, имея командный опыт, в дальнейшем вы сможете продолжить карьеру в более крупной корпорации с соответствующей позиции. Да и уровень доходов успешного начальника среднего звена не слишком большой конторы порой вполне сопоставим с зарплатой засидевшегося в клерках его коллеги из какого-нибудь гиганта отечественной экономики или филиала западной компании.
Еще один плюс работы в маленькой фирме — возможность лицезреть реальные результаты своего труда. Кстати, шеф тоже наглядно видит, кто из подчиненных чего стоит. В огромных империях, где каждый вносит малую песчинку в общую копилку успеха, разглядеть свой вклад в общее дело не так просто.
В небольших организациях босса и подчиненных, как правило, не разделяют многочисленные уровни промежуточных иерархических позиций. А значит, новичок всегда может напрямую обратиться к первому лицу конторы и заодно поучиться его стилю работы. Естественно, такой демократизм делает стратегию компании более гибкой. Уже не нужны десятки согласований, чтобы оперативно корректировать командный курс в ответ на изменившуюся ситуацию на рынке. Человек начинает чувствовать себя не мелким винтиком в огромной производственной машине, а личностью, от которой многое зависит.
Ну и наконец, на небольших предприятиях обычно не бывает драконовских правил корпоративной дисциплины. По себе знаю: для того чтобы отлучиться по делам из офиса маленькой фирмы, достаточно просто отпроситься у прямого начальника. В солидной же конторе придется согласовывать вопрос с несколькими инстанциями, да еще указывать причину и предполагаемое время «самоволки» в специальном журнале.
Начало большого пути
Так уж устроен человек: ему хочется всего и сразу. Что и говорить, многие мечтают о финансовом благополучии, хорошем социальном пакете, о возможности постоянно повышать свой профессиональный уровень на регулярных тренингах, о получении научных степеней и заграничных стажировках. А если платой станет не слишком быстрое продвижение по службе, жесткая дисциплина и рутинная работа, что ж — цена не так высока! Результаты опросов старшекурсников вузов свидетельствуют: почти 70% без пяти минут дипломированных специалистов считают трудоустройство в известную корпорацию немалой жизненной удачей. Рассмотрим грани этого «дара судьбы».
Главное достоинство работы в типичной брендовой компании заключается в ее безукоризненно выстроенной структуре. Каждый человек здесь точно знает: если он будет усердно выполнять свои обязанности и соответствовать корпоративной идеологии, то через определенное количество лет обязательно пойдет на повышение.
Таким образом, для амбициозной энергичной личности в крупной организации открываются практически неограниченные перспективы роста (особенно это касается западных предприятий). Более того, в иностранных компаниях к «солдатам», не мечтающим выйти в «генералы», относятся весьма подозрительно — как к недостаточно честолюбивым и, следовательно, неинициативным фигурам. Так что если в маленькой фирме вы с самого начала видите свой служебный потолок, то в какой-нибудь транснациональной корпорации карьерные вершины находятся так высоко, что попытка увидеть их с позиции новичка равносильна желанию в деталях рассмотреть летящий в стратосфере самолет.
Известно также, что в небольших организациях нередко процветают блат и семейственность. В крупных же компаниях, напротив, принято продвигать человека не по знакомству, а за его реальные профессиональные достижения. Правда, пока это в основном касается западных или совместных предприятий. В большинстве же отечественных корпораций существенную роль традиционно играют личные предпочтения руководителей. Но скорее всего, наши стандарты в этом вопросе тоже подтянутся под мировые.
В связи с вышесказанным неудивительно, что для амбициозных молодых россиян отраслевые гиганты — это примерно то же самое, что для заядлых альпинистов вершины-восьмитысячники. Предел мечтаний таких ребят — попасть в заветное офисное здание хотя бы на стажировку, чтобы попытаться там закрепиться. Если новичок толковый, ему обязательно помогут быстро встроиться в кадровую структуру.
Во многих солидны
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.