После возвращения из Москвы Виктора Януковича Украина говорит о первых успехах в газовых переговорах с Россией. «Газпром» ограничивается высказываниями о том, что «позиции сторон сблизились», но договоренности об изменении условий контрактов между «Газпромом» и «Нефтегазом Украины» пока нет. Однако заверили, что переговоры продолжатся уже на этой неделе. Однако из имеющихся результатов можно сделать вывод, что договор разделен на две части. Первая должна решить проблемы насущные — снижение цены газа. Вторая же должна решить судьбу нашего самого ценного актива — газотранспортной системы. Что все это значит для Украины?
СКИДКА НА ТРАНЗИТ В ОБМЕН НА КОММУНАЛКУ. Одной из позиций газового договора могли стать взаимные уступки по ценам: Украина снижает стоимость транзита газа по своей территории до себестоимости, а Россия — стоимость газа для социальной и бюджетной сферы (предприятий теплокоммунэнерго, школ, больниц и т.п.). Если верить премьер-министру Николаю Азарову, в ноябре договоренности будут юридически зафиксированы. Со стороны «Газпрома» пока подтверждения этих условий договора не было. Скорее всего, этот пункт договора временный, до заключения четких договоренностей о создании консорциума, полагает эксперт Валентин Землянский. По его расчетам, примерно это цена транзита 1,5—1,7 доллара за тысячу «кубов» на 100 км и 230 долларов за кубометр для предприятий теплокоммунэнерго и бюджетных организаций. Для промышленности же газ с 1 октября, видимо, по-прежнему будет стоить 400 долларов за кубометр. Стоимость транзита сейчас примерно составляет 2,9 доллара за тысячу кубометров на 100 км.
Между тем, аналитики уже прикинули, сколько Украине удастся сэкономить в случае, если «Газпром» предоставит скидку хотя бы в 100 долларов. «Бюджетный и социальный сектора ежегодно потребляют около 13 млрд кубометров газа, и скидка в размере 100 долларов на каждую тысячу «кубов» газа обеспечит годовую экономию в размере около 1,3 миллиарда долларов. Потери по транзиту (годовой доход от транзита — 2,7 миллиарда долларов) составят около 1,2 миллиарда долларов», — подсчитал Землянский. Соответственно, Украина по деньгам выигрывает совсем немного. Но это дает другое преимущество. «Если договоренность будет юридически зафиксирована уже в октябре, то это предоставит Украине аргумент против повышения тарифов на газ для населения в переговорах с МВФ или ограничить требуемый рост тарифов», — говорит старший аналитик Dragon Capital Денис Саква.
Впрочем, определять себестоимость транзита тоже придется путем переговоров. «Обязательно будут разночтения между «Газпромом» и «Нефтегазом». Кроме того, эта идея со снижением ставки на транзит противоречит идее консорциума — трудно представить европейского партнера, который согласится участвовать в предприятии, работающем по себестоимости, не получая прибыли. Разве что это компания, которая таковой является только по «прописке», а на самом деле аффилированная с «Газпромом» структура. Но тогда по сути это поглощение украинской ГТС «Газпромом»...» — говорит директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар. «Это первый шаг и он не является окончательной договоренностью, — возражает Землянский. — Если сопоставить с ценой газа для коммунальщиков по 400 долларов и наших потерь бюджета от компенсации им этих затрат, то шаг по снижению цены транзита вполне логичен», — говорит Землянский.
КОНСОРЦИУМ - С ТУРКМЕНИСТАНОМ ИЛИ ЕВРОПОЙ. Одной из ключевых и сенсационных договоренностей в Москве, которые были озвучены официально, стало создание трехстороннего консорциума по управлению украинской ГТС — украинско-российско-европейского. Если взамен на это Россия даст нам желаемую скидку на газ, то очень выгодная для Украины сделка. В конце концов в условиях запуска газопроводов в обход Украины нам рано или поздно пришлось бы поделиться контролем над трубой, чтобы сохранить объемы транзита. То, что Россия якобы согласилась на привлечение к этому консорциуму и европейских компаний, является гарантией того, что «Газпром» не сможет диктовать нам свои условия.
Однако на самом деле с консорциумом не все так просто. Во-первых, для его создания нужно выделить «Укртрансгаз» из структуры «Нефтегаза». Во-вторых, как мы уже писали, власти хотят провести размещение части акций этого предприятия на мировых рынках, чтобы получить представление о рыночной стоимости компании. В-третьих, нужно будет внести изменения в украинское законодательство, которое запрещает что-либо делать с украинской газотранспортной системой. А это — большой политический скандал (БЮТ уже обвиняет власть в сдаче национальных интересов). В-четвертых, много ли европейских компаний в нынешних кризисных условиях готовы выложить деньги за выкуп доли в нашей трубе? И есть ли среди них вообще желающие поучаствовать в проекте? Пока на сей счет никаких сигналов не поступало. Равно как и нет ни одного подтверждения от России того, что она согласилась на трехсторонний консорциум. Короче говоря, с ним история очень темная и не быстрая, в которую ЕС может просто побояться входить. Поэтому наши источники в энергетических кругах не исключают, что европейцев пригласят лишь для виду, а в конечном итоге их в консорциуме не окажется. Зато вместе с Россией там появится, например, Туркменистан. Которому пообещают транзит газа в Европу через Россию и Украину взамен отказа от участия в проекте «Наббуко» (газопровод от Каспийского моря в Европу в обход России).
ЦЕЛИ - ПОЛУЧИТЬ ПОДДЕРЖКУ ЕС И СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ. Эксперты пока осторожно оценивают перспективы достижения окончательных договоренностей. «Скорее всего, говоря о консорциуме, Азаров озвучивает то, что предложила украинская сторона, — считает политолог Владимир Фесенко. — Подтверждения ни с европейской, ни с российской стороны пока не последовало. Понятно лишь то, что договариваться будут вокруг трубы. Стоит отметить, что Россия поменяла тактику в переговорах. Стратегически ее цели остались теми же, что и раньше: усиление влияния на украинскую трубу и привязка украинской энергетики к Таможенному союзу. Но тактика уже другая: Россия стала играть доброжелательно на фоне усилившегося давления со стороны ЕС. Она играет на контрасте».
Впрочем, если будут хотя бы реализованы договоренности по снижению цены на газ для бюджетной и социальной сферы — это уже успех. Это означает, что народу не придется больше платить за газ и «коммуналку» (или цены повысятся ненамного). А это серьезно снимет социальное напряжение.
А если удастся создать трехсторонний консорциум с участием ЕС — то это будет мегапобеда. С одной стороны, это гарантирует поставки газа через Украину в Европу (Россия тогда откажется от «Южного потока»). Во-вторых, мы не будем монопольно зависимы ни от «Газпрома», ни от Европы. В-третьих, для нынешней власти появляется еще и дополнительный бонус — Европа будет заинтересована в стабильности нынешнего режима, ведь его смена может повлечь пересмотр сделки по ГТС. «Европейцам хотелось бы, чтобы условия игры не менялись при смене власти. И они знакомы с украинскими реалиями и понимают, что в случае прихода к власти, например, Тимошенко, достигнутые договоренности могут быть объявлены незаконными», — говорит политолог Владимир Фесенко.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.