HR-менеджеры — не менее достойные, чем строители или кассиры, труженики современного социума. Поэтому и не заслуживают вербальной дискриминации. Кадровики «имеют право» на свой жаргон, который помогает им достигать взаимопонимания с коллегами. И они это право достаточно плодотворно реализуют…
Помимо устоявшихся, давно «узаконенных» в кадровом менеджменте, терминов из юриспруденции, как то «трудоустройство», «социальное страхование», а также психологических — «лабильность», «экстраверсия», в словарном запасе эйчаров еще и «узкоспециализированный» сленг. Вырвавшись из тесного профессионального круга, жаргон практически стал достоянием гласности: то тут, то там — на собеседовании или в прессе — проскальзывают специфические словечки иноземного происхождения. В некоторой степени знание значений неологизмов помогает постичь приемы работы HR-менеджеров.
Чтобы незнакомые слова не казались тарабарщиной, а вы в свою очередь не показались на собеседовании кадровику неосведомленной «древностью», пожалуй, стоит пополнить свой лексический запас. Чтобы при случае ввернуть на собеседовании или в резюме смачное определение собственных достоинств и навыков. Ну, или хотя бы лучше понять менеджера по персоналу. Тем более, что на носу ярмарки вакансий, которые по традиции открывается в Киеве осенью.
В HR–теме
Пожалуй, резоннее начать с истоков: откуда же произошло само понятие HR — в просторечье превратившееся в «эйчар»?
HR («human resources») — дословно на английском «человеческие ресурсы». В контексте заданной темы — кадры, персонал организации.
Этот термин имеет еще и второе значение — отдел (служба, департамент) управления персоналом, обязанности которого состоят в проведении мероприятий по набору кандидатов на вакансии, адаптации и обучению новичков, развитию и мотивации сотрудников.
Ассессмент. Чаще употребляется понятие «ассессмент-центр». Оба они обозначают достаточно сложный метод оценки готовности кандидата к выполнению своих обязанностей на должности, на которую он претендует. Процедура ассесмента включает в себя следующие этапы:
Далее начинается этап так называемой деловой игры. Под руководством кадровика группа сотрудников компании-работодателя вместе с кандидатами разыгрывает производственную ситуацию по заранее подготовленному эйчаром сценарию. После этого следует индивидуальный анализ конкретных бизнес-примеров — моментов из разыгранной «пьесы». Кандидату предлагается выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации.
После завершения деловой игры проводится экспертное наблюдение, по результатам которого составляется мнение о претенденте, и взвешиваются шансы на получение должности.
Забавно, но эта методика применялась полвека назад в США… для подбора разведчиков. Ныне «внедрена» в инструментарий эйчаров. Теперь начинаете понимать, насколько серьезна отрасль кадрового менеджмента?
Бэкграунд — базис, основа. Этот термин часто используется, когда кадровик заводит речь о базовом образовании претендента на вакансию. Случается, что упоминают о «образовательном бэкграунде», но все чаще прилагательное в разговоре опускается.
Второе значение термина — личная история кандидата, примечательные свершения и достижения, благодаря которым им достигнута известность в профессиональных кругах.
Дауншифтинг. В английскогом «downshifting» — буквально «сдвиг вниз». Многие ошибочно понимают это слово как увольнение, потерю рабочего места. На самом деле не все так критично: дауншифтинг означает резкий спад в карьере — например, понижение в должности. Также подразумевает перемещение специалиста с «восхождения» по социальной лестнице очерченной и перспективной карьеры на другую «лестницу», как правило, с понижением позиции.
Обычно такие перемены воспринимаются как неудача, однако это далеко не всегда соответствует действительности. «Дауншифтеры», как правило, имеют четкие мотивы для подобных «демаршей». Большинство из них может подробно объяснить такой поступок. Зачастую это осознанное отвержение чужих схем поведения ради жизни для себя и собственной семьи. То есть отказ от традиционной карьеры — попросту уход с дистанции в «крысиных бегах». Конечно, такой поступок может сопровождаться понижением должности и уменьшением доходов. Но с другой стороны, существуют все шансы для старта собственного бизнеса, который может окупиться сторицей и оказаться довольно прибыльным.
Инфраструктура предприятия — разветвленная и взаимосвязанная система подразделений в конкретной организации. Обеспечивает поддержку основным подразделениям, которые занимаются непосредственно производством и\или продажами.
Например, инфраструктуру среднестатистического предприятия образуют такие «компоненты», как бухгалтерия, IT-сервис, юридический и кадровый отделы, PR-департамент.
Компетентность — способность сотрудника справляться с решением разнообразных проблем, связанных с его непосредственными должностными функциями.
Задачи могут быть как стандартные, так и неординарные, т. е. могут находиться как в рамках, так и на пределами его ответственности. И чем успешнее удается решать задачи со многими неизвестными, тем дальше простираются границы его компетентности.
Некоторые ошибочно полагают, будто компетентность и компетенция — синонимы. Однако второе значение предполагает требования, предъявляемые работодателем сотруднику, первое — соответствует ли работник этим требованиям.
Креативность. Черта характера, производная от слова «творчество». Многие считают, что ее наличие обязательно только для представителей искусства. Однако творчество можно проявлять не только в живописи или шоу-бизнесе. Креативные сотрудники формируют специфическую атмосферу в любой среде, которая поощряет окружающих на созидание конкретных продуктов труда или изобретение эффективных способов работы. Для персоны, обладающей вышеуказанным качеством, характерна непредубежденность и широта взглядов, а также гибкость и оригинальность — например, способность решать проблемы нестандартно, находить выход из тупиковых ситуаций. Креативные личности осознают значимость непрерывного обучения и всегда активно ищут и анализируют новую информацию, приобретают новые навыки. Самосовершенствование они воспринимают как залог успешного творчества.
Кандидат, обладающий данной чертой, имеет преимущества: получив должность, он будет вдохновлять и «заражать» идеями даже самых пассивных членов команды.
Мотивация. Внутренние и внешние причины (движущие силы), побуждающие к труду. В HR-менеджменте — комплексный подход в управлении персоналом, направленный на создание побудительных мотивов, с тем чтобы сотрудники максимально эффективно справлялись со своими обязанностями.
Ноу-хау. Буквально переводится с английского «знать, как...», то есть знать, как что-либо сделать. В общем значении — «новинка», «новшество». В контексте производственного процесса — применяемые знания или опыт, еще не ставшие всеобщим достоянием.
Рекрутинг. Этап в долгом и трудном процессе найма персонала. Суть его в том, что из массы претендентов на конкретную должность, необходимо выделить одного или нескольких кандидатов — самых достойных и перспективных. Дабы не допустить ошибок и сократить сроки поисков ценного сотрудника, рекрутеры используют различные методики кадрового менеджмента — отборочное собеседование (интервью), тестирование, услуги центров оценки.
Рекрутинг может трактоваться, как процесс, направленный на создание кадрового резерва.
Тайм-менеджмент. Дословно — «управление временем». В самом общем понимании — эффективное планирование рабочего времени: четкая организация позволяет быстрее достичь намеченных целей при минимальной затрате ресурсов. Основные векторы успешного тайм–менджмента — точная, корректная расстановка приоритетов и контроль над выполнением запланированных дел.
Тренинг. С английского «training» (специальная тренировка) — систематические упражнения, выполняемые с целью совершенствования тех или иных навыков. Активная форма обучения, как правило, не занимающая много времени (максимум — неделя), проводится для повышении квалификации сотрудников, подготовке специалистов для реализации конкретного проекта. Практикуют специальные тренинги, корректирующие поведение сотрудников одного подразделения или целой компании (они направлены на оптимизацию рабочего процесса, улучшение психологической атмосферы в коллективе).
Тренинги помогают отработать эффективные способы реагирования в игровых ситуациях, приближенных к реальным. Помимо прочего, способствуют получению новых и развитию приобретенных ранее навыков, освоению определенных моделей поведения. Однако это не просто получение новой информации в «голой» теории — тренинг формирует готовность участников осуществлять запланированные действия на практике.
Самые распространенные: тренинг делового общения; телефонных продаж. Приобретает популярность перцептивный тренинг (развитие способностей правильного восприятия собственной личности и более глубокого познания своих возможностей, окружающих людей, улучшения отношений).
Тренинг — пока не совсем обычная, но достаточно распространенная в нашем обществе форма интенсивного обучения. Применение этого неординарного метода оправдано в том случае, когда необходимо в сжатые сроки достичь желаемого результата в бизнесе.
Тренд. Часто в обязанности кадровика входит проведение мониторинга на предприятии. Это наблюдение, сбор и анализ данных, позволяющих увидеть динамику изменений, например, рост или снижение производительности труда, уровень мотивации сотрудников, «текучку» кадров. Мониторинг выявляет тренды — устойчивые тенденции в направленности изменений, наметившихся в ходе текущих наблюдений за развитием событий. Тренд позволяет делать точные прогнозы.
Фидбэк. С английского «feedback» — ответная реакция, обратная связь. Имеется в виду реакция кадровика на полученную от кандидата информацию. Это может быть конструктивная критика либо замечания, высказанные представителем работодателя в адрес кандидата, не прошедшего отбор.
Например, после проведения тестирования каждый испытуемый имеет право на получение доступа к своим результатам — это и есть фидбэк.
Харизматичность — качество личности почти мистического толка, благодаря которому ее обладатель воспринимается как одаренная сверхъестественными, недоступными «обычным» людям, способностями персона. Проще говоря, харизма — это ультрамощное обаяние.
Почему так ценится это качество в кандидатах? Харизматичный сотрудник стимулирует и поощряет творческий потенциал в коллегах, оказывает положительное влияние на окружающих. Такой специалист способен гармонизировать обстановку даже в критически враждебном коллективе. Вы наверняка уже встречали в своей жизни всеобщих любимцев? Так вот, это они — харизматичные личности. Но у каждого из нас есть свое обаяние, поэтому не стесняйтесь излучать его! И удачного вам собеседования!
Люся ШВАРЦ
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.