RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи
  5. Зарисовки с натуры

Зарисовки с натуры

6.03.2007 26423

Как «вписаться» в профессию

Обучение в «творческом» вузе совершенно непохоже на традиционный учебный процесс, состоящий из нескончаемой череды лекций, семинаров и домашних заданий. Вместо многолюдных и шумных аудиторий — умиротворяющая тишина учебно-творческих мастерских, в которых юные таланты под чутким руководством опытных наставников познают азы искусства, учатся творить и создавать прекрасное. Считается, что только таким образом студент может почувствовать себя Учеником, а преподаватель — настоящим Учителем.

— Подобная форма подготовки, принятая еще в Императорской Академии художеств Петербурга, дает возможность раскрыть творческие способности каждого студента, — объясняет проректор по научной работе Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины, кандидат архитектуры, академик Украинской академии архитектуры, руководитель учебно-творческой мастерской архитектурного проектирования, профессор Леонид Владимирович Прибега. — После общей подготовки на 1-2 курсах в области рисунка, живописи или скульптуры студенты по желанию распределяются по мастерским, которые возглавляют опытные художники-профессора, работающие с целой бригадой помощников — ассистентов, доцентов… Такая система позволяет не только получить узкую специализацию, но и пройти школу определенного мастера. Преподаватели же могут сориентироваться на творческие способности каждого ученика и развивать их в нужном направлении.

К сожалению, вхождение отечественной системы образования в Болонский процесс может негативно сказаться на уровне подготовки творческих кадров. Специалисты уверены, что европейские требования формализуют процесс обучения и нивелируют роль индивидуальной работы со студентами, что просто недопустимо для вузов искусства!

— Отечественное художественное образование — академическое и поставлено на более высокий уровень, чем западноевропейское, — объясняет Леонид Владимирович. — Европейцы разрушили академические устои, очень вольно трактуют академический рисунок и живопись, недооценивают роль художественного ремесла… Не удивительно, что учиться к нам едут из многих стран. Поэтому стараемся держать линию академического образования, уделять больше внимания традиционным рисунку, живописи, скульптуре.

Поступить в художественный вуз не так-то просто. В связи с индивидуальностью подготовки на некоторые специальности Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры принимают буквально по 6-8 абитуриентов! Такая «щедрость» объясняется еще и тем, что для организации рабочего места студента-художника понадобится порядка десяти квадратных метров! Ведь обычные парту и стул ему заменяют натура и мольберт… Вот и получается, что на одного преподавателя академии приходится всего по шесть учеников.

— Несмотря на большой конкурс (а в этом году он составлял примерно 3-4 абитуриента на место), современная молодежь не перестает стремиться в художественные вузы, — комментирует Леонид Владимирович. — Прежде всего, творческая профессия дает возможность «заслужить» определенный статус, ведь художники во все времена были в авангарде интеллигенции. Во-вторых, неплохо заработать своим трудом, так как все больше состоятельных людей интересуются произведениями живописи, формируют частные коллекции и галереи…

Кстати, вступительные экзамены — это целый комплекс дисциплин. Кроме традиционных, по украинскому языку и истории Украины, в числе обязательных — рисунок (обнаженной натуры, торса или портрет), живопись (натюрморт, портрет) и композиция (вольная и на заданную тему). Понятно, что справиться с такими сложными заданиями под силу лишь выпускникам художественных студий, школ или училищ.

Откровение Художника

Достаточно ли художнику одного таланта, чтобы писать непревзойденные шедевры, достичь мировой славы и всеобщего признания? Истинный творец никогда не признается ни своим ученикам, ни даже самому себе, что уже достиг идеала в творчестве. Скажу по секрету: я только НАЧИНАЮ УЧИТЬСЯ! Эта фраза из уст руководителя учебно-творческой мастерской живописи и храмовой культуры Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры,Народного художника Украины, лауреата Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко, члена Академии искусств, профессора Николая Андреевича Стороженко, расписавшего купол церкви Николы Притиска на Подоле, звучит как откровение…

— Когда в начале 90-х встал вопрос о возрождении украинской храмовой культуры и подготовке мастеров, я серьезно призадумался, — вспоминает Николай Андреевич. — Ведь обучение в академии проходит по устоявшейся светской программе, которая никак не состыковывается с программой сакральной! Одна проповедует внешнее видение, предполагающее академические постановки, рисунок с натуры… Другая — внутреннее, построенное исключительно на мысленных образах. Например, можем ли мы реально увидеть Христа, чтобы написать его?! Поэтому наравне с классической программой была введена копировально-религиозная, предполагающая тщательный анализ и копирование древних образцов иконописи Византии и украинского барокко. Так, в первой половине дня проводятся академические занятия, а во второй ученики переходят на иррациональное восприятие действительности — копирование «энергетического содержания» древних полотен. В результате в сознании юных творцов возникает некий синтез знаний, которые несовместимы, как огонь и вода, но не могут существовать друг без друга. Академический и духовный учебные процессы настолько органично переплетаются, что порождают неповторимые особенности в написании работ, их композиции, стилистике и трактовке художественных образов… И в каждой из них — сокровенные помыслы души живописца…

Учитель и Ученики

«Учитель для меня больше, чем просто преподаватель. Он — как отец, потому что вкладывает в меня не только знания, но и всю душу…» Нет, это не цитата из мемуаров классика, а слова… обычного студента-третьекурсника, ученика мастерской живописи и храмовой культуры профессора Стороженко. Впрочем, понятие «обычности» в искусстве не уместно, ведь на протяжении многих лет художнику нужно учиться выражать свой неповторимый взгляд на мир.

— Исчислить в годах процесс становления художника очень сложно, — рассуждает преподаватель мастерской живописи и храмовой культуры профессора Стороженко, его ученик, художник-живописец и монументалист Олесь Васильевич Соловей. — Априори каждый из ребят, пришедших к нам, уже ощущает себя мастером. Но как настоящие художники они должны учиться всю жизнь! Прекратить обучение — значит, остановиться в профессиональном развитии, зайти в тупик. Для меня мой наставник, Николай Андреевич, несмотря на возраст, молод, потому что ни на мгновение не прекращает учиться!

Считаю, что перед учениками нашей творческой мастерской открыты просто удивительные горизонты. Ведь параллельно с циклами академических дисциплин у них есть прекрасная возможность вплотную приблизиться к духовным ценностям, открыть для себя тысячелетние традиции православия. Работая над уникальной росписью купола церкви, Николай Андреевич пригласил себе в помощь не только коллег, но и учеников, которые смогли трудиться плечо к плечу с учителем.

Мастер и Сомнение

«Нужно помогать талантам, а бесталанный пробьется и сам», — так любила говорить Народный художник СССР и Украины несравненная Татьяна Яблонская. Сегодня ее слова остаются девизом многих преподавателей академии, которые называют ее не иначе как «наша гениальная Яблонская». Этого принципа строго придерживается и заведующий кафедрой живописи и композиции, руководитель учебно-творческой мастерской станковой живописи, академик Академии искусств Украины, Народный художник Украины, профессор Василий Иванович Гурин.

— Мы работаем только с теми, кто ХОЧЕТ работать, — делится Василий Иванович. — Бывает, ученик сделает один-единственный эскиз, а на большее и духу не хватает. Мол, зачем рисовать еще, если этот и так гениален?! На таких «художниках», которым чужд творческий поиск, можно сразу ставить крест. Вспомните хотя бы Кукрыниксов (трио советских художников), которые придумывали эскизы на общую тематику, а совпавшие сразу же выбрасывали без раздумий.

Важно понять, что творческая мастерская — не вузовская аудитория, где кропотливо выполняют зарисовки с натуры. Нужно научиться изображать не только реальные предметы, но и их образы, передавать зрителям внутреннее мироощущение, развивать творческий взгляд на жизнь. Поэтому преподаватели стараются рассмотреть в каждом ученике уникальную личность — пусть маленькую, но настоящую! И как основа для написания дипломной работы среди эскизов, выполненных в течение многих лет обучения, выбирается наихарактернейший, позволяющий узнавать не только руку автора, но и его сердце. Ведь для художника нет большей трагедии, чем смотреть на творчество глазами учителя. Наставник направляет ученика в нужное русло, но дальше он должен двигаться сам!

Художник, что рисует…

Среди множества дисциплин, обучающих узким направлениям искусства, фундаментальная роль отводится рисунку. Живописцы, графики, скульпторы, иллюстраторы и архитекторы — никто не может ТВОРИТЬ, не научившись из отдельных штрихов карандаша создавать полноценный образ. Кафедра рисунка — одна из немногих в академии, на которой оттачивали мастерство все без исключения.

— Это петербургская школа, а вот это — работа ведущего профессора академии, — показывает на рисунок, датированный 1911-м годом, заведующий кафедрой рисунка, заслуженный деятель искусств Украины, график, профессор Юрий Иванович Бондаренко. — В основе нашей учебной программы лежит изучение человеческого тела. Замечу, что рисовать учатся на всех курсах! На первом — рисуют портрет, на втором — торс, на третьем — мужскую и женскую фигуру, на четвертом — ракурсы (фигуры в движении и сложные позы), на пятом — двойные постановки. Кроме этого, большое внимание уделяется пластической анатомии. Конечно, многим студентам довольно сложно через такое технически точное академическое обучение приблизиться к творчеству, смочь в этих рисунках проявить себя. Но, несмотря на это, ни одного этапа в обучении пропустить нельзя. Как говорили мои учителя, в становлении художника очень важна постепенность. И каждая ступень должна быть обязательно преодолена!

Читайте также

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Наверх