Существует мнение, что наше общество делится на 2 глобальные группы — так называемых «двоечников» и «отличников». В более широком понимании, чем просто учеба. Согласитесь, наверное, каждому из нас хоть раз приходилось встречать человека, у которого все складывается на «5» не только на уроках, но и в жизни.
Один из лучших пилотов крупнейшей авиакомпании «Аэросвит» в свое время не сомневался в выборе жизненного пути — «только лесником». Скорее всего, так бы оно и было… если бы не авиация.
И хотя в детстве Энвер Тахтаров и не думал о покорении небес, высшие силы сами распоряжаются нашими судьбами и каждому указывают предназначение в жизни. Много лет назад они не ошиблись, определив: из этого старательного целеустремленного паренька получится настоящий Летчик. Отличник неба, золотой медалист авиации!
Голубоглазый парнишка из узбекского городка Сырдарья многим отличался от сверстников: любознательность, трудолюбие и напористость в достижении цели.
По окончании школы с «красным» аттестатом Энвер направился добывать «красный» диплом Ташкентского высшего летного училища.
Видимо, качества талантливого руководителя в парне проявились еще в студенческие годы, так как Энвер без труда справлялся с возложенными на него обязанностями старосты группы. Несмотря на то, что многие курсанты пришли в училище после армии, дембеля с уважением отнеслись к младшему по возрасту «старшему». Энвер упорно учился, мечтая поскорее применить полученные знания на практике и сменить пилотское кресло тренажера на место за штурвалом настоящего воздушного судна.
Хорошо, что в былые времена высоко ценились профессиональные качества выпускников. Ни для кого не секрет, что сейчас многие престижные вакансии с легкостью раздаются племянникам Михал Иваныча, и «родственнички» без интеллекта предоставляют корочку купленного диплома.
Тогда же заслуженный диплом с отличием Энвера дал ему право сразу сесть за штурвал престижного по тем временам воздушного судна — ТУ-134. «Это был для меня большой прорыв, — рассказывает пилот. — В то время как большинство летчиков начинает с «мелких» ВС — Ан-2, Ан-24, меня сразу же отправили переучиваться на ТУ-134. Таким образом, я миновал все ступеньки «воздушной» карьерной лестницы».
И руководство Ташкентского авиационного отряда сотни раз убеждалось, что сделало правильный выбор, доверив молодому специалисту «солидный» самолет. Сначала вторым пилотом, а через 3 года (!) командиром, Энвер облетал многие уголки когда-то необъятной страны. А быть введенным в командиры после трех лет летного стажа — большое достижение, практически нонсенс! «Не могу точно сказать, что поспособствовало такому резкому скачку. Наверное, чистое везение», — улыбается Энвер. А потом добавляет: «Ну, и, конечно, моя готовность. Уже тогда мой налет составлял полторы тысячи часов, поэтому я имел все основания стать командиром».
Везение, как известно, любит активных. Вряд ли летчиков, по 15 лет ходящих во вторых пилотах, можно назвать невезучими. Может, просто недостаточно целеустремленными?
По этому поводу Энвер привел занимательную статистику от специалистов ИКАО. Оказывается, эксперты разделяют пилотов на группы по степени профпригодности, если можно так сказать. К летчикам «от Бога» относят только 7% занимающих места у штурвала. Из когорты таких Чкалов, Нестеров — имена, вошедшие в историю авиации.
Еще 12 почетных процентов в рейтинге занимают «хорошие» летчики, которые толково всему обучились и стабильно успешно летают.
30% — «удовлетворительных» пилотов, которым не очень легко дается покорение воздушного пространства, но, по крайней мере, они стараются и всему обучаются в процессе работы.
Остальные — те, кому абсолютно противопоказано быть летчиками. Но, к сожалению, они тоже летают. Хотя вряд ли кому-то хотелось бы оказаться в салоне самолета, ведомого таким специалистом.
«Раньше для хорошего летчика важно было овладеть техникой пилотирования. Сейчас это не обязательно: судно само может сесть, затормозить и т.д. С другой стороны, возросли требования к операторским способностям пилота. Нужно освоить все системы ВС и уметь применять эти знания на практике: своевременно нажимать на нужную кнопку для предупреждения неприятной ситуации. Кроме этого, необходимо отличное знание компьютера и менеджмента. Ведь именно командир руководит своим экипажем. Даже в самых непредвиденных случаях необходимо быть спокойным и хладнокровным, готовым взять ситуацию под контроль и устранить опасность. Как только командир покажет, что растерялся, сразу произойдет деморализация всего экипажа. Правда, жизнь подтверждает, что хороший летчик всегда может найти правильное решение».
Кстати, в этом плане очень интересный подход наблюдается у немцев. Когда украинские пилоты обучались в Германии, перед принятием экзамена руководство заявило: «Мы подпишем документы только тогда, когда будем уверены в полной безопасности и сможем посадить вам на борт свою семью».
Энвер хорошо усвоил основные принципы немецкой школы, поэтому ему было легко переучиваться в США на «Боинги», которые Ташкентские авиалинии начали приобретать взамен старых «тушек». За штурвалом более совершенного судна молодой пилот почувствовал себя еще увереннее. Пустыни Азии сменялись нью-йоркскими небоскребами, под крылом самолета проносилось и зеленое море тайги, и горные хребты Кавказа, и африканские джунгли.
Когда в 2003 году Энвера пригласили в «Аэросвит», общее количество часов его налета на «Боинге» составляло больше, чем у всех пилотов этой авиакомпании вместе взятых. Настоящий профессионал. И по праву это доказал. Многим известно, что данная авиакомпания — одна из крупнейших в Украине, это уже имя. Здесь осуществляются международные рейсы во все уголки мира. Поэтому к персоналу предъявляются высокие требования, в «Аэросвит» случайные люди не попадают.
«Профессия пилота — это ежедневный труд, — говорит Энвер. — Рутинная, незаметная, кропотливая работа над собой. Так же, как и спортсмен международного класса, настоящий летчик должен постоянно поддерживать свое мастерство на высоком уровне. С каждым годом усложняется само воздушное судно. Безусловно, возросли требования и к владению английским: сейчас пилот обязан уметь вести беглый разговор, включая специфическую авиационную терминологию, и с легкостью переводить на слух. Непрерывно работать над собой нелегко. Но зато потом, когда видишь конечный результат, все остальное в радость. Ты можешь спокойно лететь в любую точку мира, потому что подготовлен. И готовишься ежедневно».
Такой дифференцированный подход к подбору персонала вполне объясним. Когда несколько человек по 10 часов находятся в одной пилотской кабине, нужно уметь элементарно ладить друг с другом. Необходимо иметь такие качества как коммуникабельность и, главное, ответственность за себя и других. Истории известны случаи, когда в пилотской кабине между членами экипажа происходили даже драки, и ВС летело бесконтрольно! Так что старый анекдот о том, как диспетчер вел связь с автопилотом вместо летчика, вероятно, имеет реальную основу.
«Раньше в авиакомпаниях были закрепленные экипажи, перед введением в строй на тренажерах проводилась специальная проверка на слетанность. Сейчас же по международным стандартам такой подход, наоборот, противопоказан. Есть технология полета, где расписан каждый шаг, который ты должен знать. Если все делать по правилам, сбоев не происходит. А когда члены экипажа привыкают друг к другу, иногда позволяют себе отклоняться от инструкции. Например, вместо произнесения четкой команды — сделать привычный жест рукой и т.д. И потом при изменении экипажа могут возникать недоразумения. Поэтому каждый должен четко выполнять свою работу. Я могу не знать, с кем завтра лечу, но быть спокойным и уверенным, что экипаж хороший».
Энвер благодарен судьбе, которая привела его в авиацию. Сбылось все, о чем мечталось — он доволен летной работой, он привязался к Украине, а, главное, дома ждет любимая жена, умницы-дочери и маленький двухлетний сынишка.
Видимо, дети унаследовали папин талант и трудолюбие. А, возможно, и судьбы «отличников»? Старшая дочь быстро выучила украинский язык и окончила школу с золотой медалью, младшая — завоевала первое место на престижном конкурсе юных пианисток. А сынишка увлеченно играется самолетиками, чтобы вскоре, как и папа, посмотреть на мир с высоты.
Хотя Энвер считает, что каждый должен самостоятельно определить профессиональные приоритеты, а не идти по стопам отца, деда или других родственников. «Если сына позовет небо, я не буду препятствовать. Но уверен, что летчиком надо быть по призванию. Необходимо иметь определенные душевные качества: открытость, отзывчивость, коммуникабельность, стремление что-то познать. Пилота можно научить летать, но Человеком сделать нельзя. С этим нужно родиться».
Жаль, конечно, что не все думают подобным образом. Зачастую родители стараются поудачнее пристроить своих отпрысков, из-за чего нередко те оказываются не на своих местах. Среди авиаторов известно много подобных случаев. Молодые ребята оканчивают летное училище, получают пилотское свидетельство и уходят… в бизнес, политику или куда подальше. А многие просто боятся летать и стремятся быстрее сесть в какое-нибудь чиновничье кресло. Видимо, там удобнее руководить полетом, чем за штурвалом.
Мечтает ли Энвер занять уютное место в департаменте? Ведь пилот, пользующийся успехом и авторитетом, имеет все шансы сделать хорошую карьеру руководителя. На мой вопрос о дальнейших перспективах «в кресле», Энвер только рассмеялся: «Нет, я не подвержен звездной болезни. Считаю, что хороший летчик — это линейный летчик. Как и успешный врач, он должен все время практиковать. Правда, бывают случаи, когда хорошие пилоты становятся талантливыми руководителями. Но мне, как здоровому честолюбивому человеку, все-таки хочется еще полетать. Украина — уникальная страна. Благодаря своему географическому положению, она является удачной транзитной базой между Азией и Европой. Правда, техники пока не хватает. Но авиакомпания развивается, появляется возможность осваивать новые, более современные типы самолетов. Так что, буду летать. И возвращаться домой. Это самое приятное в нашей профессии. Видеть результат своей работы, быть уверенным в безопасности пассажиров. Ведь их доверие — лучшая награда для пилота».
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.