Не так давно вы купили мобильный с камерой. Наснимали сюжетов «из жизни». Просмотрели. Стерли. Снова сняли — на этот раз с предварительной постановкой. Набрались, так сказать, опыта. Результаты показали друзьям. Стойко выслушали их комментарии и даже язвительные реплики — ваше самолюбие ощутило первые удары критики. Но это не отбило у вас охоту стать режиссером.
Что ж, не святые горшки обжигают…
На самом деле вы умеете подмечать нестандартное в обыденном и жаждете показать свою точку зрения всему миру. И даже стоя в очереди, замечаете занимательный сюжет — тут же развиваете его, строите подходящий видеоряд и монтируете в уме кадры… Или настолько прониклись впечатлением, некогда на вас оказанным картинами маэстро кинематографа, что желаете последовать за ними по аллее славы. А может, вы просто хотите изменить мир. Скорее всего, так и есть...
Режиссер — ремесло не столько клановое, сколько «коллективизированное». Ведь как бывают командные виды спорта, так есть профессии, требующие для пущей продуктивности постоянного взаимодействия с другими участниками рабочего процесса. И режиссер — одна из таких: эта работа требует постоянного движения, реактивности с окружающим миром, который наполнен не только предметами, образами и символами, но и живыми людьми. У которых, в свою очередь — собственные образы, опыт и точка зрения. Стало быть, придется подтянуться в искусстве риторики: доказывать свое мнение (всегда обоснованное!) и убеждать — не менее важные обязанности на этом посту, чем придумывать постановку или выбирать сюжет. Ну а если вам больше по душе жизнь отшельника — постоянный и тесный контакт с соратниками по цеху (которые бывают конфликтными), мягко говоря, не ваше призвание. Тут или перестраивайся, или меняй профессиональные предпочтения. В конце концов, киномузам можно служить и на иной должности — актера или, скажем, оператора… Чем еще хороша специальность, тем, что, проучившись даже 4 курса и изменив предпочтения, можно безболезненно (не потеряв ни года) перейти в ряды актеров, операторов, звукорежиссеров или ведущих.
При том при всем не стоит забывать, кто в доме хозяин. На ставшем уже почти родным для нас английском режиссер переводится как director — то есть руководящий, направляющий. Главный — в группе, главный — в сердцах почитателей. И если авторитет среди первых завоевывается профессионализмом и силой характера, то вторых можно покорить исключительно талантом.
Хотя даже гении долго не протянут без упорства и поддержки команды
Режиссеры театра: старина по-новому
Весь мир — театр, но не все в нем актеры. Непременно должен быть и кукловод. Именуется он режиссером-постановщиком. Он не пожинает букетные подношения после того, как упадут кулисы и загорится свет, к нему не бегут толпы юных созданий с мольбами об автографе. Но в своем кругу он почитаем и знаменит: его мнение ценят критики, перед ним заискивают журналисты, о нем пишут мемуары благодарные ученики...
Сей мастер работает с самой древней формой искусства, и его почитатели многое видали на своем театральном веку. Сегодня уже так трудно придумать что-то новое, свежее, неизбитое — вот поэтому в этом направлении более всего ценится индивидуализм. Все сюжеты уже написаны — дело стало лишь за трактовкой, интерпретацией и их воплощением на подмостках.
Режиссер театра — пожалуй, самый авторитарный в кругу коллег. Это оправдано: ему предстоит управляться не только с труппой, но и решать множество административных проблем.
Добыча средств. Будучи студентом можно зарабатывать постановками на разнообразных мероприятиях — начиная от устройства презентаций в крупных компаниях, заканчивая свадьбами. Таким образом, помимо денег, копится материал на портфолио и доброе имя, завязываются нужные связи.
Кинорежиссеры : 33 дубля — один момент
Избрав киноискусство, вы получите больше всего шансов увековечить свое имя в памяти поколений. Однако их не так уж просто реализовать, не имея за спиной папинькеной поддержки и\или тетушкиного наследства. Учитывайте уже сейчас:
• Финансовую емкость затрат на создание кинокартины.
• Экономическую ситуацию в государстве, где собираетесь творить. Спонсировать неактуальные проекты мало кто решится.
• Культурную ориентацию масс. Именно от нее зависит перспективность. Увы, не всегда предпочтения народа совпадают с видением мастера.
Очень помогают молодым специалистам разнообразные конкурсы и фестивали, где в качестве призов выступают не только энные суммы денег, но и техника и километры киноленты. Так что, обладая талантом и трудолюбием, вполне реально выиграть лакомый грант и воплотить свою киномечту на широком экране. Особенно популярны на таких конкурсах короткометражки — они не так затратны по времени и деньгам, тематически злободневны и по-юному экспрессивны.
Нынче с топовых позиций кинокартины вытесняют телевизионные фильмы. Они дешевле во всех отношениях и более пластичны как режиссерский материал.
Добыча средств. Столь свойственное этой среде чувство локтя поможет еще на начальных курсах найти первые заказы. Как правило, это раскадровка клипов, участие в эпизодических ролях и массовке или съемка первых роликов…
ТВ-режиссеры: Совсем другое кино
На западе команды, создающие телепрограммы, разделены на две группы. И творческая часть этого коллектива называется словом talent — «талант». Это авторы программ, ведущие и, конечно же, режиссеры. У этой отрасли своя специфика, которая, естественно, сказывается как на мировоззрении, так и на стиле жизни.
Любая телепередача основана на взаимодействии текста и видеоряда — слова и изображения. Это сочетание двух языков: зрительных и словесных образов. И в процессе развития драматургии действия на первый план могут выступать то слово, то изображение — соответственно тому, что именно в конкретный момент передачи может повлиять на зрителя сильнее — изменить сознание, вызвать эмоции. Как определить этот момент? Как вышибить слезу?
Для этого надо быть не только художником, но отчасти и журналистом.
В отличие от коллег по цеху, телережиссер должен быть куда более многогранен и расторопен. Во-первых, ему предстоят постановочные работы не только с актерами, но и непрофессионалами. Во-вторых, его будни — это непрерывные прямые трансляции и запись, за которыми следуют монтаж и озвучка. Поэтому-то община ТВ-режиссеров более многообразна и разделена на множество специальностей, к каждой из которых предъявляются особые требования.
Специалисты узкого профиля
Режиссеры площадки. Тут важны художественное мышление и организаторские способности. Ценится «стойкость внимания»: постоянная суматоха не должна помешать целостности результата работы.
Режиссеры монтажа — на телевидении эту профессию чаще сокращают до простецкого «монтажер». В команде он должен духовно сродниться с постановщиком, журналистом, редактором. В идеале нужно знать теорию режиссуры и монтажа, обладать чувством ритма, великолепно разбираться в технике и программах, отслеживать новейшие разработки в своей сфере. Ведь часто приходится «сшивать» не только программы, которые выходят в записи, но и для прямого эфира.
Режиссер сюжетов и кастингов. Эта специальность требует множества умений и достоинств — не только теоретических, но и практических. Следует прекрасно знать историю кино и телевидения, разбираться в новых арт-тенденциях.
Режиссер эфира. Требуется в первую очередь высокая концентрация внимания и быстрота реакции. Ведь перед этим специалистом всегда множество мониторов — а он определяет актуальность и быстро переключает кнопки. Не забывая, что эфир — прямой. А это значит, что настроение тысяч болельщиков Кубка чемпионов или фанатов «Дом-2» зависит от его работы. У режиссера эфира, как у сапера, нет права на ошибку.
Режиссер-постановщик прямых эфиров. Создание выпусков информационных программ — это ежедневная работа в прямом эфире с несколькими источниками изображения, требующая большой отдачи и постоянного пристального внимания.
Добыча средств. Имеет смысл искать подработку уже с курса третьего — ассистентом режиссера, или пробоваться на какую-то из специальностей на ТВ: практически все телеканалы испытывают дефицит монтажеров. Сегодня появляются новые каналы, требующие молодой рабочей силы и свежей крови, то бишь новаторской творческой мысли. Значит, открывается множество вакансий, которые нужно заполнить специалистами.
Телевидение — мир не только искусства и журналистики. Это сфера влияния на сознание масс. И понятно, что получить там «гражданство» непросто — для этого нужен не только талант и «искания». Без постоянной работы над собой режиссура — ноль, а тонкость в творчестве — просто красивые слова, предназначенные для «досужих» журналов.
Портрет (не)известного мастера
Мир начинают менять обычно с себя. Следуя этому совету мудрецов, смотрите: что нужно в себе переделать, а что непременно стоит оставить…
Многие начинают не с того: пытаясь выглядеть «богемно», позволяют себе манеры и ухватки невежд. Однако, нацепив широкополую шляпу, Боярским не станешь. Несомненно, некоторая доля экстравагантности может присутствовать в облике, но только в том случае, если она имеет под собой подоплеку — жизненный и культурный опыт, переосмысление простых, на первый взгляд, понятий и ситуаций, непрерывный поиск идеального «Я».
Присущие всем творческим личностям амбиции допустимы и даже полезны — но ни в коем случае не должны перерасти в тщеславие. Стоит отодвинуть их до лучших времен — когда вас увенчают лаврами соратники по цеху и окружат почтением ученики. А пока развиваем…
…задатки
Эрудиция. Вы читали много книг в детстве — и не только беллетристику. Кстати, знания помогут избежать обвинений в плагиате (но это когда к вам придет заслуженная слава).
Образное мышление. То, что называют талантом, даром и так далее и тому подобное — всего лишь продукт работы интеллекта. Следовательно, работать над собой нужно в двух направлениях — повышать IQ и, собственно, трудиться.
Конструктивизм — этого качества, включающего в себя немалую долю трудолюбия, требует любая творческая работа. Данное требование заложено уже в самом слове «творчество» — обратное по действию от разрушать. Созидательное начало должно проявляться не только в работе, но и доминировать в обыденной жизни. Ведь это не та профессия, которая предусматривает фиксированный график с «9 до 6» — иногда возникает необходимость растянуть сутки дольше 24 часов...
Коммуникабельность. Нужно будет взаимодействовать со многими людьми — и не только со своей группой на съемочной площадке. Бирюкам здесь не место.
И все же романтика в этой профессии присутствует. Но она заключается не в метаниях на съемочной площадке с воплями в рупор и помыкании группой актеров и ассистентов. Романтика — это удовольствие от проделанной работы и результатов титанического труда. Который непременно оценят.
Наметив цель, важно также учесть все препятствия на пути к достижению и параллельно определиться со средствами. Подсчитав виртуальные убытки, можно избежать многих разочарований и ненужных драм. Для последних ведь существует мир театра и кино
Комментарий специалиста,
Денис Замрий, режиссер
Специальность режиссера довольно перспективна. Рынок расширяется, соответственно, растет спрос на специалистов. А дальше все зависит от человека. Профессионалы востребованы, дилетанты бракуются — все, как и в любой другой профессии.
Многие из моих однокурсников уже прошли этап «вольных хлебов» и теперь занимают должности директоров продакшн-студий и главных режиссеров каналов. Есть те, которые открыли свои продакшны, а многие еще и параллельно преподают.
Самая перспективная отрасль — телевидение. Причем востребованы все специальности — от режиссера анонсов, до режиссера-постановщика телевизионного фильма. Ну и по-прежнему востребованы режиссеры в рекламе. А реклама — это ведь тоже ТВ.
Люся ШВАРЦ
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.