UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Новини України і світу
  4. Статті
  5. Зрелища ради хлеба

Зрелища ради хлеба

5.05.2008 964

Не так давно вы купили мобильный с камерой. Наснимали сюжетов «из жизни». Просмотрели. Стерли. Снова сняли — на этот раз с предварительной постановкой. Набрались, так сказать, опыта. Результаты показали друзьям. Стойко выслушали их комментарии и даже язвительные реплики — ваше самолюбие ощутило первые удары критики. Но это не отбило у вас охоту стать режиссером.
Что ж, не святые горшки обжигают…
На самом деле вы умеете подмечать нестандартное в обыденном и жаждете показать свою точку зрения всему миру. И даже стоя в очереди, замечаете занимательный сюжет — тут же развиваете его, строите подходящий видеоряд и монтируете в уме кадры… Или настолько прониклись впечатлением, некогда на вас оказанным картинами маэстро кинематографа, что желаете последовать за ними по аллее славы. А может, вы просто хотите изменить мир. Скорее всего, так и есть...
Режиссер — ремесло не столько клановое, сколько «коллективизированное». Ведь как бывают командные виды спорта, так есть профессии, требующие для пущей продуктивности постоянного взаимодействия с другими участниками рабочего процесса. И режиссер — одна из таких: эта работа требует постоянного движения, реактивности с окружающим миром, который наполнен не только предметами, образами и символами, но и живыми людьми. У которых, в свою очередь — собственные образы, опыт и точка зрения. Стало быть, придется подтянуться в искусстве риторики: доказывать свое мнение (всегда обоснованное!) и убеждать — не менее важные обязанности на этом посту, чем придумывать постановку или выбирать сюжет. Ну а если вам больше по душе жизнь отшельника — постоянный и тесный контакт с соратниками по цеху (которые бывают конфликтными), мягко говоря, не ваше призвание. Тут или перестраивайся, или меняй профессиональные предпочтения. В конце концов, киномузам можно служить и на иной должности — актера или, скажем, оператора… Чем еще хороша специальность, тем, что, проучившись даже 4 курса и изменив предпочтения, можно безболезненно (не потеряв ни года) перейти в ряды актеров, операторов, звукорежиссеров или ведущих.
При том при всем не стоит забывать, кто в доме хозяин. На ставшем уже почти родным для нас английском режиссер переводится как director — то есть руководящий, направляющий. Главный — в группе, главный — в сердцах почитателей. И если авторитет среди первых завоевывается профессионализмом и силой характера, то вторых можно покорить исключительно талантом.
Хотя даже гении долго не протянут без упорства и поддержки команды
Режиссеры театра: старина по-новому
Весь мир — театр, но не все в нем актеры. Непременно должен быть и кукловод. Именуется он режиссером-постановщиком. Он не пожинает букетные подношения после того, как упадут кулисы и загорится свет, к нему не бегут толпы юных созданий с мольбами об автографе. Но в своем кругу он почитаем и знаменит: его мнение ценят критики, перед ним заискивают журналисты, о нем пишут мемуары благодарные ученики...
Сей мастер работает с самой древней формой искусства, и его почитатели многое видали на своем театральном веку. Сегодня уже так трудно придумать что-то новое, свежее, неизбитое — вот поэтому в этом направлении более всего ценится индивидуализм. Все сюжеты уже написаны — дело стало лишь за трактовкой, интерпретацией и их воплощением на подмостках.
Режиссер театра — пожалуй, самый авторитарный в кругу коллег. Это оправдано: ему предстоит управляться не только с труппой, но и решать множество административных проблем.
Добыча средств. Будучи студентом можно зарабатывать постановками на разнообразных мероприятиях — начиная от устройства презентаций в крупных компаниях, заканчивая свадьбами. Таким образом, помимо денег, копится материал на портфолио и доброе имя, завязываются нужные связи.
Кинорежиссеры : 33 дубля — один момент
Избрав киноискусство, вы получите больше всего шансов увековечить свое имя в памяти поколений. Однако их не так уж просто реализовать, не имея за спиной папинькеной поддержки и\или тетушкиного наследства. Учитывайте уже сейчас:
• Финансовую емкость затрат на создание кинокартины.
• Экономическую ситуацию в государстве, где собираетесь творить. Спонсировать неактуальные проекты мало кто решится.
• Культурную ориентацию масс. Именно от нее зависит перспективность. Увы, не всегда предпочтения народа совпадают с видением мастера.
Очень помогают молодым специалистам разнообразные конкурсы и фестивали, где в качестве призов выступают не только энные суммы денег, но и техника и километры киноленты. Так что, обладая талантом и трудолюбием, вполне реально выиграть лакомый грант и воплотить свою киномечту на широком экране. Особенно популярны на таких конкурсах короткометражки — они не так затратны по времени и деньгам, тематически злободневны и по-юному экспрессивны.
Нынче с топовых позиций кинокартины вытесняют телевизионные фильмы. Они дешевле во всех отношениях и более пластичны как режиссерский материал.
Добыча средств. Столь свойственное этой среде чувство локтя поможет еще на начальных курсах найти первые заказы. Как правило, это раскадровка клипов, участие в эпизодических ролях и массовке или съемка первых роликов…
ТВ-режиссеры: Совсем другое кино
На западе команды, создающие телепрограммы, разделены на две группы. И творческая часть этого коллектива называется словом talent — «талант». Это авторы программ, ведущие и, конечно же, режиссеры. У этой отрасли своя специфика, которая, естественно, сказывается как на мировоззрении, так и на стиле жизни.
Любая телепередача основана на взаимодействии текста и видеоряда — слова и изображения. Это сочетание двух языков: зрительных и словесных образов. И в процессе развития драматургии действия на первый план могут выступать то слово, то изображение — соответственно тому, что именно в конкретный момент передачи может повлиять на зрителя сильнее — изменить сознание, вызвать эмоции. Как определить этот момент? Как вышибить слезу?
Для этого надо быть не только художником, но отчасти и журналистом.
В отличие от коллег по цеху, телережиссер должен быть куда более многогранен и расторопен. Во-первых, ему предстоят постановочные работы не только с актерами, но и непрофессионалами. Во-вторых, его будни — это непрерывные прямые трансляции и запись, за которыми следуют монтаж и озвучка. Поэтому-то община ТВ-режиссеров более многообразна и разделена на множество специальностей, к каждой из которых предъявляются особые требования.
Специалисты узкого профиля
Режиссеры площадки. Тут важны художественное мышление и организаторские способности. Ценится «стойкость внимания»: постоянная суматоха не должна помешать целостности результата работы.
Режиссеры монтажа — на телевидении эту профессию чаще сокращают до простецкого «монтажер». В команде он должен духовно сродниться с постановщиком, журналистом, редактором. В идеале нужно знать теорию режиссуры и монтажа, обладать чувством ритма, великолепно разбираться в технике и программах, отслеживать новейшие разработки в своей сфере. Ведь часто приходится «сшивать» не только программы, которые выходят в записи, но и для прямого эфира.
Режиссер сюжетов и кастингов. Эта специальность требует множества умений и достоинств — не только теоретических, но и практических. Следует прекрасно знать историю кино и телевидения, разбираться в новых арт-тенденциях.
Режиссер эфира. Требуется в первую очередь высокая концентрация внимания и быстрота реакции. Ведь перед этим специалистом всегда множество мониторов — а он определяет актуальность и быстро переключает кнопки. Не забывая, что эфир — прямой. А это значит, что настроение тысяч болельщиков Кубка чемпионов или фанатов «Дом-2» зависит от его работы. У режиссера эфира, как у сапера, нет права на ошибку.
Режиссер-постановщик прямых эфиров. Создание выпусков информационных программ — это ежедневная работа в прямом эфире с несколькими источниками изображения, требующая большой отдачи и постоянного пристального внимания.
Добыча средств. Имеет смысл искать подработку уже с курса третьего — ассистентом режиссера, или пробоваться на какую-то из специальностей на ТВ: практически все телеканалы испытывают дефицит монтажеров. Сегодня появляются новые каналы, требующие молодой рабочей силы и свежей крови, то бишь новаторской творческой мысли. Значит, открывается множество вакансий, которые нужно заполнить специалистами.
Телевидение — мир не только искусства и журналистики. Это сфера влияния на сознание масс. И понятно, что получить там «гражданство» непросто — для этого нужен не только талант и «искания». Без постоянной работы над собой режиссура — ноль, а тонкость в творчестве — просто красивые слова, предназначенные для «досужих» журналов.
Портрет (не)известного мастера
Мир начинают менять обычно с себя. Следуя этому совету мудрецов, смотрите: что нужно в себе переделать, а что непременно стоит оставить…
Многие начинают не с того: пытаясь выглядеть «богемно», позволяют себе манеры и ухватки невежд. Однако, нацепив широкополую шляпу, Боярским не станешь. Несомненно, некоторая доля экстравагантности может присутствовать в облике, но только в том случае, если она имеет под собой подоплеку — жизненный и культурный опыт, переосмысление простых, на первый взгляд, понятий и ситуаций, непрерывный поиск идеального «Я».
Присущие всем творческим личностям амбиции допустимы и даже полезны — но ни в коем случае не должны перерасти в тщеславие. Стоит отодвинуть их до лучших времен — когда вас увенчают лаврами соратники по цеху и окружат почтением ученики. А пока развиваем…
…задатки
Эрудиция. Вы читали много книг в детстве — и не только беллетристику. Кстати, знания помогут избежать обвинений в плагиате (но это когда к вам придет заслуженная слава).
Образное мышление. То, что называют талантом, даром и так далее и тому подобное — всего лишь продукт работы интеллекта. Следовательно, работать над собой нужно в двух направлениях — повышать IQ и, собственно, трудиться.
Конструктивизм — этого качества, включающего в себя немалую долю трудолюбия, требует любая творческая работа. Данное требование заложено уже в самом слове «творчество» — обратное по действию от разрушать. Созидательное начало должно проявляться не только в работе, но и доминировать в обыденной жизни. Ведь это не та профессия, которая предусматривает фиксированный график с «9 до 6» — иногда возникает необходимость растянуть сутки дольше 24 часов...
Коммуникабельность. Нужно будет взаимодействовать со многими людьми — и не только со своей группой на съемочной площадке. Бирюкам здесь не место.

И все же романтика в этой профессии присутствует. Но она заключается не в метаниях на съемочной площадке с воплями в рупор и помыкании группой актеров и ассистентов. Романтика — это удовольствие от проделанной работы и результатов титанического труда. Который непременно оценят.
Наметив цель, важно также учесть все препятствия на пути к достижению и параллельно определиться со средствами. Подсчитав виртуальные убытки, можно избежать многих разочарований и ненужных драм. Для последних ведь существует мир театра и кино
Комментарий специалиста,
Денис Замрий, режиссер
Специальность режиссера довольно перспективна. Рынок расширяется, соответственно, растет спрос на специалистов. А дальше все зависит от человека. Профессионалы востребованы, дилетанты бракуются — все, как и в любой другой профессии.
Многие из моих однокурсников уже прошли этап «вольных хлебов» и теперь занимают должности директоров продакшн-студий и главных режиссеров каналов. Есть те, которые открыли свои продакшны, а многие еще и параллельно преподают.
Самая перспективная отрасль — телевидение. Причем востребованы все специальности — от режиссера анонсов, до режиссера-постановщика телевизионного фильма. Ну и по-прежнему востребованы режиссеры в рекламе. А реклама — это ведь тоже ТВ.

Люся ШВАРЦ

Читайте також

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 грудень, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 грудень, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 грудень, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 грудень, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


Часто шукають

↑ Вгору