«Какая тут логика — везет человеку, вот и все», — скажет один. «Чтобы достичь успеха, надо много и упорно трудиться», — сделает вывод другой.
Но если б все было так просто, то трудоголики стали бы самыми успешными людьми на свете! Попробуем рассмотреть логику успеха в формате поиска работы, ведь именно за этим вы, скорее всего, и открыли наш журнал. Хотя представленная на ваш суд методика может помочь в любом трудовом процессе, в решении самой сложной и даже запутанной проблемы.
Еще в XIX веке великий русский историк Василий Осипович Ключевский написал, что «крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей». Но для начала надо иметь то, из чего в дальнейшем и сложатся эти мелочи. Чем больше информации, тем лучше! Проблему нужно тщательнейшим образом изучить, то есть создать информационную базу (в нашем случае — поиска работы). Как говорят, необходимо «быть в теме». Частая ошибка тех, кто приступает к решению какой?либо задачи, — недостаточная осведомленность, необъективное видение ситуации. Напрашивается вполне логичный вопрос: «О каком успехе в таком случае может идти речь?»
Поэтому для того, чтобы приступить к поиску работы, следует обеспечить себя всеми возможными специализированными средствами массовой информации. Например, внимательно изучить объявления компаний, опубликованные в нашем еженедельнике, просмотреть соответствующие сайты в Интернете, сходить на ярмарку вакансий, обратиться в кадровое агентство. Обратите внимание на предложения коммерческих вузов, в которых обучают самым востребованным профессиям на рынке труда. Таким образом, перед вами открывается огромное поле деятельности. Как бы не заблудиться в этом лесу предложений…
Здесь необходимо задать параметры поиска. Чем вы руководствуетесь в том же лесу, оценивая, съедобен найденный гриб или нет? Знанием определенных «параметров» гриба. Так и здесь, для начала — не теряйтесь! Отбросьте сразу мухоморы — яркие, но абсолютно несъедобные… Например, фантастически привлекательные предложения компаний по прямым продажам. Подобные объявления звучат приблизительно так: мол, «крупному иностранному холдингу требуются… контактные люди. Зарплата от тысячи долларов и выше». Часто такие вакансии сопровождаются лозунгом типа «Вы хотите много зарабатывать, быстро двигаться по служебной лестнице, иметь свободный график работы? Вы энергичны и общительны? Тогда работа у нас — то, что вам нужно!» Туманно сформулированные обязанности, а, как правило, это коробейничество (будем называть вещи своими именами), и нереально громкие посулы обязательно должны вас насторожить.
Вряд ли в подобных компаниях вам удастся мгновенно много заработать. Так, пришедший на собеседование по одному из таких объявлений мой хороший знакомый решил больше в эту «контору» с международным именем не приходить. Нет, его не уговаривали выкупить товар для дальнейшей перепродажи. Так называемый менеджер по персоналу просто попросил у соискателя… тысячу долларов взаймы. О каком большом заработке в таком случае может идти речь, скажите на милость?! И пусть вас не вдохновляет обещание свободного графика — с утра и до поздней ночи, а то и мучаясь от бессонницы, вы будете ломать голову, кому бы еще предложить замечательную продукцию, что так любезно вам предоставила фирма-работодатель! Обойдя весь круг своих знакомых и даже знакомых их знакомых, и, если повезет, став менеджером, вы еще больше времени посвятите обучению вновь прибывших, их мотивации и т. д. Лишь единицы (как правило, первые из тех, кто пошел работать в компанию прямых продаж) доходят до вершины. О тяжелой судьбе российских коробейников можно рассказывать много историй. Но надо ли вам становиться героем одной из них?
Исходите в своем поиске работы из того, что вам нужно: прежде всего ваши профессиональные предпочтения, предполагаемый круг должностных обязанностей, занятость (полный, неполный, свободный рабочий день), зарплатная «вилка». Что касается последнего, изучите реальные пределы оплаты труда на интересующем вас месте службы. Мыслите объективно (на мой взгляд, интернетовский «зарплатомер» явно завышает стоимость специалиста на рынке труда). Не стоит намеренно сужать предполагаемый поиск, впадая в еще одну крайность. В противном случае вы станете ходить по кругу и не исключено, что, как та старуха из сказки, вернетесь к своему разбитому корыту.
Тщательнейшим образом проанализируйте, какую работу вы выполняете в рамках своей специальности лучше всего, учтите и то, что вам нравится делать. Пусть даже вам предложат зарплату меньше, чем есть сейчас, — если вы займетесь любимым делом, вознаграждение за ваш труд в дальнейшем только возрастет. Когда Наталья К. ушла из роскошного офиса австрийской строительной компании и устроилась простым экскурсоводом, ее никто не понял, ведь разница в зарплате — колоссальная! Но по прошествии некоторого времени она обросла связями, нашла партнеров и открыла свое турбюро. В тот момент ей захотелось реального дела, а больше всего Наталья любила рассказывать о разных исторических местах то, что знала сама, что удалось найти в интересных книгах. Как сказал один американский издатель: «Успех приходит к тому, кто делает то, что любит. Нет другого пути к успеху».
На стадии первоначальных поисков путей решения любой проблемы ощущается некая пробуксовка, и не исключено, что только за ней вы найдете выход. Так, моя бывшая сослуживица, подыскивая новое место службы, рассуждала так: «Первая выбранная мной вакансия очень мне подходит, но как представлю себе, что каждый день, чтобы добраться до работы, необходимо полтора часа ехать на другой конец Москвы… Вторая — рядом с домом практически, но мне совершенно не хочется заниматься тем, что здесь предлагают. Третья — ехать вроде недалеко, должность интересная, но вот оклад крохотный, причем полная занятость. Четвертая: свободный график, но вот, как говорится, сколько протопаешь, столько и полопаешь. Или все же выбрать первый вариант…» И так до потери пульса моя знакомая ходила по кругу, пока ее не отвлек от тяжелых раздумий телефонный звонок из дома. Тут сослуживицу буквально осенило, что хочет уйти она не из?за того, что ее не устраивает нынешнее положение дел. Устраивает, но неблагополучие ситуации заключается в том, что она практически не видит своего маленького ребенка, а без него она не мыслит существования.
Вот так неожиданно неудовлетворенность местом службы вскрывает истинные причины смены работы: невозможность заработать даже в кредит на квартиру, а значит, неустроенность быта; нереальность устройства личной жизни в чисто женском (или чисто мужском) коллективе, следовательно, недовольство семейным положением. Не говоря уже о таких «мелочах», как сексуальные домогательства руководства, напряженные отношения в коллективе с коллегами, профессионально?карьерный тупик и т. д. Выявить подобные факторы не просто обязательно, но необходимо для достижения успеха в поиске работы.
К сожалению, желая сменить работу, большинство соискателей не руководствуются истинными причинами, известными только их подсознанию. Говоря, что ищете место службы с более высокой зарплатой, вы на самом деле, вполне вероятно, стремитесь попасть в другой, более дружелюбный, коллектив. Вероятно, вы устали от постоянных насмешек со стороны своих коллег? В таком случае подумайте, какие ваши качества вызывают подтрунивание сослуживцев. «Чтобы добиться успеха в этом мире, одной глупости недостаточно, нужно еще иметь хорошие манеры», — писал Вольтер. Именно открытие истинных причин, а не тех, что лежат на поверхности — ключ к разгадке кроссворда под названием «Мое новое место работы».
Взгляните на него иначе: не так уж и сложна головоломка. Только не думайте, что, найдя, чем открыть замок, вы почувствуете удивительную легкость бытия. Вас может осенить не та догадка. Допустим, много лет вы сидели в лаборатории, хотя, как вы сейчас понимаете, ваше место — на сцене. Вы хорошо поете, играете на гитаре, ведь и на застольях в кругу коллег вас всегда умоляют хоть разочек спеть. И сейчас вам кажется, что наступил тот самый момент, как в одноименной песне Элвиса Пресли «Сейчас или никогда!» Вы уже представляете себе, как найдутся спонсоры и помогут вам переквалифицироваться из физиков в лирики. Концерты, интервью, самолеты… Стоп, срочно вернитесь на землю! Помечтав так некоторое время, вы обязательно вернетесь к исходной точке поиска. Так стоит ли заниматься самообольщением?
Никто не говорит, что мечтать вредно, но чужая профессия, как и чужая зажигалка, всегда кажутся лучше. Хотя английский драматург Джерролд считал, что «и самая неприятная профессия дарит радостные минуты. Будь я, к примеру, могильщиком или даже палачом, я бы не без удовольствия обслужил кое?кого». Если серьезно, то вполне вероятно, что в вашей работе не хватает, как сейчас говорят, драйва. Может, стоит найти должность, где вы окажетесь на виду? Например, выйти из закрытой клетушки-лаборатории и заняться преподавательской деятельностью на кафедре вашего института? Так, миловидная пенсионерка, оставшись практически одна (дети выросли и разъехались, муж умер), поняла, что ей не хватает простого человеческого общения. Вместо того чтобы перемывать прохожим косточки на лавочке, охать в поликлинике, бесцельно бродить по магазинам, она устроилась контролером на проходную министерства, где с верхом и компенсирует недостачу. Бывает и так, что вам давно бы нужно сменить место работы, профессионально вы вашу должность переросли: ясно, что монотонность и бесперспективность убивают вас как специалиста. Но вот незадача — жалко, коллектив хороший, здание такое симпатичное, стол у вас классный, компьютер новый да и, как сказал поэт, привычка свыше нам дана… Как тогда быть? В нынешнем году отмечается столетие теории относительности Альберта Эйнштейна. Так вот этот гениальный физик как?то сказал: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам». И потом, ничего не бывает на работе стабильным: например, коллектив изменится (ведь не все же такие патриоты, как вы), офис переедет в другое, менее привлекательное, здание и т. д.
Скорее всего, проблема даже не в том, что вам жалко расстаться с вашими привязанностями, а в том, что вы боитесь перемен, ленитесь активизировать поиск, а, может, вас держит безответная любовь к шефу или коллеге? Всякое бывает. Выясните точно, что лежит на пути вашего успеха — пушинка или бревно? Как пишут в руководствах по эксплуатации, устраните обнаруженное вами препятствие. Когда начинаешь разбираться, то выясняешь, что чаще всего помеха мнимая, даже надуманная. Мираж, одним словом. Не надейтесь, что, например, вашу неудачу будут вечно помнить в коллективе. Ведь каждый человек, независимо от его профессиональных качеств, не застрахован от ошибок. Но зачем же при этом продолжать отлеживаться? Вставайте, отряхивайтесь и двигайтесь дальше.
Так в чем же все?таки заключается логика успеха? Прежде всего в направлении вашего мышления. Оно не должно быть поверхностным и прямолинейным. Как известно, ветер в голове не бывает попутным. Попробуйте рассуждать так. Первое, что надо сделать — создать полную информационную базу. Изучить ее. Во-вторых, следует задать параметры поиска работы, для чего необходимо: а) отбросить нереальные предложения — мухоморы; б) исходить из того, что вам нужно; в) руководствоваться тем, что любите. В?третьих, имейте также в виду, что, как правило, в процессе поиска возникает видимая пробуксовка или даже тормоз. Не смущайтесь. Именно за этим и должен возникнуть луч света в темном царстве — новый взгляд на проблему — или же откроются истинные причины вашего поиска, которые и приведут к успеху. Самообольщение, если оно все же возникнет, дополнительно укажет на то, чего вам не хватает. И вообще, больше внимания обращайте на то, как вы думаете, и тогда логика успеха приведет вас к правильному решению.
Елена ИШУТИНА
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».