RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Корпоративная культура
  5. "Гибкое" рабочее время

"Гибкое" рабочее время

17.07.2008 1297

Гибкий график дает возможность работать на результат

Эксперименты по введению гибкого рабочего времени ставили еще в середине ХХ века в Германии. Опыт Германии заинтересовал другие страны и стал распространяться по Европе и США. На сегодняшний день, во всем мире больше половины компаний перешли на схему гибкого рабочего графика.

Что это такое?

Альтернативное или гибкое рабочее время - это рабочий график, устанавливаемый индивидуально каждому сотруднику в компании и зависящий не от установленных временных границ, а от той задачи, которую ставят перед сотрудником, от его объема работы. Сотрудники, работающие по такому графику, или работают дома, а в офис приходят для координации своих действий, или работают в офисе лишь часть рабочего дня. Связь между работником и работодателем осуществляется посредством компьютера и мобильного телефона.

Такой гибкий график работы имеет ряд плюсов и минусов. Рассмотрим их подробнее.

Плюсы гибкого рабочего времени:

  • При таком графике становится важен, в первую очередь, результат работы.
  • Рабочие взаимоотношения между сотрудником и работодателем построены на доверии.
  • Работодатели с большим уважением относятся к времени проведения рабочих совещаний с теми сотрудниками, которые работают вне офиса или появляются лишь на непродолжительное время в течении дня.
  • Благодаря таком графику работы компания становится более привлекательной на рынке труда для соискателей.
  • Сотрудники, живущие далеко от офиса, имеют возможность работать дома. В Европе, по данным кадровых агентств, 85% квалифицированного персонала отклоняют предложения о работе из-за ее удаленности. Гибкий график работы дает возможность соглашаться даже на очень удаленную работу.
  • У сотрудников, работающих в таком режиме, больше свободного времени остается на семью, друзей, хобби.
  • Такой график работы хорошо подходит для тех, кому по своим биологическим часам хорошо работается вечером или ночью.
  • Экономия офисного пространства, и, как следствие, аренды за офис, коммунальных платежей, оборудования.
  • Решаются транспортные проблемы. Благодаря альтернативному рабочему времени, плотность транспортного потока в крупных городах снижается на 20-50%. Часы пик на дорогах - с 8.00 до 11.00 и с 17.00 до 20.00, многочисленные пробки, поиск места для парковки провоцируют стресс у сотрудников. Выбирая другое время для работы или работая дома, эта проблема может решаться.
  • Из-за хронического недосыпания и переработки возникают многие заболевания и синдромы - синдром хронической усталости, синдром менеджера (отвращение к работе) и т.д. Гибкий график работы позволяет бороться и с этой проблемой.

Минусы гибкого рабочего времени:

  • Такой гибкий график не всем подходит - поскольку требует от сотрудника большой собранности, ответственности и самоконтроля. В таком случае, необходимо самостоятельно составлять программу своих действий согласно заданию руководства компании, распределять работу по времени и успевать сдать ее к сроку. Если сотрудник не сумеет самостоятельно координировать свою работу - гибкий график работы ему не подойдет.
  • Руководству компании необходимо разработать систему контроля сотрудников компании, которая должны быть почетче, чем при работе всех сотрудников в офисе, когда они все на виду у руководства, а также систему учета рабочего времени для частично занятых в офисе сотрудников.
  • При удаленной работе сотрудников, на IT-отдел приходится большая нагрузка в связи с модернизацией компьютерной работы.
  • Такая работа создает некоторую изоляцию людей, поскольку рабочие взаимоотношения играют важную роль в социальных отношениях общества. На работе люди общаются, обмениваются новостями, знакомятся, заводят различные дружеские связи, а при работе дома - растет разобщенность.
  • Если в компании часть сотрудников работает по гибкому графику, а остальная часть - по строго нормированному графику, это может породить у второй части некоторую зависть и недоброжелательность к первой, более свободной части сотрудников.

Программы альтернативного рабочего времени

1. Сотрудник самостоятельно планирует весь свой рабочий день и приходит в офис для работы не в установленный час, а когда ему самому удобно, в течении периода времени, заранее оговариваемого с руководством. Такой график работы наиболее распространен в тех компаниях, в которых работа требует от сотрудников общения с клиентами компании вне офиса, а в определенные часы все сотрудники встречаются с руководством для координации своих действий.

2. Работодатель устанавливает определенное количество часов, которые надо отработать в течении недели или месяца, а в какие дни сотрудник будет работать больше или меньше, он решает сам. К примеру, в начале недели можно работать больше, а в пятницу уходить раньше. Такой график учета рабочего времени называется time banking. Контракт, заключенный между работником и работодателем, учитывает результат работы, выполненный объем работ, а не время, проведенное на работе.

3. Сотрудник работает дома, удаленно, а в офис приходит за оплатой своего труда или для обсуждения каких-либо вопросов своей деятельности с руководством.

Опыт зарубежных стран

Скандинавские страны - одни из самых преуспевающих стран в мире по уровню жизни, поэтому, введение альтернативного рабочего времени стало у них уже нормой. В Швеции и Норвегии во многих компаниях применяются различные программы гибкого рабочего времени, возможно, поэтому, в них более стабильны семейные взаимоотношения, меньше уровень разводов и люди больше времени проводят с детьми, путешествуют и у многих - различное хобби.

В Великобритании - традиционно много работают, считается, что британцы работают больше, чем работники в других странах Европы. По этой причине, работодатели Великобритании стали все чаще вводить гибкий график. IRS Employment Review пишет о том, что 45% компаний этой страны разрешают своим сотрудникам работать в гибком режиме. Началась такая практика после принятия закона о том, что сотрудники, у которых маленькие дети, получили возможность самостоятельно определять часы своей работы в офисе. Постепенно, такая практика распространилась и на других сотрудников. Гибкий график, введенный British Telecom в 1986 году, позволил им преодолеть кризис в компании, избежать разорения, повысить рентабельность, и теперь 1/3 из 130 тысяч сотрудников, работают дома. В результате, British Telecom экономит около 100 миллионов долларов каждый год.

В США гибкий график - ориентировочно в 70% компаний. Интересна тенденция, что гибкий график рабочего времени больше предпочитают средние и крупные компании: IBM, BBC, Sun, Royal Dutch/Shell Group. Например, в IBM - 40-часовая рабочая неделя, но реальная продолжительность работы в офисе компании - 50 часов. В головном офисе компании - 6,4 тысячи сотрудников, часть из которых работает в определенные часы, а часть по гибкому графику. В результате, те, кто работает по гибкому графику - меньше жалуются на усталость, готовы работать больше 40 часов в неделю, и только 1/3 из них жаловалась на то, что нет времени на личную жизнь. Те, кто работал по строгому графику в офисе, при 44 часах работы в течении недели, жаловались на большую усталость, и 1/2 часть из них говорила об отсутствии времени на личную жизнь.

В СССР первый опыт внедрения гибкого рабочего времени был введен в 1972 году в Эстонии, на сланцеперерабатывающем заводе. Но распространения он не получил. В России, гибкий график работы первоначально интереса не вызывал, но, в последнее время, в связи с большей цивилизованностью бизнеса, альтернативное рабочее время стало вызывать интерес у все большего числа работодателей.

Самое главное при альтернативном графике рабочего времени - это то, что такая работа дает возможность работать на результат. Именно это - главный критерий профессионализма любого сотрудника.

Читайте также

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 Сентябрь, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».

  • Піднімайся і йди30 Август, 2024

    Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?

↑ Наверх