По статистике, которую приводит портал Rabota.ru, ненормативной лексикой на работе пользуется около трети россиян. Есть отрасли, в которых матерятся больше – это чаще всего производственные компании (фабрики и заводы), торговля (особенно низший персонал – грузчики, сотрудники склада), компании, занимающиеся переездами или оказывающие бытовые и коммунальные услуги. В общем, те, где собирается большое количество мужчин из разных социальных слоев.
В ходе недавно проведенного опроса журнал Psychologies выяснил, в каких случаях мы употребляем ненормативную лексику чаще всего. Наибольшее количество респондентов (37%) признались, что используют мат, когда хотят показать свое недовольство кем-то или чем-то. Эти данные вполне согласуются с теми, что приводит Rabota.ru: недовольство коллегами или сложившейся рабочей ситуацией – вот основная причина мата в рабочем пространстве.
Во многих компаниях мат становится частью корпоративной культуры. Некоторое время назад по сети гуляла запись совещания у начальника цеха одного из подразделений «Северстали». Едва ли в почти двухминутном монологе набралось бы и два десятка слов из литературного русского языка.
Ненормативная лексика: против и за
Попробуем разобраться, какие последствия для вашей карьеры несет употребление ненормативных слов.
Для многих людей страсть к крепкому слову оборачивается тем, что они не могут найти достойную работу, поскольку грубая брань в общественном месте говорит о том, что человек неуравновешен, не умеет держать себя в руках, управлять своими эмоциями, некультурен и не уважает окружающих людей. А значит, в коллективе он лишь создаст дополнительные проблемы и уж точно не сделает хорошей карьеры.
Проверить, как человек реагирует на стресс, довольно просто, и это можно сделать прямо в ходе собеседования. И если ненужное слово вырвется, для HR’а это станет показателем того, как кандидат будет общаться с коллегами и подчиненными, когда что-то пойдет не так.
Однако находятся и сторонники употребления бранных слов. Профессор Иехуда Барух из новозеландского Victoria University утверждает: «Во многих случаях табуированная лексика способствует повышению солидарности в коллективе и эффективно снимает стресс. Однако важно, чтобы сотрудники не забывали о мере и умели во время остановиться. И разумеется, в присутствии высокопоставленного начальства или клиентов сквернословие следует подвергать однозначному осуждению и запрету».
Как бороться с нарушителями?
Самый простой и очевидный способ искоренения ненормативной лексики – штрафы. В отделе (на складе, в цеху, в общей комнате) ставится специальная копилка, куда провинившийся кладет энную сумму денег за каждое матерное слово. На собранные штрафы потом можно купить тортик. Говорят, работает.
Современные кадровые технологии тоже не стоят на месте. Например, если простого грузчика мувинговой (занимающейся организацией переезда) компании назвать «менеджером по переездам» и одеть его в аккуратную форменную одежду, с рубашкой и галстуком, материться он будет гораздо меньше. Ему нужно соответствовать своему новому статусу и внешнему виду. Положение обязывает.
Еще один вариант – заниматься карьерным ростом и продвижением исключительно тех сотрудников, которые не ругаются. Повышение возможно только после аттестации, а к ней допускаются только те, на кого не жаловались клиенты и коллеги, в том числе и за ненормативную лексику. Реальная возможность стать руководителями, зарабатывать хорошие деньги побуждает людей менять свои вредные привычки.
Еще один инструмент в борьбе за культуру речи — наставничество. Производственный отдел делится на бригады, в каждой есть руководитель, заместитель и старший специалист. Они отвечают за всю команду. Если новый сотрудник нарушает установленные правила, страдает целая бригада.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.