Как поздравить сотрудников
13.12.2006 215 Можно сказать, что корпоративная культура - «клей», удерживающий людей в компании вместе. В содержание корпоративной культуры входят, например, коммуникации и язык общения, принятый в компании, то, как сотрудники осознают себя и свое место в компании, ценности, осознание времени и его использование, взаимоотношения между людьми, трудовая этика и проч.Известно, что роль личности руководителя в развитии его компании огромна.
Именно руководитель задает образец поведения для своих подчиненных. Осознанно, а в большей степени неосознанно, подчиненные копируют манеры руководителя.
Исследователи корпоративной культуры пришли к выводу, что на культуру компании в наибольшей степени влияют следующие особенности поведения руководителей:
- Направленность внимания. За чем руководитель следит, что измеряет и контролирует?
- Критические ситуации. Как руководитель реагирует на критические ситуации и кризисы?
- Ролевая модель. Какой пример руководитель подает своим подчиненным?
Выступление с поздравлением – это своеобразный организационный ритуал, призванный продемонстрировать подчиненным необходимые образцы поведения и послать нужные сигналы с одного уровня иерархии в компании на другие. Лучшую возможность для коммуникации первого лица со всем коллективом трудно придумать.
Именно поэтому к выступлению перед сотрудниками с поздравлением руководителю следует специально готовиться. Необходимо продумывать как содержание, так и стиль выступления.
Чтобы пояснить это утверждение напомню притчу.
Небольшая разницаОдин восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.
Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать к себе другого толкователя снов, который выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть. Ты переживешь всех своих родных».
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они у второго толкователя снов. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать».
Таким образом, можно сделать вывод, что всё дело не в том, что скажет руководитель, а в том, как он скажет.
Западные деловые люди говорят: «Если Вам дали слово, то немедленно сделайте из этого шоу». Разумеется, руководителю, выступающему с поздравлением, нет необходимости становиться шоу-меном и развлекать собравшихся. Но сделать выступление запоминающимся дело чести.Примечателен такой факт. Слово «обаяние» в наши дни означает - очарование, покоряющее влияние, притягательная сила.
Первоначальное значение слова «обаяние» было иным. «Обаяние» означало - уметь красиво говорить, увлечь словом. Само слово «обаяние» происходит от корня «бай» - баять, баян, краснобай, байка. Для руководителя умение говорить публично, мастерство красноречия повышают шансы на успех, позволяют эффективнее управлять коллективом, доноситьсвои идеи до персонала, мотивировать сотрудников, проводить торжества, конференции, совещания, презентации, выставки.
Несколько минут позравительной речи могут серьезно повлиять на деловую атмосферу в коллективе, решить судьбу работы компании на следующий год или окончательно определить судьбу карьеры руководителя. Ставка высока. Поэтому мудрый руководитель придерживается правила: «Провал в подготовке – подготовка к провалу».
В чем заключается качественная подготовка? Для качественной подготовки руководителю необходимо:
- Осознавать свои цели.
- Иметь план выступления.
- Владеть предметом выступления.
- Соблюдать баланс времени.
Ответ на вопрос о целях, которых руководитель планирует достичь в ходе поздравительно выступления, является ключевым.
Руководителю стоит спросить себя:
- Зачем я собираюсь поздравлять собравшихся?
- Какие действия и решения я ожидаю от сотрудников после своей речи?
- Что должно запомниться аудитории в первую очередь?
В поздравительной публичной речи имеет смысл придерживаться классических правил публичного говорения. То есть помнить о четкой структуре: вступление, основная часть и заключение.
Начать можно с комплимента аудитории. Он создаст позитивный настрой, например:
Дорогие сотрудники! Для меня большая честь выступить на открытии внутрифирменной конференции и поздравить Вас, уважаемые коллеги, с … Многоуважемые коллеги! Я рад выступить сегодня на собрании нашего коллектива и подвести итоги…
Я давно ждал этого момента, дорогие единомышленники, и сейчас я с удовольствием скажу Вам несколько поздравительных слов… Я горд, уважаемые соратники, что сегодня я могу подвести итоги и поздравить лучших с …
Необычное начало выступления тоже хороший ход. Оно позволит привлечь внимание присутствующих. Например,
Уважаемые друзья! Когда я ехал на наш праздничный вечер, то я вспомнил… Коллеги! Афоризм утверждает: «Дорогу осилит идущий». Я уверен, что эта мысль применима и к нашей компании потому, что…. Уважаемые коллеги! Позвольте привести шокирующий факт…
Высказанные в начале выступления благодарности подчеркивают профессионализм оратора.
Уважаемые сотрудники! Благодарю Вас за Ваши усилия в создании этого мероприятия и приветствую Вас! Позвольте открыть… Дорогие коллеги! Спасибо, что Вы приняли приглашение и посетили …. Уважаемые дамы и господа! Благодарю Вас за внимание к нашей конференции и выражаю уверенность в …
В основной части поздравления сотрудников, акционеров, партнеров руководителю полезно кратко сказать о том,
- Где мы (наша компания, наше объединение, наш холдинг) сейчас находимся;
- Куда мы хотим попасть;
- Что для этого нам нужно сделать (какие качества проявить).
Ошибкой будет вместо поздравления – с праздником, с открытием, с достижением, с завершением - произносить фрагменты годового отчета или увлекаться монологом о будущем. Не стоит путать совещание по стратегическому планированию и позравительную речь. Еще хуже скатиться на критику или констатацию негативных моментов в жизни бизнес-организации.
Не имеет смысла превращать праздник в публичную порку.Наиболее успешные руководители придерживаются принципа: «Хвалить сотрудников – при всех, критиковать – наедине». По мнению организационных психологов, уважение является «психологическим хлебом».
Праздничное событие отличный повод удовлетворить потребность персонала компании в уважении. Размышляя о содержании выступления, руководителю целесообразно помнить, что одна из задач выступления – публично одобрить поощряемое поведение, признать заслуги сотрудников и вселить в них энтузиазм.
Опираясь на одну из признанных теорий мотивации, важно помнить, что мотивирующими факторами, влияющими на результативность персонала, являются:
- Достижения
- Признание
- Работа как таковая
- Ответственность
- Постановка целей
- Продвижение
Признание и положительный результат являются самыми сильными мотиваторами. Поэтому в праздничной речи стоит подчеркивать именно успехи, позитивные тенденции, положительные факты, примеры для подражания. Если очевидных заслуг и достижений у персонала пока нет, то особенно важно придерживаться управленческой аксиомы: «Похвалить при движении к цели важнее, чем при ее достижении».
Как известно, можно обращать внимание и контролировать результат деятельности сотрудников, а можно контролировать процесс достижения результатов. И то, и другие одинаково важно для создания позитивной деловой атмосферы и импульса к улучшению состояния дел.Опытные руководители обычно «ловят на хорошем» своих сотрудников, то есть замечают и публично говорят о позитиве. Неопытные привлекают внимание к негативу, к тому, что не получается.
Однако организационная психология доказала, что концентрация на отрицательном может вызвать уменьшение частоты нежелательного поведения сотрудников, но это не означает, что желательное поведение непременно участится. Обычно на праздничных корпоративных мероприятиях подводят итоги и награждают по результатам работы. Замечательно, если руководитель лично вручает сотрудникам своей компании призы, подарки, премии.
Сам акт публичного вручения имеет для персонала особый смысл. Публичное признание заслуг, возможность подняться на сцену или просто выйти перед всем коллективом, пожать руку руководителю, получить из его рук некий символ успеха – всё это ценно для сотрудника лично и позитивно влияет на корпоративную культуру в целом.
Организуя публичное вручение символов успеха важно продумать процесс таким образом, чтобы он не выглядел формальным и холодным, когда очереди из сотрудников как-будто на конвейере вручают какие-то блага да еще и путают их имена. Если коллектив большой и при этом для руководителя существует необходимость лично вручать и поздравлять персонал, то имеет смысл организовать поздравление по отделам, группам, подразделениям компании.
Деловой этикет выступления предполагает, что, завершая позравительную речь необходимо еще раз поздравить всех собравшихся с праздником, с открытием, с достижением, с завершением и пожелать что-либо, связанное с деловой жизнью и перспективами. Например, Итак, уважаемые друзья! Официальная часть нашего торжественного вечера завершена. Позвольте еще раз поздравить Вас с … и пожелать Вам успехов… (в наступающем году, в следующем квартале, в следующем проекте и проч.)
Уважаемые дамы и господа! Закрывая наше собрание еще раз поздравляю Вас с удачным завершением этого этапа развития и желаю Вам деловых удач в …. В ходе всего выступления целесообразно помнить, что самые востребованные эмоции руководителя в процессе выступления – это энтузиазм и воодушевление. Сотрудники, акционеры, гости, партнеры с признательностью отнесутся к руководителю, который добавит им энергии и улучшит моральный настрой.
Говорение с энтузиазмом порождает и слушание с энтузиазмом. Для произнесения запоминающейся праздничной речи руководителю важно участь, что у него будут не только слушатели, но и зрители.
Поэтому целесообразно продумать свои деловые манеры и язык тела.
Нужно ли улыбаться в ходе выступления?
Улыбка абсолютно необходима. Силу своей улыбки руководитель смело может умножить на количество присутствующих.
- Куда смотреть?
В группе до 15 человек рекомендуется смотреть на каждого попеременно. Длительность контакта глаз не должна превышать 10 секунд.При группе от 15 до 50 рекомендуется смотреть то на каждого, то на каждого пятого.
При группе более 50 человек руководителю следует выделить условно несколько групп примерно по 7 – 10 человек и обращаться по очереди к кому-то одному из каждой группы.
Куда деть руки?
Чтобы произвести наилучшее впечатление, в начале выступления руки необходимо держать в естественном положении вдоль туловища. Одновременно с первыми словами нужно перевести их в «нейтральное» положение: две руки в полусогнутом положении слегка вытянуты вперед, кисти рук сближены. Если надо что-то держать, то целесообразно держать это в одной руке.
Как стоять?
Стоять надо прямо, расправив плечи. Не стоит опираться на трибуну, стол, стул. Ноги нужно расставить на 15 – 30 см. Левая нога чуть выставлена вперед и слегка согнута. Правая нога опорная. Прямая спина. Голова слегка наклонена. Раскачиваться из стороны в сторону не следует. Тело собрано, руки готовы к жестикуляции.Поскольку публичное праздничное выступление – это не рядовое событие, то к репетициям необходимо отнестись серьезно.
На первом этапе репетиций руководителю необходимо молча, «про себя» произнести текст, опираясь на конспект или план. Цель – проверить владение содержанием поздравления.На втором этапе руководитель может произносить речь вслух, чтобы услышать себя. Еще эффективнее записать свою речь на аудиокассету и послушать несколько раз. Цель улучшить собственное звучание.
На третьем этапе руководителю надо сделать пробное выступление перед коллегами, домочадцами, собакой, кошкой, зеркалом. Цель – заметить как выступающий держится и скорректировать мимику, осанку, движения.Разумеется, если руководитель уделяет внимание подготовке и репетирует, то вероятность успеха выступления повышается. Если руководитель полагается на «авось», то, скорее всего результат будет скромным.
Правила праздничного выступления
Руководителю необходимо: Закладывать успех выступления с поздравлением на этапе подготовки. Помнить: Провал в подготовке – подготовка к провалу. Только очень опытные ораторы могут позволить себе импровизировать.Испытывать эмоциональный подъем, радость, воодушевление. Помнить: Положительные эмоции заразительны. Чтобы обрадовать подчиненных и передать им энтузиазм необходимо самому его испытывать (или убедительно сыграть).
Например, позитивными сигналами являются улыбка, контакт глаз, открытые жесты и позы, прямая осанка, умеренная жестикуляция, отсутствие жестов-паразитов, чуть более громкий, чем обычно голос, чуть более быстрый, чем обычно темп речи те и проч. Выглядеть параднее, чем аудитория. Помнить: Праздничный акцент во внешности необходим.
Например, более яркий, чем обычно галстук, цветок в петлице пиджака, более броские, чем обычно украшения для женщины-руководителя, более яркие расцветки делового костюма и проч. Особая ухоженность по случаю праздничного выступления.
Например, специально продуманная прическа, руки, за которые не стыдно, обувь в безупречном состоянии. Говорить кратко и ёмко. Помнить: Краткость сестра таланта и … проявление уважения к аудитории. Сотрудники уже готовы отмечать и веселиться, поэтому слишком длинные поздравительные речи противопоказаны.
Ёмкость достигается за счет использования метафор, цитат, примеров, пословиц, поговорок.
Например, «Сотрудники отдела логистики в завершающемся году как львы набросились на возникшие сложности и стали первыми по итогам года. Поздравляю отдел логистики!»