Внимание на себя
Итак, вы готовитесь к собеседованию. Резюме, одежда, обувь, даже ответы на распространённые вопросы — всё отполировано до блеска. Дополнит идеальный образ исключительный контроль над своим телом.
Походка. Большую часть собеседования вы проведёте сидя в кресле или на стуле. Но ведь до него ещё нужно дойти! Как сделаете вы эти несколько шагов? Уверенно ступая, мелко семеня, чеканя шаг, плывя, аки пава? Где в это время будут ваши руки? Вцепятся в портфель, спрячутся в карманах, расслабленно повиснут вдоль тела?.. нет ответа на вопрос, как они должны быть
Соберитесь — вас начинают оценивать, как только вы появились в поле зрения. В вас хотят видеть уверенного в себе специалиста, а такие товарищи имеют хорошую осанку: они активны и инициативны (позвоночник непринуждённо прямой, т. е.«палку» никто не глотал), груз неудач не давит на плечи (они расправлены), в будущее смотреть не страшно (подбородок поднят), новое не пугает (шаги тверды, но сваи ими не вбиваются). Женщины при ходьбе не должны сильно вилять бёдрами, мужчины — делать слишком большие шаги. Понаблюдайте за собой со стороны: в витринах магазинов, на видеозаписи. Обратите внимание на людей, чьи походки вам нравятся, постарайтесь их копировать. Не ленитесь поправлять себя, когда замечаете, что сутулитесь. Помните, что люди с красивой осанкой неизменно ассоциируются с успешностью!
Приветствие. Для того чтобы поздороваться со своим собеседником, достаточно лёгкого наклона головы или непродолжительного рукопожатия. Последнее особенно распространено между мужчинами, хотя если речь идёт о достаточно высоком посте, то гендерные границы стираются.
Рукопожатие не должно быть слишком сильным (доминировать на собеседовании вам не дадут) и слишком слабым (свидетельство робости). Не задерживайте руку собеседника, желая привлечь его внимание, и не начинайте беседу, пока жмёте руку. Ваша кисть должна быть протянута ребром вниз, то есть не нужно накрывать своей ладонью ладонь собеседника, или давать сделать это ему: в первом случае вы слишком явно претендуете на лидерство, во втором — демонстрируете свою покорность.
Во время рукопожатия люди должны находиться друг от друга на таком расстоянии, чтобы локти были лишь немного согнутыми. Прямой локоть — признак того, что вы стараетесь держаться как можно дальше от собеседника (боитесь его? не уважаете?). Излишне согнутый локоть — вы подошли слишком близко к незнакомому человеку и нарушили его личное пространство, вызвав дискомфорт.
Если вы не пожимаете руку (не любите этого жеста, смущаетесь влажных ладоней и т. д.), ограничьтесь лёгким наклоном головы. Это не должно выглядеть ни как дружеский кивок, ни как раболепский поклон.
В любом случае не забывайте об улыбке. Каким бы человеком ни оказался ваш собеседник, вы должны излучать положительный настрой, дружелюбие и уверенность. Чтобы улыбка не сошла за флирт или самодовольство, улыбайтесь сдержанно, желательно — не показывая зубов. Ваша улыбка должна как бы говорить: «Я пришёл с миром. Давайте обсудим его условия».
Поза. Редко кому удаётся сохранять абсолютное спокойствие во время собеседования, так что хотя бы расположиться на стуле — месте «допроса» — нужно комфортно. Не погружайтесь в него слишком глубоко, как в домашнее кресло (самоуверенности должно быть в меру), но и не присаживайтесь на самый краешек (это создаст впечатление, будто вы готовитесь к побегу).
Осанка. Потренируйтесь дома сидеть прямо, но так, чтобы это не выглядело для вас пыткой. Без шуток! Большинство людей настолько привыкли сутулиться, наваливаться на подлокотник или спинку кресла, что ровная спина вызывает немалые неудобства.
Взгляд. Не опускайте голову во время беседы. Зрительный контакт располагает к беседе, подтверждает, что собеседники друг другу интересны. По мнению психологов, взаимно интересными и выгодными переговоры можно считать тогда, когда на зрительный контакт собеседников пришлось 70% от всего времени общения. Оставшиеся 30% можно смело тратить на пометки в своём ежедневнике и ознакомление с кабинетом, в котором находитесь. Нельзя рассматривать одежду, аксессуары, причёску собеседника, поскольку он может решить, что его оценивают, а это неловко.
Жесты расположения. Чтобы завоевать интерес и доверие собеседника, возьмите на заметку следующие советы для вашего тела.
1. Умеренно жестикулируя, периодически показывайте открытые ладони, но так, чтобы кисти рук были направлены тыльной стороной вниз.
2. Сидите, обратившись корпусом к человеку. Если в процессе разговора он встаёт и ходит по комнате, поворачивайтесь к нему.
3. Аккуратно «отзеркаливайте» жесты собеседника: кладите руки так, как он, так же садитесь. Человек не должен замечать, что его копируют.
4. Слушая собеседника, время от времени утвердительно кивайте, подтверждая, что мысль вам ясна и вы с нею согласны.
5. Лёгкий наклон головы набок также свидетельствует о вашей заинтересованности.
Отталкивающие жесты
Контролировать своё тело нужно и для того, чтобы ненароком не вызвать у собеседника негативных эмоций. Вот действия, которых лучше избегать.
1. Поглаживание/поправление своих волос, усов, одежды.
2. Закусывание или облизывание губы.
3. Взгляд, направленный в пол.
4. Постукивание пальцами.
5. Скрещивание рук на груди.
6. Покачивание ногой.
7. Шуршание бумагой, клацание ручкой.
8. Почёсывание, зевание.
9. Частое покашливание.
Внимание на собеседника
Наблюдая за реакцией, жестами и позой человека, вы можете вовремя остановиться, перевести разговор на другую тему или, наоборот, продолжить начатую. Вот лишь некоторые сигналы, неосознанно подаваемые вашим собеседником.
Глаза
# Расширенные зрачки — в восторге от вас, заинтересован.
# Суженные зрачки — не удивлен ничем, считает вашу историю посредственной.
# Отводит взгляд в сторону во время вашего монолога — не согласен с вами, думает над вашими словами.
# Смотрит вправо — что-то прикидывает, воображает, придумывает.
# Смотрит влево — вспоминает, обращается к своему опыту.
# Прищуривается — думает, что вы что-то скрываете или недоговариваете.
# Почёсывает веко — не верит вам или лжёт сам.
Рот
# Приоткрыл рот — удивлён, увлечён услышанным, хочетчто-то сказать.
# Закусывает губу — беспокоится, размышляет, испытывает разочарование.
# Приподнимает подбородок — принял решение, готов действовать, уверен в себе.
Руки
# Подпирает голову правой рукой — что-то анализирует, просчитывает, вычисляет.
# Подпирает голову левой рукой — фантазирует, мечтает, думает на отвлечённые темы.
# Подпирает щёку рукой, указательный палец на виске — оценивает вас.
# Почёсывает переносицу, висок, глаз, нос — не доверяет вам.
# Почёсывает шею — выражает несогласие, сомнение.
# Потирает ладони — предвкушает что то, выражает готовность действовать.
# Держит руки шпилеобразно (касаясь только кончиками пальцев) — демонстрирует лидерство, уверенность, знание дела и готовность распоряжаться.
# Держит согнутые пальцы у рта — говорит то, чего не хочет или не должен, лжёт.
# Поглаживает подбородок — пытается принять решение, обдумывает что-то.
# Скрестил руки на груди — выражает несогласие, неприятие, тревогу, враждебность.
# Руки закинул за голову — ощущает своё превосходство, демонстрирует лидерство.
Ноги
# Прижимает лодыжки друг к другу — волнуется, чувствует себя неуютно.
# Забрасывает ногу на ногу — держит лёгкую оборону.
# Кладёт ногу на ногу щиколоткой на коленку — демонстрирует пренебрежение, превосходство, нежелание идти на компромисс.
Тело
# Корпус наклонён к вам — заинтересован вами, хочет вас слушать.
# Сидит боком к вам — занял оборонительную позицию.
Учитесь разговаривать!
Язык жестов открывает широкие возможности перед тем, кто научится его понимать и использовать. Обилие значений и нюансов, а также необходимость оценивать их в комплексе и контексте (не отдельно движение рук и положение тела, а одновременно), поначалу может утомлять и запутывать. Однако наградой за усердие станет возможность лучше понимать людей, умение воздействовать на них и, в конечном счёте, создать себе определённый образ. Собеседование — отличная практика для изучения и применения языка жестов, так что практикуйтесь и продолжайте «занятия» уже на постоянном рабочем месте!
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».