С
появлением аварийного комиссара, пострадавший может вздохнуть с облегчением:
наверняка будет проведено тщательное расследование случившегося. Он не только поддержит морально, но и грамотно и квалифицированно
обследовав место происшествия, поспособствует тому, чтобы застрахованному
водителю было чем оплатить ремонт автомобиля.
Аварийные,
или, как их еще называют, страховые комиссары, появились в нашей стране тогда
же, когда и современное, западного образца, страхование. Согласно ст.25
«Закона о страховании»,аварийные комиссары — специалисты, которые «занимаются определением причин
наступления страхового случая и размера убытков».
Основной их функцией является анализ причин и следствий страховых случаев, причем, не только в области страхования автотранспорта. Сделанное ими заключение является поводом для выплаты страховки пострадавшим в воздухе, на суше или на море, на городском производстве или в сельском хозяйстве. В нашей стране наиболее популярны аварийные комиссары автотранспортных средств. О них сегодня и пойдет речь.
В 1998 году появилось «Положение об организации деятельности аварийных комиссаров», в котором изложены основные принципы работы и квалификационные требования к этим специалистам. Пока еще профессия воспринимается как экзотическая, и количество лиц, получивших свидетельство аварийных комиссаров, по данным Всеукраинской Ассоциации Аварийных Комиссаров (ВААК) по итогам 2005 года — около 800. По мнению Антона Юрьевича Булыгина, генерального директора ТОВ «Транспортный ассистанс», практикующих специалистов на сегодняшний день намного меньше. В чем же заключаются их обязанности?
При оформлении страхования автотранспортного средства в договоре указываются случаи (так называемые страховые), при которых компания обязана выплатить своему клиенту деньги за причиненный ущерб. Например, при ДТП, в случае повреждения машины, страхователь может быть уверен, что ремонт оплатит страховая компания. Аварийный комиссар как раз и является тем специалистом, который точно фиксирует все повреждения и предоставляет отчет о них.
Очень важное качество, непременно присущее любому комиссару, — объективность и непредвзятость в определении причин аварии. Этот специалист не только не должен, но и не имеет права «подыгрывать» ни одной из заинтересованных сторон — ни страховщику, ни страхователю. Незря все большее число клиентов доверяет независимым комиссарам, работающим в ассистирующих транспортных компаниях. Таких организаций на рынке Украины немного — порядка десяти, но, судя по спросу на этот вид услуг, возможно, в недалеком будущем их количество значительно возрастет.
На Западе аварийный комиссар — прежде всего, юрист. Его статус позволяет оспаривать действия полиции. В Украине этот специалист не решает правовые или юридические вопросы, его задачи — чисто «технарские».
Комиссары проводят на месте ДТП целый комплекс работ: участвуют в составлении схемы дорожно-транспортного происшествия, следят за правильностью и полнотой ее оформления работниками ГАИ, делают фотоснимки с места происшествия. Помогают клиентам грамотно составлять объяснения относительно обстоятельств аварии, при необходимости организуют эвакуацию машины. Собирают первичные документы, касающиеся страхового события и передают их страховым компаниям. В любое время суток, по звонку страхователя, спешат на место происшествия и не только разбираются в причинах аварии и фиксируют повреждения автомобиля, но, зачастую, оказывают водителю психологическую помощь и поддержку. Ведь попавший в аварию часто находится в состоянии стресса и порой не может адекватно реагировать на действия милиции. Иногда для получения более полной картины происшествия аварийный комиссар проводит сам или организует проведение экспертизы.
— Мы оказываем сервисную услугу водителям, попавшим в сложную ситуацию, и считаем это своей главной задачей, — рассказывает Антон Юрьевич. —Попав в ДТП, пострадавшие зачастую оказываются один на один со своей бедой и не знают, что предпринять в первую очередь. Мы оказываем психологическую и техническую помощь, защищаем наших клиентов, поддерживаем их морально.
После тщательного расследования на месте ДТП комиссар в тишине своего рабочего кабинета составляет аварийный сертификат. Это документ, на основании которого компания принимает решение о том, подпадает ли данный инцидент под страховой случай, и если да — то какую сумму надлежит выплатить страхователю. Здесь же указываются причины аварии и нанесенный автомобилю ущерб.
График работы аварийных комиссаров, как правило, посменный. Двенадцатичасовая смена чередуется с полуторасуточным отдыхом. Приходится трудиться и днем, и ночью: в любой момент может позвонить взволнованный клиент, и надо будет сразу же выезжать к нему на помощь. Хотя, правда, в некоторых объявлениях в интернете указан и обычный график: с 9.00 до 17.00.
Зарплата аварийного комиссара, как правило, состоит из фиксированной ставки и процента за выезд на место аварии. Чем больше выездов — тем больше зарплата. Работодатели справедливо считают, что это правильный, европейский подход к оценке труда, мотивирующий добросовестных работников. Размер вознаграждения — коммерческая тайна, которую нам, к сожалению, в официальном порядке не открыли. Из неофициальных источников стало известно, что она колеблется в пределах $400-600.
Знания и их
применение
Степень ответственности аварийного комиссара довольно высока, поэтому, согласно «Положению», он должен иметь высшее техническое образование и степень либо бакалавра, либо специалиста, либо магистра. Обязательно — свидетельство об окончании курсов аварийных комиссаров. Проучившись две-две с половиной недели, будущий специалист сдает экзамен. В состав квалификационной комиссии, как правило, входят специалисты из общества оценщиков Украины, фонда Госимущества, союза экспертов Украины. Представительский уровень экзаменующих говорит о том, что к комиссарским экзаменам довольно серьезное отношение — работа потребует немалых знаний и точности данных. А это немыслимо без базового, высшего технического образования.
Каждые три года специалист обязан проходить курсы повышения квалификации, обновляя знания из сферы законодательных и технических разработок, методологических новинок. Жизнь-то не стоит на месте. Например, не так давно был изменен порядок учета ДТП. Теперь, если во время происшествия никто не пострадал, представителей автоинспекции можно вообще не вызывать. Аварийный комиссар сам оформит и передаст все необходимые документы в обслуживающее данную территорию подразделение ГАИ. Этот специалист должен уметь и знать очень многое. Во-первых, конечно, конструктивные особенности и принцип работы автотранспорта, причины возникновения неисправностей в машине и методику диагностики. Разумеется, должен уметь управлять авто, ведь аварийный комиссар, добирающийся на место ДТП на своих «двоих», — явление крайне редкое. Минимальный опыт работы в сфере дорожного движения — не менее трех лет. Аварийному комиссару необходимо иметь представление о том, как составляются протокол осмотра места аварии и сертификат, подаваемый в страховую компанию. Он должен досконально знать Правила дорожного движения, нормативные акты, приказы и распоряжения, регламентирующие работу службы ГАИ. Квалифицированно, на равных, вести диалог с инспекторами ГАИ, принимать конструктивные и взвешенные решения, корректно вести себя с милицией и клиентом. Желательно иметь и навыки работы с цифровым фотоаппаратом, различными измерительными приборами.
Если вы отвечаете заявленным требованиям, можете быть спокойны — безработица вам не страшна! Спрос на подобных специалистов достаточно высок. И в страховых, и в ассистанс-компаниях есть вакансии аварийных комиссаров. Многие структуры размещают объявления в прессе и Интернете, тесно сотрудничают с центрами занятости. Поэтому первый шаг в поиске вакантного места — поход в центр занятости. Можно поискать объявления в Интернете: наверняка встретится информация о вакансии аварийного комиссара не только в столице, но и в Одессе, Донецке, Днепропетровске…
Некоторые работодатели рады уже готовому специалисту со свидетельством, некоторые готовы сами обучить профессии. Охотнее всего принимают бывших военных и гаишников, а также имеющих высшее техническое образование и опыт работы с транспортом. Обучение и стажировка в компании займет от одного до трех месяцев.
Работа аварийного комиссара предполагает определенные технические знания и, безусловно, личные качества. Успеха на этом поприще не достичь без правдивости, объективности и обостренного чувства ответственности.
+ |
- |
Востребованность |
Обязательное условие — наличие высшего технического образования |
Возможность трудоустройства для бывших военных, работников ГАИ |
Предполагается работа как днем, так и ночью |
Конкурентоспособная зарплата |
Во многих организациях требуется наличие собственного автомобиля |
Кстати…
По официальным данным, в течение шести месяцев текущего года в Украине
было зарегистрировано 13 404 ДТП
В тему…
За 2006 год страховщиками — членами МТСБУ (Моторно-Транспортное
Страховое Бюро Украины) было реализовано 70 411 полисов ОСАГО
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.