Коротко и ясно
18.01.2008 308 В семнадцать лет первую половину дня можно тратить на скучные лекции в институте; в более позднем возрасте учиться приходится урывками, в промежутках между работой, семьей и другими важными делами вроде сна. Время теперь - предмет роскоши и первой необходимости; ключевое слово в такой ситуации одно - "Скорее!" Вот почему краткосрочное обучение завоевывает все большую популярность.
Под давлением обстоятельств
Жизнь становится быстрее и агрессивнее, сроки решения деловых задач - сжатыми до невозможности, постоянно появляются новые информационные технологии. В таких условиях именно краткосрочное бизнес-обучение дает возможность быстро осваивать требуемые навыки. Курсы такого формата, по мнению Гули Базаровой, директора учебного центра "Центр Кадровых Технологий - XXI век", больше подходят для специалистов, которые хотят, во-первых, систематизировать знания по нужной теме или же овладеть новыми, во-вторых, подтвердить свою квалификацию, убедиться в том, что они "правильно" работают, или, наоборот, понять, где ошибаются, в-третьих, получить новый импульс к работе.
Главный результат краткосрочного обучения - оперативный практический эффект, а не отдаленная перспектива. Причем, как отметила Анна Моносова, генеральный директор компании ARS VITAE, это справедливо для самых разных областей; например, интенсивное изучение языка дает положительный эффект только при немедленном использовании. Тем не менее, вариант "быстрого" освоения знаний является одновременно и более стрессовым для их получателей, поэтому сложность задачи, стоящей перед провайдерами краткосрочного бизнес-образования, возрастает: это не только доступная и качественная подача материала, что составляет половину дела, но и помощь слушателям в его усвоении.
И форму, и сроки, и преподавателей, и даже время суток для проведения тренинга приходится выбирать с особой тщательностью. Занятия должны соответствовать бизнес-целям компании, "быть информативно насыщенными, интересными для участников, не отрывать сотрудников надолго от работы, сочетать в себе различные формы активности" и укладываться в выделенный бюджет, считает Людмила Гериш, руководитель отдела обучения и консалтинга кадрового агентства АКМР.
Задача максиминимума
Краткосрочный формат предполагает минимальный временной промежуток для получения максимального результата. Если говорить о сроках, то, как считает Анна Моносова, все зависит от преследуемых целей:
- изучение теории;
- формирование новых установок и представлений;
- отработка умений и навыков;
- создание инструментов для использования на рабочем месте: стандартов, алгоритмов, договоренностей.
Меньше всего времени из вышеперечисленного требует теоретическая часть. Как правило, вся информация содержится в печатных материалах, а дело преподавателя - изложить ее в запоминающейся, логичной и доступной для понимания форме.
Работа с установками идет быстрее, а результат ее не так очевиден для участников. Но по ходу освоения курса меняется отношение к клиенту, к своей работе; повышается внутренняя мотивация и лояльность к компании; формируется позитивный настрой на решение проблем.
Самое длительное - освоение практических навыков в тех непростых вопросах, которые разбирают на занятиях. Навык - "автоматическое" действие - вырабатывается на тренинге, который длится как минимум неделю. Двух-трех дней хватит лишь на формирование "осознанной" реакции, которая только через три-четыре недели, проведенных на рабочем месте, трансформируется в своего рода привычку.
Обычно по мере закрепления материала происходит фиксация "наработок" группы: например, стандарты приветствия осваивают при "шлифовке" умений устанавливать контакт, а опыт достижения договоренности о проведении корпоративных совещаний - в процессе работы над алгоритмом эффективного совещания.
Далее нужно определиться с формой; по утверждению Людмилы Гериш, классическое деление "лекция, семинар, тренинг" проводится не только по степени активности и вовлеченности участников в учебный процесс. Параметров классификации гораздо больше: это и базовая подготовка, и степень усвоения материала, и общее количество слушателей.
Количество слушателей лекции ограничивается только размерами зала. Материал транслируется преподавателем в режиме односторонней коммуникации, при этом "обратная связь" практически отсутствует, поэтому качество усвоения знаний оценить довольно сложно.
Семинар - менее массовый и более специализированный вид занятий, рассчитанный на точечный разбор интересующих вопросов. Здесь присутствует и элемент интерактива: преподаватель взаимодействует с группой, задает вопросы, инициирует обсуждения. Как правило, численность ограничивается 30 участниками.
И, наконец, тренинг - самый интерактивная форма обучения; основная цель его состоит в развитии конкретных умений и навыков, которых сотруднику не хватает. Каждый присутствующий участвует в занятии самым активным образом, поэтому на объем группы накладываются ограничения более серьезные, чем в случае с лекцией или семинаром.
Вечер трудного дня
Для того чтобы группа взрослых работающих и обремененных заботами людей обучалась чему-либо с энтузиазмом, определиться с вопросом формы и сроков недостаточно. Важно правильно выбрать преподавателя (тренера, коуча), поскольку именно он - центральная фигура любого образовательного курса, и краткосрочного - в первую очередь. И двух часов не продержится ведущий, который:
- не владеет предметом, не знает реальности, не вполне понимает, о чем говорит;
- не умеет перестраиваться и дополнять материал новой информацией;
- не способен говорить сжато, не сбиваясь на смежные темы;
- не улавливает настроения аудитории и не пытается выяснить, что именно интересует людей, сидящих перед ним;
- не владеет ораторским искусством, "бубнит себе под нос", делает слишком длинные паузы, не устанавливает контакт со слушателями, и, судя по его виду, не слишком интересуется самим занятием.
Людмила Гериш отмечает: "С гораздо большим желанием и интересом учатся у тех, за кем просто интересно наблюдать и слушать то, что они говорят".
Организация самого процесса получения знаний также важна. По опыту Александра Володина, директора по маркетингу компании Team Training, в крупных корпорациях часто бывает так, что большая часть образовательных мероприятий проходит "по разнарядке", без учета интересов сотрудников и уж тем более их личных планов, скажем, на выходные. "Если руководство компании назначает занятия и на субботу, и на воскресенье, то вполне естественно, что сотрудник, в планы которого вмешались, постарается свое раздражение выплеснуть - и сделает это на том же самом тренинге", - отмечает он. Поэтому организаторы занятий стараются убедить первых лиц в том, что правильнее учиться в рабочие дни или так, чтобы не все выходные были заняты.
В любом случае, если в группе возникают проблемы из-за неудачно выбранного времени или же плохих отношений между людьми, на "преодоление сопротивления" тренеру приходится тратить от 15 минут до половины рабочего дня. По словам Александра Володина, меньше всего трудностей возникает, когда на занятия приходят сами инициаторы повышения квалификации или же курс вначале проходят первые лица компании, тогда для остальных сотрудников это становится и примером, и мотивацией. Анна Моносова уверена в том, что заинтересованность здесь особенно важна, поскольку "немотивированный, и, следовательно, не полностью включившийся в процесс участник попросту не способен осваивать большой объем информации за короткое время".
Проводить краткосрочное обучение приходится и по вечерам, и после обеда; если это не курсы экстремального вождения, и без того проходящие весьма оживленно, у тренера должен быть запас специальных упражнений, центраций, которые помогают участникам собраться и сконцентрироваться. Александр Володин пояснил: "Людей нужно бывает "встряхнуть", заставив самих работать над проблемой; иногда центрации связаны с обсуждаемой тематикой, иногда нет, но лучше всего, когда они служат своеобразными "мостиками" между двумя порциями информации".
Новинки на рынке
Как рассказывает Людмила Гериш, довольно интенсивно развивается модульная система - цикл тренингов или семинаров, посвященных детальной проработке темы. Она не является непрерывной, и, во-первых, предполагает нечастое и недолгое отсутствие сотрудника на рабочем месте; во-вторых, отводит время на выполнение домашнего задания. В интервалах между занятиями есть возможность обдумать и применить на практике услышанное и увиденное.
На данный момент такие программы представлены в двух видах. Суть первого состоит в том, что основная тема всего цикла разбирается последовательно: это может быть тренинг продаж, в котором каждый блок соответствует отдельному этапу всего процесса. Поэтому для того, чтобы в совершенстве овладеть техникой, участнику нужно пройти модуль за модулем.
Второй вариант представляет собой цикл тренингов, объединенных общей тематикой, но не связанных жесткой временной последовательностью. Например, в тренинге для тренеров каждый блок посвящен определенному методическому элементу (модерация, ролевые игры, разрешение сложных ситуаций, работа в малых группах и т.д.). Участники занятий могут самостоятельно выбирать самые актуальные и интересные для себя темы.
Для решения нестандартных задач придумывают новые формы; например, одна из московских тренинговых компаний ввела программу "Учебный завтрак для бухгалтера". Хорошо известно, что целевая аудитория - люди крайне занятые; кроме того, на обычных семинарах ввиду переполненности групп нет возможности поднять все животрепещущие проблемы. Поэтому направленное на рассмотрение самых актуальных вопросов обучение, основная нагрузка которого приходится на первую половину дня, пришлось очень кстати.
Кроме того, в моде снова "хорошо забытое старое" - формат конференций: участники, как и прежде, могут знакомиться с коллегами по бизнесу, обмениваться опытом и обсуждать наболевшие вопросы.
Источник make-money.net.ua