RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. На работе
  5. Офисные "черепахи"

Офисные "черепахи"

1.11.2007 3567

Отказ от террора

Нередко работникам офисов приходится сообщать своему руководству о возможном или предстоящем опоздании при помощи SMS. Однако зачастую это не спасает ситуацию, и ждать пощады от руководства не приходится. «В нашей компании не принято опаздывать на работу. Если в 9.01 сотрудник еще в пути, он в обязательном порядке предупреждает своего непосредственного руководителя о причине задержки. В случае необоснованного опоздания сотрудника после 9.30, например, к нему уже могут быть применены штрафные санкции в размере от 10% до 25 % от суммарного ежемесячного дохода в зависимости от того, первый это случай или опоздания уже допускались», – говорит начальник отдела кадрового учета и компенсаций СК Allianz Лилия Калина. Впрочем, столь радикальные методы борьбы с опаздывающими относятся к разряду исключений. «Материально мы нарушителей не наказываем», – утверждает директор по персоналу корпорации «Украинская финансовая группа» Алла Новикова. То же самое касается большинства отечественных компаний, где максимальное наказание за периодические опоздания выливается в замечания или выговор.

Эксперты утверждают, что в последнее время усилилась тенденция к тому, что «дисциплинарные расстройства» сотрудников компаний лечатся отсутствием «пряника», а не штрафами, как это было принято еще 2–3 года назад.

«Когда звучит слово «штраф», речь, скорее всего, идет об украинской или российской, а не международной компании. Практика наказания гривней сегодня встречается крайне редко. Все чаще поощряются дисциплинированные сотрудники», – говорит региональный менеджер компании World Staff Виталий Михайлов. Многие отечественные управленцы списывают опоздания на особенности украинского менталитета и придумывают изящные и утонченные методы борьбы с ними. Весьма популярен метод «удвоения». Опоздание на час в конце дня отрабатывается в двойном размере – то есть рабочий день «виновника» продлевается на 2 часа. При этом человек не чувствует себя наказанным. Нередко в компаниях применяют систему всеобщего порицания: например, список «сонь» и «пробочников» вывешивается на доске почета или рассылается коллективу по электронной почте.

Репутация любой ценой

Больше всего руководителей «опозданцев» беспокоит имидж компании, который может пострадать от неаккуратного отношения подчиненных к рабочему графику. «Допустим, клиент пришел в 9.03 в страховую компанию за полисом «автогражданки» или в банк с желанием положить на депозит кровно заработанные деньги, и не обнаружил клиент-менеджера на рабочем месте. Вряд ли он станет в дальнейшем доверять этой компании. И это касается не только клиент-менеджера, ведь его операцию «за кадром» оформляют бухгалтера и бек-офис, IT-шники поддерживают операционную программу, администратор сопровождает, а юрисконсульт разъясняет спорные вопросы договоров. Если их нет, то результат обслуживания клиента будет равнозначно отрицательным», – считает Алла Новикова.

Пробки – не аргумент

Управленцы в один голос уверяют, что объективных факторов в опозданиях намного меньше, нежели субъективных. Сегодня наиболее распространенным оправданием опаздывающих на работу сотрудников является привычное слово «пробка». Особенно это касается столичных менеджеров. Впрочем, многие управленцы не считают сложную ситуацию на дорогах достаточным поводом для нарушителей режима работы, принятого в компании. «Мы все живем в одном городе и сталкиваемся с одинаковыми транспортными проблемами. Однако, есть люди, которые всегда вовремя будут на рабочем месте, а есть те, которые постоянно «попадают в пробки», – сетует госпожа Шинкаренко. Более того, в некоторых компаниях заторы считают фактором, позитивно влияющим на дисциплину. «Наличие пробок на дорогах порой оказывает благоприятное воздействие на соблюдение рабочего графика. Сотрудники приезжают на работу до того, как появляются заторы, то есть к 8 или 8.30», – рассказывает Лилия Калина.

Исскуство оправдываться

Именно «пробки» удерживают пальму первенства в списке отговорок постоянно опаздывающих сотрудников. Не менее популярными становятся вариации на тему ЖЭКов или сантехников. Заканчивают тройку лидеров – отсутствие воды в кране, тихо звонящий будильник, сломанный фен, утюг или чайник. «Одна моя подчиненная регулярно опаздывала на работу. Продолжалось это около двух месяцев, и никакие угрозы или уговоры не помогали. Причины опозданий на работы всегда были очень креативными: начиная от «бабушки через дорогу» и пожаром в подъезде, заканчивая потерянным ключом от шкафа с одеждой, падением в лужу и, как следствие, необходимостью переодеться. Устранить проблему помог откровенный разговор с коллегой за бутылочкой пива. Оказалось, что по натуре она «сова» и работоспособность с утра у нее очень низка. Мы выстроили новый график работы», – делится с «24» своим опытом начальник отдела продаж одного автомобильного холдинга. В этой связи многие управленцы выходом из ситуации для любителей считают откровенное признание. Поскольку ничто так не раздражает начальника, как банальная ложь. «На самом деле «проспать» – бывает в жизни у каждого человека. И это – нормально, если, конечно, не становится вредной привычкой. Хотя некоторые предпочитают анекдотические объяснения, например, по привычке поехал по маршруту предыдущей работы», – говорит госпожа Новикова.

КЗоТ

Законом предусмотрено всего три меры наказания опаздывающих сотрудников: замечание, выговор и увольнение. Ни один из них не является панацеей для работодателя. Вынесение замечаний и выговоров сопряжено со множеством формальностей. В соответствии со статьей 147 Кодекса законов о труде Украины за нарушение трудовой дисциплины (без уважительных причин) к работнику могут быть применены только выговор или увольнение. То есть за опоздание без уважительных причин он может получить выговор, а повторное нарушение может повлечь за собой увольнению работника согласно п. 3 ст. 40 КзоТ (систематическое невыполнение лицом без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания). Или в соответствии с п. 4 ст. 40 КзоТ (прогул, в том числе отсутствие на работе более трех часов на протяжении рабочего дня без уважительных причин). Согласно статье 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях самовольное применение работодателем штрафов является нарушением трудового законодательства, что может повлечь за собой административную ответственность. В соответствии со статьей 233 КзоТ работник, который незаконно привлечен к ответственности, может обжаловать действия работодателя в Госинспекции труда, органах прокуратуры или в суде на протяжении трех месяцев с момента, как он узнал о наложении на него взыскания».

Парная дисциплина

В России прошел чемпионат объяснительных записок, в котором участвовали оригинальные оправдания на тему прогулов или опозданий. Среди записок встречались такие нетипичные причины для задержек, как: «Порезал нос, когда брился, не мог найти пластырь» или «Покрасили подъезд, и я при выходе прилип к полу».

Конкурс носил скорее шуточный характер. Однако проблема систематических опозданий сотрудников для многих корпораций стоит очень остро. Попытки научить своих сотрудников пунктуальности приводят даже к тому, что кадровые менеджеры группируют работников по парам – чтобы они следили друг за другом. Руководители компаний беспокоятся о постоянных опозданиях своих подчиненных не зря. По мнению психологов, регулярные задержки сотрудников свидетельствуют о негативной корпоративной атмосфере. Обычно опоздания вызваны недовольством работой, коллегами. Страх перед гневом босса провоцирует человека максимально затягивать сборы, а его позднее прибытие на работу еще больше усугубляет ситуацию. Чем заставлять писать сотрудника объяснительные записки, которые попросту озлобляют, менеджеру по персоналу гораздо логичнее задуматься о реальных причинах опоздания. Если глубинных причин у хронического «опоздуна» нет, а на работу он приходит не вовремя исключительно из-за безалаберности, кадровые менеджеры рекомендуют приставить к талантливому прогульщику надзирателя. Когда они будут действовать в связке, рабочая лошадка, постоянно следя и контролируя творческую личность, сможет заставить ее быть исполнительной и даже пунктуальной.

Читайте также

  • Як скласти привабливе для роботодавців резюме?24 Февраль, 2025

    Ідеального зразка резюме не існує. Якщо погуглити «шаблони написання резюме», ми наткнемося на десятки, якщо не сотні, варіантів. Що ж робити, якщо хочеться скласти привабливе для роботодавців резюме?

  • Зник інтерес до роботи? Ось поради, як підвищити мотивацію21 Февраль, 2025

    Не кожну роботу можна виконувати механічно й рутинно, не піклуючись про мотивацію, натхнення й інші високі матерії. Як діяти в ситуації, коли дійсно зник інтерес до роботи? З’ясовуємо, як підвищити мотивацію, щоб ваша професійна діяльність отримала «друге дихання».

  • Гроші, гени, здоров’я: вміння заробляти передається в спадок?19 Февраль, 2025

    Недавнє комплексне дослідження, яке здійснила низка університетів з усього світу, виявила цікаву річ: зв’язок між генами людини, її здоров’ям і вмінням заробляти гроші. Розбираємося разом із Jobs.ua, в чому полягає суть дослідження, і яке значення воно має для кожного з нас.

  • Що запитати в кандидата, щоб отримати його «так»?17 Февраль, 2025

    Знайти ідеального працівника на важливу посаду не так уже й складно. А от переконати його пристати на вашу пропозицію — ще той квест. В цій статті вчимося ставити правильні, коректні питання кандидату, щоб він погодився на вашу пропозицію.

  • Чому ми полишаємо вивчення англійської на пів дорозі?14 Февраль, 2025

    Ох уже ця англійська! Куди не глянь, в сучасному світі без неї не обійтися. І поки друзі та колеги вільно — чи майже вільно — знають цю прекрасну мову, ви ніяк не зберетеся її вивчити. Знайомо? Якщо так, Jobs.ua пропонує розглянути найпоширеніші проблеми, чому ми кидаємо вчити англійську на пів дорозі.


↑ Наверх