UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. На роботі
  5. Офисные "черепахи"

Офисные "черепахи"

1.11.2007 3559

Отказ от террора

Нередко работникам офисов приходится сообщать своему руководству о возможном или предстоящем опоздании при помощи SMS. Однако зачастую это не спасает ситуацию, и ждать пощады от руководства не приходится. «В нашей компании не принято опаздывать на работу. Если в 9.01 сотрудник еще в пути, он в обязательном порядке предупреждает своего непосредственного руководителя о причине задержки. В случае необоснованного опоздания сотрудника после 9.30, например, к нему уже могут быть применены штрафные санкции в размере от 10% до 25 % от суммарного ежемесячного дохода в зависимости от того, первый это случай или опоздания уже допускались», – говорит начальник отдела кадрового учета и компенсаций СК Allianz Лилия Калина. Впрочем, столь радикальные методы борьбы с опаздывающими относятся к разряду исключений. «Материально мы нарушителей не наказываем», – утверждает директор по персоналу корпорации «Украинская финансовая группа» Алла Новикова. То же самое касается большинства отечественных компаний, где максимальное наказание за периодические опоздания выливается в замечания или выговор.

Эксперты утверждают, что в последнее время усилилась тенденция к тому, что «дисциплинарные расстройства» сотрудников компаний лечатся отсутствием «пряника», а не штрафами, как это было принято еще 2–3 года назад.

«Когда звучит слово «штраф», речь, скорее всего, идет об украинской или российской, а не международной компании. Практика наказания гривней сегодня встречается крайне редко. Все чаще поощряются дисциплинированные сотрудники», – говорит региональный менеджер компании World Staff Виталий Михайлов. Многие отечественные управленцы списывают опоздания на особенности украинского менталитета и придумывают изящные и утонченные методы борьбы с ними. Весьма популярен метод «удвоения». Опоздание на час в конце дня отрабатывается в двойном размере – то есть рабочий день «виновника» продлевается на 2 часа. При этом человек не чувствует себя наказанным. Нередко в компаниях применяют систему всеобщего порицания: например, список «сонь» и «пробочников» вывешивается на доске почета или рассылается коллективу по электронной почте.

Репутация любой ценой

Больше всего руководителей «опозданцев» беспокоит имидж компании, который может пострадать от неаккуратного отношения подчиненных к рабочему графику. «Допустим, клиент пришел в 9.03 в страховую компанию за полисом «автогражданки» или в банк с желанием положить на депозит кровно заработанные деньги, и не обнаружил клиент-менеджера на рабочем месте. Вряд ли он станет в дальнейшем доверять этой компании. И это касается не только клиент-менеджера, ведь его операцию «за кадром» оформляют бухгалтера и бек-офис, IT-шники поддерживают операционную программу, администратор сопровождает, а юрисконсульт разъясняет спорные вопросы договоров. Если их нет, то результат обслуживания клиента будет равнозначно отрицательным», – считает Алла Новикова.

Пробки – не аргумент

Управленцы в один голос уверяют, что объективных факторов в опозданиях намного меньше, нежели субъективных. Сегодня наиболее распространенным оправданием опаздывающих на работу сотрудников является привычное слово «пробка». Особенно это касается столичных менеджеров. Впрочем, многие управленцы не считают сложную ситуацию на дорогах достаточным поводом для нарушителей режима работы, принятого в компании. «Мы все живем в одном городе и сталкиваемся с одинаковыми транспортными проблемами. Однако, есть люди, которые всегда вовремя будут на рабочем месте, а есть те, которые постоянно «попадают в пробки», – сетует госпожа Шинкаренко. Более того, в некоторых компаниях заторы считают фактором, позитивно влияющим на дисциплину. «Наличие пробок на дорогах порой оказывает благоприятное воздействие на соблюдение рабочего графика. Сотрудники приезжают на работу до того, как появляются заторы, то есть к 8 или 8.30», – рассказывает Лилия Калина.

Исскуство оправдываться

Именно «пробки» удерживают пальму первенства в списке отговорок постоянно опаздывающих сотрудников. Не менее популярными становятся вариации на тему ЖЭКов или сантехников. Заканчивают тройку лидеров – отсутствие воды в кране, тихо звонящий будильник, сломанный фен, утюг или чайник. «Одна моя подчиненная регулярно опаздывала на работу. Продолжалось это около двух месяцев, и никакие угрозы или уговоры не помогали. Причины опозданий на работы всегда были очень креативными: начиная от «бабушки через дорогу» и пожаром в подъезде, заканчивая потерянным ключом от шкафа с одеждой, падением в лужу и, как следствие, необходимостью переодеться. Устранить проблему помог откровенный разговор с коллегой за бутылочкой пива. Оказалось, что по натуре она «сова» и работоспособность с утра у нее очень низка. Мы выстроили новый график работы», – делится с «24» своим опытом начальник отдела продаж одного автомобильного холдинга. В этой связи многие управленцы выходом из ситуации для любителей считают откровенное признание. Поскольку ничто так не раздражает начальника, как банальная ложь. «На самом деле «проспать» – бывает в жизни у каждого человека. И это – нормально, если, конечно, не становится вредной привычкой. Хотя некоторые предпочитают анекдотические объяснения, например, по привычке поехал по маршруту предыдущей работы», – говорит госпожа Новикова.

КЗоТ

Законом предусмотрено всего три меры наказания опаздывающих сотрудников: замечание, выговор и увольнение. Ни один из них не является панацеей для работодателя. Вынесение замечаний и выговоров сопряжено со множеством формальностей. В соответствии со статьей 147 Кодекса законов о труде Украины за нарушение трудовой дисциплины (без уважительных причин) к работнику могут быть применены только выговор или увольнение. То есть за опоздание без уважительных причин он может получить выговор, а повторное нарушение может повлечь за собой увольнению работника согласно п. 3 ст. 40 КзоТ (систематическое невыполнение лицом без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания). Или в соответствии с п. 4 ст. 40 КзоТ (прогул, в том числе отсутствие на работе более трех часов на протяжении рабочего дня без уважительных причин). Согласно статье 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях самовольное применение работодателем штрафов является нарушением трудового законодательства, что может повлечь за собой административную ответственность. В соответствии со статьей 233 КзоТ работник, который незаконно привлечен к ответственности, может обжаловать действия работодателя в Госинспекции труда, органах прокуратуры или в суде на протяжении трех месяцев с момента, как он узнал о наложении на него взыскания».

Парная дисциплина

В России прошел чемпионат объяснительных записок, в котором участвовали оригинальные оправдания на тему прогулов или опозданий. Среди записок встречались такие нетипичные причины для задержек, как: «Порезал нос, когда брился, не мог найти пластырь» или «Покрасили подъезд, и я при выходе прилип к полу».

Конкурс носил скорее шуточный характер. Однако проблема систематических опозданий сотрудников для многих корпораций стоит очень остро. Попытки научить своих сотрудников пунктуальности приводят даже к тому, что кадровые менеджеры группируют работников по парам – чтобы они следили друг за другом. Руководители компаний беспокоятся о постоянных опозданиях своих подчиненных не зря. По мнению психологов, регулярные задержки сотрудников свидетельствуют о негативной корпоративной атмосфере. Обычно опоздания вызваны недовольством работой, коллегами. Страх перед гневом босса провоцирует человека максимально затягивать сборы, а его позднее прибытие на работу еще больше усугубляет ситуацию. Чем заставлять писать сотрудника объяснительные записки, которые попросту озлобляют, менеджеру по персоналу гораздо логичнее задуматься о реальных причинах опоздания. Если глубинных причин у хронического «опоздуна» нет, а на работу он приходит не вовремя исключительно из-за безалаберности, кадровые менеджеры рекомендуют приставить к талантливому прогульщику надзирателя. Когда они будут действовать в связке, рабочая лошадка, постоянно следя и контролируя творческую личность, сможет заставить ее быть исполнительной и даже пунктуальной.

Читайте також

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


Часто шукають

↑ Вгору