Во время прохождения практики в одной известной компании, работающей на рынке FMCG, юные студенты-маркетологи уговорили руководство провести ребрендинг торговой марки. И это дорогостоящее мероприятие принесло положительные плоды — прибыль предприятия значительно выросла. Разумеется, в бизнес-практике подобные случаи — скорее исключение, чем правило, однако все больше компаний организовывают программы стажировок и готовы стать наставниками для будущих профи.
Не отказываются от дополнительных рабочих рук и в туристической компании ООО «Агентство «Пан Укрейн». «В вузах знают, что мы всегда с удовольствием берем стажеров, и присылают студентов. Иногда ребята обращаются к нам напрямую. Некоторые из них остаются работать», — рассказала Наталья Померанская, руководитель отдела продаж ООО «Агентство «Пан Укрейн» (штат — 60 чел.). А вот Илья Сурковский, руководитель ООО «Трим» (полиграфические услуги, штат — 28 чел.), поведал журналистам «ВД», что зарекся приглашать стажеров после того, как вместе с ними из офиса пропали несколько дорогостоящих картриджей к профессиональному оборудованию и мобильный телефон одного из сотрудников.
Разумеется, в классическом понимании программы стажировок и прохождение практики студентами предполагают совершенно разный подход к подобным мероприятиям. Стажироваться, а точнее — повышать квалификацию, могут и весьма квалифицированные сотрудники, а вот практику на предприятиях проходят исключительно «зеленые» студенты. Однако в «быту» мало кто разделяет эти понятия. Не вдаваясь в терминологические тонкости, журналисты «ВД» попытались разобраться, в чем руководители компаний видят плюсы и минусы работы молодых приходящих сотрудников.
Пополняя ряды
«В привлечении молодых людей мы видим одни лишь положительные моменты», — рассказал Александр Карпенко, инженер ООО «Техбудмеханiка» (демонтаж промышленных и жилых зданий, штат — около 50 чел.). — Никаких проблем и происшествий с практикантами никогда не было. Наши сотрудники не возражают против того, чтобы учить и опекать молодежь. Стараются помогать, прощают ошибки. В результате 90% практикантов остаются работать в компании». И действительно, многие компании видят отличную возможность сформировать кадровый резерв, при этом не тратя значительные суммы на поиск специалистов. Кроме того, это позволяет испытать в деле потенциальных сотрудников. Ведь на собеседовании порой нелегко бывает обнаружить неприемлемые для компании качества или реакции внешне успешного человека. «Молодые люди могут быть излишне амбициозны. У нас был случай, когда стажер, с которым две недели возились все сотрудники, объясняя азы профессии, в ответ на просьбу завезти документы партнерам заявил, что не нанимался работать курьером. Разумеется, после этого вопрос о возможном продолжении его карьеры у нас в компании отпал сам собой», — рассказала Раиса Сотенко, менеджер по персоналу РА «Агат» (производство и размещение наружной рекламы, штат — 26 чел.).
Эксперты обращают внимание и на тот факт, что молодые люди, взращенные в компании, в случае их последующего трудоустройства проявляют более высокую лояльность. И, в отличие от сотрудников, уже имеющих за плечами опыт работы в различных фирмах, они быстрее и легче принимают правила корпоративной культуры. В связи с этим в некоторых компаниях разработаны специальные программы стажировок, предполагающие последующий отбор и трудоустройство лучших.
«Обычно программы стажировок наиболее тщательно и продуманно разрабатываются в крупных международных компаниях. В них существуют свои стандарты обучения, требования к претендентам. Например, не так давно я слышала о компании, честь поработать в которой может быть предоставлена только круглым отличникам», — сообщила Раиса Сотенко. В то же время, по результатам нашего мини-опроса, далеко не все отечественные предприятия готовы «на лету» подхватывать молодых перспективных специалистов. Оксана Солонникова, специалист по подбору персонала компании WST-консалтинг (кадровый консалтинг, штат — 7 чел.), объясняет такое положение дел отсутствием четких корпоративных стандартов и требований к сотрудникам, а также такой характерной особенностью украинских компаний, как предпочтение тактических решений в ущерб стратегическим. «В отличие от зарубежных корпораций, имеющих давние традиции и, порой, вековую историю, отечественным предприятиям, не избалованным политической и экономической стабильностью, нелегко думать о завтрашнем дне. Все решения должны приниматься быстро, в зависимости от обстановки. Та же тенденция наблюдается и в кадровой политике. Вместо долгосрочного планирования по отбору и привлечению потенциально интересных для компании людей приходится латать дыры. Возможно, со временем, когда украинский бизнес окрепнет и сможет думать о будущем, ситуация изменится».
Кто кому должен
Впрочем, временные и интеллектуальные затраты работающих сотрудников, потраченные на обучение молодых и «зеленых», не всегда могут быть компенсированы пользой, которую последние способны принести компании.
Например, в торговых компаниях, работающих с корпоративными клиентами, где и цена ошибки, и материальная ответственность за результат может быть высока, стажеров не очень жалуют. Особенно это касается компаний, заработок менеджера в которых напрямую зависит от объема его личных продаж. Разумеется, тратить время на «зеленую поросль», обучая ее всем премудростям, да еще и за счет собственного заработка, мало кому захочется.
Совсем иначе обстоит дело в компаниях, бизнес которых ориентирован на массового потребителя. Молодых людей охотно привлекают к работе с покупателями, резонно полагая, что с подобной работой могут справиться те, кто успешно прошел вводный курс, который в различных компаниях длится от нескольких часов до нескольких дней.
В компаниях, бизнес которых связан с высокими технологиями или ноу-хау, нередко побаиваются происков конкурентов. «Засланный казачок», попав в компанию под видом стажера, способен не столько получить ценную информацию, сколько нанести вред, например, умышленно запустить компьютерный вирус в систему или иным способом нарушить работу компании. По мнению Сергея Крахта, руководившего в прошлом службой безопасности крупного промышленного холдинга, такие шпионы и диверсанты среди стажеров не так уж и редки. «Я бы посоветовал не брать людей «с улицы». Пусть это будут знакомые или родственники проверенных сотрудников, которые могут поручиться за своих подопечных. В крайнем случае, это могут быть отобранные в дружественном вузе студенты», — полагает г-н Крахт.
Особая тема — оплата труда стажеров и практикантов. В некоторых компаниях молодые люди получают небольшую зарплату или премиальные, в некоторых — набираются опыта, своим трудом компенсируя затраты на обучение. И крайне редко встречаются случаи, когда «за науку» и возможность поработать платить приходится самим стажерам.
Куда пошлют
В любом бизнесе существует определенный процент скучной, неблагодарной и рутинной работы. Если цена ошибки велика, — к такому труду привлекают людей опытных, компенсируя неинтересную работу приличной зарплатой. А если риск для дела минимален, различные раздражающие сотрудников дела с удовольствием отдают практикующейся молодежи.
«Дополнительные рабочие руки всегда нужны. Конечно, о важной работе речь не идет. Но если в разгар сезона есть кто-то, кому можно поручить отправить факс или выполнить другие мелкие поручения, это очень кстати», — считает Наталья Померанская. Многие студенты рады такой возможности получить минимальные представления о своей будущей профессии. Однако далеко не все практиканты готовы брать на себя малоинтересные вспомогательные функции. И когда оказывается, что учить профессиональным тонкостям никто никого не собирался, молодежь теряет интерес к работе, ищет возможность всеми правдами и неправдами поскорее закончить подобное «погружение» во взрослую жизнь. «Когда я сама была студенткой и собиралась проходить практику в одной известной компании, мой отец посоветовал мне отказаться от этого предложения и выбрать небольшую фирму, где все были на виду и можно было окунуться в атмосферу рабочих будней. Он сказал мне: «Любая работа, которой можно научить самую умную обезьяну, — недостойна человека», — поведала Раиса Сотенко. Тем не менее, по мнению наших экспертов, большинство руководителей компаний не готовы поручать сколько-нибудь творческую и ответственную работу практикантам. В то время как на вакансиях промоутеров, мерчандайзеров, операторов ПК, помощников секретарей или продавцов стажеров рады видеть всегда. Исключение составляют лишь студенты «дефицитных» специальностей — будущие архитекторы, строители, радиоэлектронщики, программисты, специалисты по информационной безопасности. Для них специалисты компаний прямо в вузовских аудиториях проводят презентации, рассказывая о деятельности своих компаний и возможности трудоустройства.
Чтобы не ошибиться
При выборе молодых людей с «нулевым» опытом работы эксперты советуют ориентироваться на общий уровень подготовки, эрудицию и степень личностной зрелости. Именно последнее качество поможет определить, насколько серьезно молодой человек будет относиться к поставленным задачам.
С точки зрения кадровой безопасности очень важно выяснить, нет ли у будущего практиканта друзей или родственников, работающих в конкурирующих компаниях. Для этого лучше всего использовать специально разработанные анкеты, включающие уточняющие вопросы.
Организация работы со стажерами должна быть четкой, понятной всем участникам процесса и предполагать материальную заинтересованность. В противном случае можно столкнуться с прямым саботажем опытных сотрудников, не желающих тратить свое рабочее время на обучение самих практикантов.
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?