Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
В организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конфликт может иметь как положительный, так и отрицательный характер.
Например: человек, который на обсуждении проблемы спорит лишь потому, что не спорить не может, снизит уважение к себе и уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Налицо отрицательный характер конфликта.
Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это может привести к более эффективному выполнению планов и стратегии, т.к. обсуждение проводится совместными усилиями. То есть, в данном случае конфликт ведет к повышению эффективности работы в организации.
Каковы же причины конфликтов?
1. Распределение ресурсов.
Даже в крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы эффективнее достичь целей организации. Необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным конфликтам.
2. Различия в целях.
Компания растет и дробится на подразделения, которые могут сами формулировать свои цели и чаще уделяют внимания больше своим целям, чем целям всей организации. Для отдельных работников целью становится удовлетворение своих потребностей – во власти, влиянии, самореализации и т.д., что также приводит к конфликту.
3. Различия в манере поведения и жизненном опыте.
Эти различия могут увеличить возможность возникновения конфликта. Встречаются люди, которые враждебно настроены и оспаривают каждое слово, такие личности создают вокруг себя конфликтную атмосферу.
Существует несколько способов управления конфликтной ситуацией. Они делятся на структурные и межличностные.
Структурные:
Разъяснение требований к работе. Нужно объяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника: параметры, система полномочий, ответственность и правила.
Координационные механизмы. Установление иерархии полномочий во взаимодействии людей, регулирование информационных потоков внутри организации.
Общеорганизационные меры. Это совместные усилия отделов и групп сотрудников.
Межличностные:
Уклонение – человек старается уйти от конфликта.
Принуждение – человек старается заставить других принять его точку зрения.
Компромисс – принятие точки зрения другой стороны, но в некоторой степени.
Правила разрешения конфликтов.
Определите проблему как цель.
Определите решения проблемы, приемлемые для всех сторон.
Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах.
Во время общения создайте положительное отношение друг к другу.
В позитивной атмосфере и дело спорится!
У вашому оточенні є люди, які говорять так швидко і нерозбірливо, що нічого не збагнеш? Але навіть такі люди можуть заговорити чітко і переконливо, якщо скористаються добіркою чудових вправ для дикції, які підготував Jobs.ua.
Ви знали, що один цікавий тест на визначення профпридатності допоміг незвичайному в’язню втекти з в’язниці? Поговоримо про це в статті, а також з’ясуємо, які популярні тести стануть орієнтиром у визначенні ваших сильних сторін і вибору професійної кар’єри.
Портал з працевлаштування і пошуку роботи Jobs.ua поставив низку питань штучному інтелекту Grok від X, щоб дізнатися, що думає цей ШІ про перспективи такої цікавої, потрібної і важливої в літературному світі професії, як літературний агент.
Розглянемо в статті метод STAR, щоб ваші відповіді на співбесідах набрали структурованого вигляду, були логічними, зрозумілими і переконливими.
Пошукачам не подобається формат групової співбесіди, та ейчари іноді вдаються до нього. Навіщо вони це роблять? Давайте з’ясуємо разом із Jobs.ua, а ще розглянемо переваги й недоліки групової співбесіди.