Желающим получить диплом MBA все сложнее выбрать бизнес-школу. Рейтингов бизнес-школ становится все больше, при их составлении применяются разные методологии, школы оцениваются по разным критериям.
Такие печатные издания, как Financial Times, Wall Street Journal и Business Week, регулярно заказывают составление рейтингов бизнес-школ. "Рейтинги бизнес-школ стали настолько популярными, что сегодня их публикуют шесть крупных изданий, - говорит Ким Китинг, директор по связям с общественностью бизнес-школы Tuck в Дартмуте. - Однако здесь важно помнить, что каждый рейтинг оценивает школы немножко по-своему".
Например, рейтинг
Wall Street Journal составляется исходя из того, как выглядит школа в глазах корпоративных работодателей. А при составлении рейтинга
Business Week учитываются результаты опросов как работодателей, так и самих студентов.
Хотя здесь кроется и одно из уязвимых мест этого рейтинга, поскольку студенту выгодно хорошо отзываться о своей школе и тем самым способствовать повышению ее рейтинга. Кроме того, Business Week отдает явное предпочтение американским бизнес-школам. Число европейских студентов составляет не более 10% опрошенных.
Financial Times в большей степени полагается на более или менее объективные данные, например "размер зарплаты через три года после окончания школы" или "число студентов с докторской степенью". По сравнению с двумя предыдущими рейтингами рейтинг Financial Times представляется более глобальным.
Уязвимые места рейтинга в том, что, оценивая школу, например, по размеру зарплаты "через три года после окончания школы", он ставит в более выгодное положение школы, у которых более тесные связи с инвестиционными банками.
Наиболее противоречивым представляется рейтинг
Wall Street Journal. Например, при его составлении работодателей просят рассказать о том, как они набирают персонал и что думают о выпускниках той или иной школы, - вместо того чтобы попросить их оценить качество самой школы.
Смещение акцентов в вопросах приводит к результатам, которые резко отличаются от результатов, полученных, скажем,
Business Week. Например, в рейтинге WSJ школа ESADE в Барселоне оказалась выше, чем многие более известные бизнес-школы, специализация которых -
обучение за рубежом.
Специализированное издание
The MBA Career Guideтоже составляет свой рейтинг. Он основывается на мнении международных корпораций, нанимающих выпускников школ МВА, способных работать более чем в одной стране. Собственно,
The MBA Career Guide рейтинга и не составляет, попросту располагая лучшие бизнес-школы в алфавитном порядке и распределяя их по континентам: лучшие школы МВА в США, затем лучшие школы МВА в Европе и т. д. Более того,
The MBA Career Guide составляет списки лучших только для отдельных регионов и никогда не интегрирует их в единый рейтинг.