О том, какими должны быть профессиональные рекрутеры, мы уже писали (см. статью С. Беляева “Как стать отличным рекрутером. Или чем супер-рекрутеры отличаются от средних?”). Процесс поиска и отбора рекрутеров весьма непрост и заслуживает отдельной публикации. В данной статье мы остановимся чуть подробнее на проблеме обучения уже найденных и отобранных специалистов.
Где кадровые агентства берут специалистов? В массе своей набирают более или менее подходящих из смежных сфер: социальная работа, психологи, работники кадровых служб. А уже на месте в режиме on-line доводят их до кондиции.
Можно, конечно, постараться найти готового специалиста, но… как мы уже сказали выше, их крайне мало и чтобы привлечь их в свою компанию, нужно предложить зарплату выше средней на рынке и присовокупить к ней довольно длинный список льгот (соц. пакет). Кроме того, такие специалисты очень разборчивы и не пойдут работать куда-нибудь, а только в компанию с именем, компанию-бренд.
Рассмотрим вариант превращения сотрудника из полуфабриката в готовое изделие в процессе работы-стажировки. Для этого привлекаются опытные внутренние сотрудники. По форме этот процесс более всего напоминает наставничество. В настоящий момент обучение в процессе работы – самая распространенная форма тренинга в рекрутинговых компаниях. Многие российские и украинские операторы рынка рекрутинговых услуг пошли именно по этому пути.
Система обучения сотрудников в одной из самых крупных российских рекрутинговых компаний выглядит так: обучение в процессе стажировки и тренинги. Для молодых специалистов в компании предусмотрен интенсивный трехдневный вводный курс с последующими еженедельными занятиями, посвященными конкретным темам: “Корпоративная культура”, “Работа с электронной базой данных”, “Введение в рекрутмент”. Для более опытных сотрудников компания организует не только внутренние, но и внешние тренинги. Параллельно используется и система стажировок. Стажировка является составной частью обучения. При этом сотрудников часто направляют на стажировку либо в центральный офис, либо в какой-то другой региональный (происходит обмен стажерами).
В чем плюс такой формы обучения? Это относительно дешево. Сотрудник-наставник получает символическое вознаграждение за свою работу. Минус в том, что, обучая нового сотрудника, он отвлекается от своей основной работы и КПД его падает. Если же делать это так, чтобы не страдала основная деятельность опытного рекрутера, то займет этот процесс несколько недель в лучшем случае. Позволить же себе в качестве штатной единицы тренинг-менеджера или целое подразделение, обучающее внутренних сотрудников, может далеко не каждое агентство. А только лишь так называемые сетевые агентства, имеющие офисы по всей Украине (или России), а то и по всему СНГ.
Более эффективное решение данного вопроса – направить молодого специалиста на специализированный тренинг.
Тренинги по рекрутингу - это относительно новый для Украины продукт.
Лишь немногие тренинговые компании имеют в своем меню данное блюдо. Занимаются подготовкой рекрутеров в Украине и несколько “свободных художников” – бывшие руководители HR-департаментов, а ныне бизнес-тренеры.
Тематически выделяются тренинги для внутренних рекрутеров (hr-менеджеров) и внешних – сотрудников кадровых (рекрутинговых) агентств. Некоторые из программ охватывают полный цикл рекрутинга, например: “Успешный менеджер по персоналу”, “Школа Управления Персоналом”, “Школа рекрутера”. Длительностью такие тренинги от 2-х до 10 дней. Большинство программ освещают какой-либо из аспектов работы с персоналом. Например, “Ситуационное интервью по компетенциям”, “Проективные методы в подборе персонала”, “Как внедрить систему комплексной оценки персонала” и т.п. Длительность таких программ от нескольких часов до 2-х дней.
Большинство операторов обучения сосредоточено в Киеве – 99% тренингов проходят именно здесь. Регионы же обделены такими тренингами. За исключением крупных городов – Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Донецк, Львов, Одесса и т.п. В городах-миллионниках нет-нет, да и пройдет подобный тренинг. С недавнего времени, кстати, в этот список входит и Луганск (организатор обучения рекрутинговая компания «Навигатор»).
На что стоит обращать внимание, выбирая оператора обучения:
- опыт работы на рекрутинговом рынке данной компании и длину клиент-листа (количество благодарных клиентов по рекрутингу) – исходим из предположения, что вряд ли можно научить чему-то других, не будучи самим успешным в этом;
- положительные отзывы участников предыдущих тренингов, запрошенных через какое-то время после тренинга (через месяц-два, чтобы потухла “эмоциональная” окраска и сработал лишь рациональный момент). Если методика работает даже в отсутствие тренера, то это и есть лучшее доказательство ее эффективности. Но здесь важно учитывать, что любой отзыв субъективен, и если участник тренинга не применяет полученные знания на практике и не отрабатывает навыки, то вряд ли наличие сертификата на стене делает его рекрутером;
- личность самого тренера (это должен быть не харизматичный лектор, пропагандирующий себя любимого, а лидер-практик, способный научить);
- цену; цена должна быть адекватно высокой (!). Безусловно, в зависимости от продолжительности обучения и насыщенности программы, но обязательно высокой. В сфере услуг это почти безошибочный критерий. Не может качественная услуга стоить дешево. Никогда не попадайтесь на эту удочку!
С уважением и пожеланием удачи и процветания Вашему бизнесу,
Зайцева Наталья, ведущий консультант,
КК “Навигатор” www.navigator.lg.ua
Автор и ведущий тренинга «Школа рекрутера»
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.