О том, какими должны быть профессиональные рекрутеры, мы уже писали (см. статью С. Беляева “Как стать отличным рекрутером. Или чем супер-рекрутеры отличаются от средних?”). Процесс поиска и отбора рекрутеров весьма непрост и заслуживает отдельной публикации. В данной статье мы остановимся чуть подробнее на проблеме обучения уже найденных и отобранных специалистов.
Где кадровые агентства берут специалистов? В массе своей набирают более или менее подходящих из смежных сфер: социальная работа, психологи, работники кадровых служб. А уже на месте в режиме on-line доводят их до кондиции.
Можно, конечно, постараться найти готового специалиста, но… как мы уже сказали выше, их крайне мало и чтобы привлечь их в свою компанию, нужно предложить зарплату выше средней на рынке и присовокупить к ней довольно длинный список льгот (соц. пакет). Кроме того, такие специалисты очень разборчивы и не пойдут работать куда-нибудь, а только в компанию с именем, компанию-бренд.
Рассмотрим вариант превращения сотрудника из полуфабриката в готовое изделие в процессе работы-стажировки. Для этого привлекаются опытные внутренние сотрудники. По форме этот процесс более всего напоминает наставничество. В настоящий момент обучение в процессе работы – самая распространенная форма тренинга в рекрутинговых компаниях. Многие российские и украинские операторы рынка рекрутинговых услуг пошли именно по этому пути.
Система обучения сотрудников в одной из самых крупных российских рекрутинговых компаний выглядит так: обучение в процессе стажировки и тренинги. Для молодых специалистов в компании предусмотрен интенсивный трехдневный вводный курс с последующими еженедельными занятиями, посвященными конкретным темам: “Корпоративная культура”, “Работа с электронной базой данных”, “Введение в рекрутмент”. Для более опытных сотрудников компания организует не только внутренние, но и внешние тренинги. Параллельно используется и система стажировок. Стажировка является составной частью обучения. При этом сотрудников часто направляют на стажировку либо в центральный офис, либо в какой-то другой региональный (происходит обмен стажерами).
В чем плюс такой формы обучения? Это относительно дешево. Сотрудник-наставник получает символическое вознаграждение за свою работу. Минус в том, что, обучая нового сотрудника, он отвлекается от своей основной работы и КПД его падает. Если же делать это так, чтобы не страдала основная деятельность опытного рекрутера, то займет этот процесс несколько недель в лучшем случае. Позволить же себе в качестве штатной единицы тренинг-менеджера или целое подразделение, обучающее внутренних сотрудников, может далеко не каждое агентство. А только лишь так называемые сетевые агентства, имеющие офисы по всей Украине (или России), а то и по всему СНГ.
Более эффективное решение данного вопроса – направить молодого специалиста на специализированный тренинг.
Тренинги по рекрутингу - это относительно новый для Украины продукт.
Лишь немногие тренинговые компании имеют в своем меню данное блюдо. Занимаются подготовкой рекрутеров в Украине и несколько “свободных художников” – бывшие руководители HR-департаментов, а ныне бизнес-тренеры.
Тематически выделяются тренинги для внутренних рекрутеров (hr-менеджеров) и внешних – сотрудников кадровых (рекрутинговых) агентств. Некоторые из программ охватывают полный цикл рекрутинга, например: “Успешный менеджер по персоналу”, “Школа Управления Персоналом”, “Школа рекрутера”. Длительностью такие тренинги от 2-х до 10 дней. Большинство программ освещают какой-либо из аспектов работы с персоналом. Например, “Ситуационное интервью по компетенциям”, “Проективные методы в подборе персонала”, “Как внедрить систему комплексной оценки персонала” и т.п. Длительность таких программ от нескольких часов до 2-х дней.
Большинство операторов обучения сосредоточено в Киеве – 99% тренингов проходят именно здесь. Регионы же обделены такими тренингами. За исключением крупных городов – Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Донецк, Львов, Одесса и т.п. В городах-миллионниках нет-нет, да и пройдет подобный тренинг. С недавнего времени, кстати, в этот список входит и Луганск (организатор обучения рекрутинговая компания «Навигатор»).
На что стоит обращать внимание, выбирая оператора обучения:
- опыт работы на рекрутинговом рынке данной компании и длину клиент-листа (количество благодарных клиентов по рекрутингу) – исходим из предположения, что вряд ли можно научить чему-то других, не будучи самим успешным в этом;
- положительные отзывы участников предыдущих тренингов, запрошенных через какое-то время после тренинга (через месяц-два, чтобы потухла “эмоциональная” окраска и сработал лишь рациональный момент). Если методика работает даже в отсутствие тренера, то это и есть лучшее доказательство ее эффективности. Но здесь важно учитывать, что любой отзыв субъективен, и если участник тренинга не применяет полученные знания на практике и не отрабатывает навыки, то вряд ли наличие сертификата на стене делает его рекрутером;
- личность самого тренера (это должен быть не харизматичный лектор, пропагандирующий себя любимого, а лидер-практик, способный научить);
- цену; цена должна быть адекватно высокой (!). Безусловно, в зависимости от продолжительности обучения и насыщенности программы, но обязательно высокой. В сфере услуг это почти безошибочный критерий. Не может качественная услуга стоить дешево. Никогда не попадайтесь на эту удочку!
С уважением и пожеланием удачи и процветания Вашему бизнесу,
Зайцева Наталья, ведущий консультант,
КК “Навигатор” www.navigator.lg.ua
Автор и ведущий тренинга «Школа рекрутера»
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».