RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Соискателю
  4. Все о резюме
  5. Щекотливые вопросы

Щекотливые вопросы

22.08.2007 11123

"Запретные" темы

Под запретом

– Вот подзаработаю тут у вас и наконец-то эмигрирую из этого государства! Подумываю об одной из стран, где царит анархия. К тому же, жена и дети меня просто достали! А тут еще и серьезные проблемы со здоровьем... Денег ни на лечение, ни на что-то другое не хватает – мои предыдущие работодатели оказались отъявленными скупердяями!

Будь у вас хоть три высших образования, тридцатитрехлетний опыт работы в компаниях «большой четверки» плюс все необходимые навыки и положительные рекомендации с предыдущих мест работы, после такой откровенности, которую выказал наш гипотетический кандидат, предложение о работе вы не получите.

Между Сциллой и Харибдой

Политика, религия, сексуальная ориентация, обсуждение бывшего руководства или рассказ о личных проблемах – вот основной перечень так называемых «запретных» тем на собеседовании.

Для справки: если интервьюер американской компании спросит, какого вероисповедания придерживается кандидат, его могут обвинить в дискриминации и предъявить судебный иск. В России можно, не опасаясь юридической ответственности, спрашивать про возраст, национальность, семейное положение, вероисповедание и политические взгляды. Однако неписаные законы деловой этики не одобряют подобное «любопытство» со стороны интервьюера. Поэтому затрагивание столь деликатных тем во время интервью, как правило, объясняется непрофессионализмом рекрутера. Исключение составляет интервью со службой безопасности, в задачу которой входит проверка персональных данных соискателя.

При правильном подходе, любую «запретную тему», можно использовать в свою пользу.

Но что же делать, если интервьюер все же коснулся щекотливой темы?

«Политические и религиозные взгляды, в большинстве своем, мало влияют на рабочие моменты (если только вы не собираетесь строить свою карьеру в какой-то партии либо в сфере духовенства), – считает консультант THI Selection Анна Облова. – В то же время, это очень щекотливая тема, которая может спровоцировать оживленную дискуссию с потенциальным работодателем».

В дискуссиях, разумеется, нет ничего плохого, если оппоненты соблюдают правила ведения спора. Поэтому, если окажется, что вы с потенциальным работодателем находитесь «по разные стороны баррикады» по принципиально важным для него вопросам, то лучше узнать об этом на собеседовании, чем во время испытательного срока.

Если вы не хотите или не готовы отвечать на некоторые вопросы работодателя, считая, что ответы на них не дадут представления о вас, как о специалисте, лучше сказать об этом сразу, не пытаясь выдавать нейтральные или социально-желаемые отговорки. Фразы «к сожалению, я не готов ответить на данный вопрос» или «я не хотел бы касаться тем, затрагивающих мою личную жизнь и не имеющих прямого отношения к выполнению рабочих обязанностей» вполне применимы в данной ситуации.

В то же время, при правильном подходе, любую «запретную тему», можно использовать в свою пользу: показать свои сильные стороны, чтобы интервьюер увидел в вас собеседника, умеющего грамотно себя презентовать, вести переговоры «при любой погоде» и поддерживать разговор на самые деликатные темы. Если вы займете нейтральную позицию, смягчите «острые углы» дискуссии и вместе с тем аргументировано докажете оппоненту свою точку зрения, то сможете получить желаемую должность.

Отвечая на вопрос «Почему вы ушли с прежнего места работы?», избегайте критики, даже если с предыдущей компанией вы расстались в результате конфликта, который был обусловлен объективными причинами. Придерживайтесь нейтральной позиции, не давая повода работодателю думать о вас как о конфликтном сотруднике.

«Личный» разговор

«Запретность» определенных тем и вопросов воспринимается очень субъективно и зависит от индивидуального восприятия, воспитания и характера соискателя. Чаще всего негативное отношение вызывают вопросы личного характера: о семье, родственниках, материальном положении.

В большинстве случаев, выяснение определенных личных обстоятельств инициировано «сверху».

«Обсуждение "личных" тем на собеседовании совсем не так бесполезно, как кажется многим соискателям, – уверена Анна Мухина, специалист в области карьерного консультирования, психолог-консультант Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии". – И, конечно же, не связано с праздным любопытством интервьюера. Эти вопросы позволяют оценить соответствие кандидата ценностным ориентациям коллектива компании, ее корпоративной культуре, особенностям стиля руководства и т. п. А следовательно, сделать вывод: легко ли новый человек впишется в коллектив, насколько комфортно он будет себя чувствовать, как быстро адаптируется и начнет эффективно выполнять свои обязанности».

В большинстве случаев, выяснение определенных личных обстоятельств инициировано «сверху». «Например, генеральный директор принципиально берет на работу только семейных мужчин, так как считает их более предсказуемыми и стабильными сотрудниками, мотивированными на достижения и высокие заработки, – рассказывает Анна Мухина. – Или наоборот, мне приходилось работать с генеральным директором, "кадровая политика" которого строилась на принципе: лучший сотрудник – одинокая женщина за 30 с ребенком. И кадровым структурам приходится соответствовать запросу руководства, независимо от того, считают ли менеджеры по персоналу такие требования обоснованными».

Часто замешательство соискателя вызывает просьба рассказать о себе. Это довольно распространенный вопрос на собеседованиях, поэтому ответ на него лучше продумать заранее. Составьте краткий, но содержательный рассказ, сделав акцент на профессиональных качествах и достигнутых результатах. Объясните, почему вы выбрали именно эту специализацию, как строили карьеру. Если работодателю ваш ответ покажется недостаточным, он задаст дополнительные вопросы.

Вопросы, касающиеся политики, вероисповедания и личной жизни соискателя, в свою очередь, помогут лучше понять корпоративную культуру компании, ее внутренние нормы и правила. Очень важно вовремя оценить эту информацию. Допустим, вы далеки от политики и стараетесь избегать политических дискуссий. Будете ли вы чувствовать себя уверенно, попав в компанию, руководство которой придает огромное значение наличию активной политической позиции?

За гранью вседозволенности

Есть еще один тип собеседований, на которых соискатель может испытывать дискомфорт. Это так называемое стрессовое интервью, когда работодатель намеренно создает напряженную атмосферу, провоцирует кандидата, выводит его из состояния психологического равновесия, чтобы выяснить, как человек поведет себя, оказавшись в сложной ситуации.

Важно помнить, что во время собеседования не только работодатель выбирает подходящего кандидата, но и соискатель оценивает свое будущее место работы.

Например, интервьюер может спросить: «Вы полгода не работали, что вы делали все это время? Не могли найти работу?», или: «Почему вас уволили с прежнего места работы?» и т. п. Задавая подобные вопросы, работодатель обращает внимание не столько на то, что вы говорите, сколько на то, как вы реагируете на происходящее.

Эффективность и правомерность стрессового интервью является спорной, однако к такому варианту развития событий надо быть готовым и реагировать соответствующим образом, отвечая кратко и спокойно. К примеру, интервьюер может сделать выводы не в вашу пользу, если при ответе на вопрос о длительном перерыве в работе он почувствует ваш дискомфорт. Но если вы уверенно и с улыбкой скажете: «Не было острой необходимости работать, поэтому хотелось отдохнуть какое-то время после учебы», – можно рассчитывать на получение высоких баллов за сдачу этого «экзамена».

С другой стороны, если поведение интервьюера переходит границы дозволенного, вы имеете полное право сказать ему о том, что, на ваш взгляд, недопустимо строить беседу подобным образом и даже прервать интервью, задумавшись, стоит ли работать в компании с подобной атмосферой.

Важно помнить, что во время собеседования не только работодатель выбирает подходящего кандидата, но и соискатель оценивает свое будущее место работы.

По мнению рекрутеров, самая лучшая тактика на собеседовании – ничего не придумывать, а говорить о себе кратно и лаконично, без подробных деталей. Поэтому делайте акцент на том, что личные обстоятельства – наличие или отсутствие семьи, детей, политические взгляды, здоровье и т. д. – не помешают вам активно включиться в работу и достигнуть поставленных целей и результатов.

Статья опубликована в рамках проектах «Энциклопедии карьеры»

Читайте также

  • Зник інтерес до роботи? Ось поради, як підвищити мотивацію21 Февраль, 2025

    Не кожну роботу можна виконувати механічно й рутинно, не піклуючись про мотивацію, натхнення й інші високі матерії. Як діяти в ситуації, коли дійсно зник інтерес до роботи? З’ясовуємо, як підвищити мотивацію, щоб ваша професійна діяльність отримала «друге дихання».

  • Гроші, гени, здоров’я: вміння заробляти передається в спадок?19 Февраль, 2025

    Недавнє комплексне дослідження, яке здійснила низка університетів з усього світу, виявила цікаву річ: зв’язок між генами людини, її здоров’ям і вмінням заробляти гроші. Розбираємося разом із Jobs.ua, в чому полягає суть дослідження, і яке значення воно має для кожного з нас.

  • Що запитати в кандидата, щоб отримати його «так»?17 Февраль, 2025

    Знайти ідеального працівника на важливу посаду не так уже й складно. А от переконати його пристати на вашу пропозицію — ще той квест. В цій статті вчимося ставити правильні, коректні питання кандидату, щоб він погодився на вашу пропозицію.

  • Чому ми полишаємо вивчення англійської на пів дорозі?14 Февраль, 2025

    Ох уже ця англійська! Куди не глянь, в сучасному світі без неї не обійтися. І поки друзі та колеги вільно — чи майже вільно — знають цю прекрасну мову, ви ніяк не зберетеся її вивчити. Знайомо? Якщо так, Jobs.ua пропонує розглянути найпоширеніші проблеми, чому ми кидаємо вчити англійську на пів дорозі.

  • Ключові тренди на робочому місці, які формуватимуть 2025 рік12 Февраль, 2025

    Світовий ринок праці намагається встигати за новітніми трендами, хоча в наш час все змінюється з блискавичною швидкістю. Та все ж спробуємо окреслити ключові тренди 2025-го року, які впливатимуть на робочі місця в усіх куточках світу.


Часто ищут

↑ Наверх