UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Шукачу
  4. Все про резюме
  5. Щекотливые вопросы

Щекотливые вопросы

22.08.2007 11119

"Запретные" темы

Под запретом

– Вот подзаработаю тут у вас и наконец-то эмигрирую из этого государства! Подумываю об одной из стран, где царит анархия. К тому же, жена и дети меня просто достали! А тут еще и серьезные проблемы со здоровьем... Денег ни на лечение, ни на что-то другое не хватает – мои предыдущие работодатели оказались отъявленными скупердяями!

Будь у вас хоть три высших образования, тридцатитрехлетний опыт работы в компаниях «большой четверки» плюс все необходимые навыки и положительные рекомендации с предыдущих мест работы, после такой откровенности, которую выказал наш гипотетический кандидат, предложение о работе вы не получите.

Между Сциллой и Харибдой

Политика, религия, сексуальная ориентация, обсуждение бывшего руководства или рассказ о личных проблемах – вот основной перечень так называемых «запретных» тем на собеседовании.

Для справки: если интервьюер американской компании спросит, какого вероисповедания придерживается кандидат, его могут обвинить в дискриминации и предъявить судебный иск. В России можно, не опасаясь юридической ответственности, спрашивать про возраст, национальность, семейное положение, вероисповедание и политические взгляды. Однако неписаные законы деловой этики не одобряют подобное «любопытство» со стороны интервьюера. Поэтому затрагивание столь деликатных тем во время интервью, как правило, объясняется непрофессионализмом рекрутера. Исключение составляет интервью со службой безопасности, в задачу которой входит проверка персональных данных соискателя.

При правильном подходе, любую «запретную тему», можно использовать в свою пользу.

Но что же делать, если интервьюер все же коснулся щекотливой темы?

«Политические и религиозные взгляды, в большинстве своем, мало влияют на рабочие моменты (если только вы не собираетесь строить свою карьеру в какой-то партии либо в сфере духовенства), – считает консультант THI Selection Анна Облова. – В то же время, это очень щекотливая тема, которая может спровоцировать оживленную дискуссию с потенциальным работодателем».

В дискуссиях, разумеется, нет ничего плохого, если оппоненты соблюдают правила ведения спора. Поэтому, если окажется, что вы с потенциальным работодателем находитесь «по разные стороны баррикады» по принципиально важным для него вопросам, то лучше узнать об этом на собеседовании, чем во время испытательного срока.

Если вы не хотите или не готовы отвечать на некоторые вопросы работодателя, считая, что ответы на них не дадут представления о вас, как о специалисте, лучше сказать об этом сразу, не пытаясь выдавать нейтральные или социально-желаемые отговорки. Фразы «к сожалению, я не готов ответить на данный вопрос» или «я не хотел бы касаться тем, затрагивающих мою личную жизнь и не имеющих прямого отношения к выполнению рабочих обязанностей» вполне применимы в данной ситуации.

В то же время, при правильном подходе, любую «запретную тему», можно использовать в свою пользу: показать свои сильные стороны, чтобы интервьюер увидел в вас собеседника, умеющего грамотно себя презентовать, вести переговоры «при любой погоде» и поддерживать разговор на самые деликатные темы. Если вы займете нейтральную позицию, смягчите «острые углы» дискуссии и вместе с тем аргументировано докажете оппоненту свою точку зрения, то сможете получить желаемую должность.

Отвечая на вопрос «Почему вы ушли с прежнего места работы?», избегайте критики, даже если с предыдущей компанией вы расстались в результате конфликта, который был обусловлен объективными причинами. Придерживайтесь нейтральной позиции, не давая повода работодателю думать о вас как о конфликтном сотруднике.

«Личный» разговор

«Запретность» определенных тем и вопросов воспринимается очень субъективно и зависит от индивидуального восприятия, воспитания и характера соискателя. Чаще всего негативное отношение вызывают вопросы личного характера: о семье, родственниках, материальном положении.

В большинстве случаев, выяснение определенных личных обстоятельств инициировано «сверху».

«Обсуждение "личных" тем на собеседовании совсем не так бесполезно, как кажется многим соискателям, – уверена Анна Мухина, специалист в области карьерного консультирования, психолог-консультант Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии". – И, конечно же, не связано с праздным любопытством интервьюера. Эти вопросы позволяют оценить соответствие кандидата ценностным ориентациям коллектива компании, ее корпоративной культуре, особенностям стиля руководства и т. п. А следовательно, сделать вывод: легко ли новый человек впишется в коллектив, насколько комфортно он будет себя чувствовать, как быстро адаптируется и начнет эффективно выполнять свои обязанности».

В большинстве случаев, выяснение определенных личных обстоятельств инициировано «сверху». «Например, генеральный директор принципиально берет на работу только семейных мужчин, так как считает их более предсказуемыми и стабильными сотрудниками, мотивированными на достижения и высокие заработки, – рассказывает Анна Мухина. – Или наоборот, мне приходилось работать с генеральным директором, "кадровая политика" которого строилась на принципе: лучший сотрудник – одинокая женщина за 30 с ребенком. И кадровым структурам приходится соответствовать запросу руководства, независимо от того, считают ли менеджеры по персоналу такие требования обоснованными».

Часто замешательство соискателя вызывает просьба рассказать о себе. Это довольно распространенный вопрос на собеседованиях, поэтому ответ на него лучше продумать заранее. Составьте краткий, но содержательный рассказ, сделав акцент на профессиональных качествах и достигнутых результатах. Объясните, почему вы выбрали именно эту специализацию, как строили карьеру. Если работодателю ваш ответ покажется недостаточным, он задаст дополнительные вопросы.

Вопросы, касающиеся политики, вероисповедания и личной жизни соискателя, в свою очередь, помогут лучше понять корпоративную культуру компании, ее внутренние нормы и правила. Очень важно вовремя оценить эту информацию. Допустим, вы далеки от политики и стараетесь избегать политических дискуссий. Будете ли вы чувствовать себя уверенно, попав в компанию, руководство которой придает огромное значение наличию активной политической позиции?

За гранью вседозволенности

Есть еще один тип собеседований, на которых соискатель может испытывать дискомфорт. Это так называемое стрессовое интервью, когда работодатель намеренно создает напряженную атмосферу, провоцирует кандидата, выводит его из состояния психологического равновесия, чтобы выяснить, как человек поведет себя, оказавшись в сложной ситуации.

Важно помнить, что во время собеседования не только работодатель выбирает подходящего кандидата, но и соискатель оценивает свое будущее место работы.

Например, интервьюер может спросить: «Вы полгода не работали, что вы делали все это время? Не могли найти работу?», или: «Почему вас уволили с прежнего места работы?» и т. п. Задавая подобные вопросы, работодатель обращает внимание не столько на то, что вы говорите, сколько на то, как вы реагируете на происходящее.

Эффективность и правомерность стрессового интервью является спорной, однако к такому варианту развития событий надо быть готовым и реагировать соответствующим образом, отвечая кратко и спокойно. К примеру, интервьюер может сделать выводы не в вашу пользу, если при ответе на вопрос о длительном перерыве в работе он почувствует ваш дискомфорт. Но если вы уверенно и с улыбкой скажете: «Не было острой необходимости работать, поэтому хотелось отдохнуть какое-то время после учебы», – можно рассчитывать на получение высоких баллов за сдачу этого «экзамена».

С другой стороны, если поведение интервьюера переходит границы дозволенного, вы имеете полное право сказать ему о том, что, на ваш взгляд, недопустимо строить беседу подобным образом и даже прервать интервью, задумавшись, стоит ли работать в компании с подобной атмосферой.

Важно помнить, что во время собеседования не только работодатель выбирает подходящего кандидата, но и соискатель оценивает свое будущее место работы.

По мнению рекрутеров, самая лучшая тактика на собеседовании – ничего не придумывать, а говорить о себе кратно и лаконично, без подробных деталей. Поэтому делайте акцент на том, что личные обстоятельства – наличие или отсутствие семьи, детей, политические взгляды, здоровье и т. д. – не помешают вам активно включиться в работу и достигнуть поставленных целей и результатов.

Статья опубликована в рамках проектах «Энциклопедии карьеры»

Читайте також

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 грудень, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 грудень, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 грудень, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 грудень, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


Часто шукають

↑ Вгору