Аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Соискателю
  4. Все о резюме

Щекотливые вопросы


23.10.2017 10901

"Запретные" темы

Под запретом

– Вот подзаработаю тут у вас и наконец-то эмигрирую из этого государства! Подумываю об одной из стран, где царит анархия. К тому же, жена и дети меня просто достали! А тут еще и серьезные проблемы со здоровьем... Денег ни на лечение, ни на что-то другое не хватает – мои предыдущие работодатели оказались отъявленными скупердяями!

Будь у вас хоть три высших образования, тридцатитрехлетний опыт работы в компаниях «большой четверки» плюс все необходимые навыки и положительные рекомендации с предыдущих мест работы, после такой откровенности, которую выказал наш гипотетический кандидат, предложение о работе вы не получите.

Между Сциллой и Харибдой

Политика, религия, сексуальная ориентация, обсуждение бывшего руководства или рассказ о личных проблемах – вот основной перечень так называемых «запретных» тем на собеседовании.

Для справки: если интервьюер американской компании спросит, какого вероисповедания придерживается кандидат, его могут обвинить в дискриминации и предъявить судебный иск. В России можно, не опасаясь юридической ответственности, спрашивать про возраст, национальность, семейное положение, вероисповедание и политические взгляды. Однако неписаные законы деловой этики не одобряют подобное «любопытство» со стороны интервьюера. Поэтому затрагивание столь деликатных тем во время интервью, как правило, объясняется непрофессионализмом рекрутера. Исключение составляет интервью со службой безопасности, в задачу которой входит проверка персональных данных соискателя.

При правильном подходе, любую «запретную тему», можно использовать в свою пользу.

Но что же делать, если интервьюер все же коснулся щекотливой темы?

«Политические и религиозные взгляды, в большинстве своем, мало влияют на рабочие моменты (если только вы не собираетесь строить свою карьеру в какой-то партии либо в сфере духовенства), – считает консультант THI Selection Анна Облова. – В то же время, это очень щекотливая тема, которая может спровоцировать оживленную дискуссию с потенциальным работодателем».

В дискуссиях, разумеется, нет ничего плохого, если оппоненты соблюдают правила ведения спора. Поэтому, если окажется, что вы с потенциальным работодателем находитесь «по разные стороны баррикады» по принципиально важным для него вопросам, то лучше узнать об этом на собеседовании, чем во время испытательного срока.

Если вы не хотите или не готовы отвечать на некоторые вопросы работодателя, считая, что ответы на них не дадут представления о вас, как о специалисте, лучше сказать об этом сразу, не пытаясь выдавать нейтральные или социально-желаемые отговорки. Фразы «к сожалению, я не готов ответить на данный вопрос» или «я не хотел бы касаться тем, затрагивающих мою личную жизнь и не имеющих прямого отношения к выполнению рабочих обязанностей» вполне применимы в данной ситуации.

В то же время, при правильном подходе, любую «запретную тему», можно использовать в свою пользу: показать свои сильные стороны, чтобы интервьюер увидел в вас собеседника, умеющего грамотно себя презентовать, вести переговоры «при любой погоде» и поддерживать разговор на самые деликатные темы. Если вы займете нейтральную позицию, смягчите «острые углы» дискуссии и вместе с тем аргументировано докажете оппоненту свою точку зрения, то сможете получить желаемую должность.

Отвечая на вопрос «Почему вы ушли с прежнего места работы?», избегайте критики, даже если с предыдущей компанией вы расстались в результате конфликта, который был обусловлен объективными причинами. Придерживайтесь нейтральной позиции, не давая повода работодателю думать о вас как о конфликтном сотруднике.

«Личный» разговор

«Запретность» определенных тем и вопросов воспринимается очень субъективно и зависит от индивидуального восприятия, воспитания и характера соискателя. Чаще всего негативное отношение вызывают вопросы личного характера: о семье, родственниках, материальном положении.

В большинстве случаев, выяснение определенных личных обстоятельств инициировано «сверху».

«Обсуждение "личных" тем на собеседовании совсем не так бесполезно, как кажется многим соискателям, – уверена Анна Мухина, специалист в области карьерного консультирования, психолог-консультант Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии". – И, конечно же, не связано с праздным любопытством интервьюера. Эти вопросы позволяют оценить соответствие кандидата ценностным ориентациям коллектива компании, ее корпоративной культуре, особенностям стиля руководства и т. п. А следовательно, сделать вывод: легко ли новый человек впишется в коллектив, насколько комфортно он будет себя чувствовать, как быстро адаптируется и начнет эффективно выполнять свои обязанности».

В большинстве случаев, выяснение определенных личных обстоятельств инициировано «сверху». «Например, генеральный директор принципиально берет на работу только семейных мужчин, так как считает их более предсказуемыми и стабильными сотрудниками, мотивированными на достижения и высокие заработки, – рассказывает Анна Мухина. – Или наоборот, мне приходилось работать с генеральным директором, "кадровая политика" которого строилась на принципе: лучший сотрудник – одинокая женщина за 30 с ребенком. И кадровым структурам приходится соответствовать запросу руководства, независимо от того, считают ли менеджеры по персоналу такие требования обоснованными».

Часто замешательство соискателя вызывает просьба рассказать о себе. Это довольно распространенный вопрос на собеседованиях, поэтому ответ на него лучше продумать заранее. Составьте краткий, но содержательный рассказ, сделав акцент на профессиональных качествах и достигнутых результатах. Объясните, почему вы выбрали именно эту специализацию, как строили карьеру. Если работодателю ваш ответ покажется недостаточным, он задаст дополнительные вопросы.

Вопросы, касающиеся политики, вероисповедания и личной жизни соискателя, в свою очередь, помогут лучше понять корпоративную культуру компании, ее внутренние нормы и правила. Очень важно вовремя оценить эту информацию. Допустим, вы далеки от политики и стараетесь избегать политических дискуссий. Будете ли вы чувствовать себя уверенно, попав в компанию, руководство которой придает огромное значение наличию активной политической позиции?

За гранью вседозволенности

Есть еще один тип собеседований, на которых соискатель может испытывать дискомфорт. Это так называемое стрессовое интервью, когда работодатель намеренно создает напряженную атмосферу, провоцирует кандидата, выводит его из состояния психологического равновесия, чтобы выяснить, как человек поведет себя, оказавшись в сложной ситуации.

Важно помнить, что во время собеседования не только работодатель выбирает подходящего кандидата, но и соискатель оценивает свое будущее место работы.

Например, интервьюер может спросить: «Вы полгода не работали, что вы делали все это время? Не могли найти работу?», или: «Почему вас уволили с прежнего места работы?» и т. п. Задавая подобные вопросы, работодатель обращает внимание не столько на то, что вы говорите, сколько на то, как вы реагируете на происходящее.

Эффективность и правомерность стрессового интервью является спорной, однако к такому варианту развития событий надо быть готовым и реагировать соответствующим образом, отвечая кратко и спокойно. К примеру, интервьюер может сделать выводы не в вашу пользу, если при ответе на вопрос о длительном перерыве в работе он почувствует ваш дискомфорт. Но если вы уверенно и с улыбкой скажете: «Не было острой необходимости работать, поэтому хотелось отдохнуть какое-то время после учебы», – можно рассчитывать на получение высоких баллов за сдачу этого «экзамена».

С другой стороны, если поведение интервьюера переходит границы дозволенного, вы имеете полное право сказать ему о том, что, на ваш взгляд, недопустимо строить беседу подобным образом и даже прервать интервью, задумавшись, стоит ли работать в компании с подобной атмосферой.

Важно помнить, что во время собеседования не только работодатель выбирает подходящего кандидата, но и соискатель оценивает свое будущее место работы.

По мнению рекрутеров, самая лучшая тактика на собеседовании – ничего не придумывать, а говорить о себе кратно и лаконично, без подробных деталей. Поэтому делайте акцент на том, что личные обстоятельства – наличие или отсутствие семьи, детей, политические взгляды, здоровье и т. д. – не помешают вам активно включиться в работу и достигнуть поставленных целей и результатов.

Статья опубликована в рамках проектах «Энциклопедии карьеры»

Если вам нужен персонал размещайте бесплатно вакансию на сайте!

Читайте также

  • Сложный выбор: хороший коллектив или высокая заработная плата22 Октябрь, 2017

    Осуществляя смену рабочего места, соискатель выбирает место, где ему придется проводить большое количество своего времени, решая профессиональные и стратегические задачи, а поэтому новое место трудоустройства должно быть комфортным для специалиста во всех его смыслах. Так случается, что идеального место, отвечающего всем вашим параметрам удобства нет, следовательно приходится выбирать «наименьшее зло». Самым сложным проблематичным выбором для специалиста является: хороший коллектив vs высокая заработная плата.

  • Каких работников не хватает Украине20 Октябрь, 2017

    Этих специалистов ждут в Украине

  • Как соискателю завоевать внимание на собеседовании?18 Октябрь, 2017

    Собеседование – деловая встреча, на которой работодатель и соискатель впервые встречаются тет-а-тет, чтобы понять подходят ли они друг другу. Так как на работу все-таки трудоустраивает компания, то проведение собеседования часто находится в руках именно работодателя. Из-за чего соискатель чувствует дискомфорт, стеснение, неудобство. Такое поведение выдает неуверенность, нерешительность соискателя, а кому из работодателей нужен неуверенный в себе работник?! Сегодняшняя наша статья посвящена тому, как выглядеть соискателю на собеседовании более уверенно и завоевать внимание работодателя.

  • Уровень безработицы в Украине18 Октябрь, 2017

    По-немногу, но снижается...

  • Как наладить отношения с начальником?17 Октябрь, 2017

    Позитивная психологическая атмосфера на работе – залог хороших отношений в рабочем коллективе. Это также хороший плацдарм для успеха каждого сотрудника в коллективе в достижении персональных и общих целей. Разлад отношений даже нескольких сотрудников разбалансирует позитивный микроклимат в коллективе. Натянутые отношения заметны для любого сотрудника и негативно влияют не только на настроение, но и рабочий настрой. Но ничто так не огорчает, как разлад отношений с начальником.

Создайте лучшее резюме всего за несколько минут и работа Вашей мечты найдется быстрее!

 
↑ Наверх