RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Личные качества на работе
  5. Секретное оружие карьериста

Секретное оружие карьериста

2.10.2007 9236

Пожалуй, нигде искусству блефа не придают такого значения, как в покере. Даже имея на руках плохие карты, мастер способен успешно закончить партию только лишь благодаря умению точно истолковывать поведение партнеров по игре и способности своими действиями внушать оппонентам, что у него на руках великолепная карточная комбинация.

На работе мы тоже часто решаем деловые вопросы, действуя по аналогичной схеме, то есть пытаемся завуалировать недостаток собственных возможностей, чтобы все-таки получить желаемое. Это только в теории всегда побеждает тот, кто в нужный момент сумел найти необходимые ресурсы, планомерно заручился всеми подписями и выполнил прочие условия. На практике решающее значение часто имеет способность человека при личном контакте внушить собеседнику веру в свои слова. Иной раз, читая историю успеха какого-нибудь талантливого комбинатора, просто диву даешься, насколько этот виртуоз блефа сумел обойти в борьбе за выгодный контракт более мощных конкурентов, создав преимущество над ними буквально из воздуха.

Нередко обман определяет и мировую политику. Великолепный пример такого геополитического блефа продемонстрировали американцы в начале 80-х годов прошлого века. Тогдашний президент США Рональд Рейган постоянно рекламировал в своих выступлениях Стратегическую оборонную инициативу (СОИ), оставшуюся в истории под впечатляющим названием система «звездных войн». С помощью ракет наземного базирования и лазерных спутников-убийц СОИ должна была космическим зонтиком прикрыть от советской угрозы Америку и ее союзников по НАТО. По мнению некоторых историков, из-за того что высшее руководство СССР поверило в планы американцев и в ответ форсировало работу над собственным чрезвычайно дорого-стоящим космическим вооружением, и произошел коллапс в Советском Союзе. Правда, позднее выяснилось, что громкие заявления о развертывании СОИ были не более чем хорошо спланированным блефом янки.

Наука убеждать

Существует мнение, что научиться эффективно блефовать нельзя: мол, это талант, который можно лишь развивать. Выходит, есть счастливчики, которым от родителей досталась уникальная комбинация генов, наделившая их тонким пониманием людей, инстинктивным чувством ситуации, врожденными актерскими данными, облегчающими задачу внушения другим людям определенных идей.

Мне нравится другая теория, гласящая, что умению психологическими методами добиваться поставленных целей можно научиться и что асами в этом деле становятся люди с серьезным жизненным опытом. Конечно, глупо сбрасывать со счетов врожденные манипуляторские способности. Ведь многим из нас приходилось встречать на жизненном пути красноречивых типов, способных заговорить кого угодно. И все-таки думаю: хорошему пониманию людей можно научиться.

Кстати, ученые одного западного университета разработали шкалу оценки способностей к блефу и попытались с ее помощью протестировать несколько сотен политиков, журналистов, адвокатов, врачей, бизнесменов, а также представителей других профессий. Выяснилось, что наибольших карьерных успехов добились люди со средними способностями к приукрашиванию действительности. Впрочем, если вспомнить некоторых российских политиков, с удивительной легкостью дающих изначально невыполнимые обещания избирателям, то можно усомниться в результатах данного научного эксперимента.

Так в чем же состоит искусство блефа? Это умение просчитать собеседника, определить его сильные и слабые стороны, расставить логические и эмоциональные ловушки. В конечном итоге оппонент должен впечатлиться вашими словами, чтобы без всякого принуждения прийти к выгодным для вас выводам. Правда, тут опять возникает этическая проблема: приемлемо ли с позиций морали добиваться поставленных целей подобными средствами?

На грани добра и зла

У многих людей слово «блеф» ассоциируется прежде всего с карточной игрой. А карты в нашей культуре традиционно считаются частью криминальной культуры. И если в английском языке слово bluff означает просто обман, то в одном отечественном словаре я прочитал такое определение: «Блеф — это выдумка, ложь с целью запугать или внушить другому преувеличенное представление о чем-либо». А вот интерпретация интересующего нас понятия из другого солидного справочника: «Блеф — введение в заблуждение относительно действительных обстоятельств; заведомое преувеличение, приукрашивание, рассчитанное на легковерие воспринимающей стороны». Не правда ли, звучит, как описание приемов из арсенала преуспевающего мошенника?

На мой взгляд, сводить перечисление характеристик блефа исключительно к негативным определениям, все равно что под понятием «игра» иметь ввиду исключительно мошенническую забаву с применением наперстков и прочие лохотроны. В конце концов, писателей-фантастов тоже можно обвинить в обмане доверчивых читателей. Поэтому необходимо различать блеф в рамках профессиональных и этических правил от негативных проявлений непорядочности и неразборчивости в средствах ради достижения успеха любой ценой. Без искусных маневров, связанных в том числе с применением блефа, типичные деловые переговоры утратили бы состязательную энергетику. Так что я — за разумный блеф в деловой сфере как за естественное проявление творческой активности.

Принципиально важно, ради каких целей человек обманывает. Если им двигают благородные намерения (например, стремление получить работу, на которой он сможет принести много пользы), то все в порядке. Если же под блефом скрывается желание кинуть ближнего, то оправдать подобное поведение сложно. Еще древнегреческий философ Платон в трактате «Государство» писал о том, что политики могут прибегать к обману только ради пользы своего народа.

Важно понимать, что агрессивный блеф, направленный на корыстные цели, грубо попирающий интересы других людей, рано или поздно приведет к негативному финалу. Деловое сообщество вырабатывает собственные этические правила поведения, нарушать которые становится невыгодно. Правда, в нашей стране это не столь сильно выражено, но со временем грубо обманывать деловых партнеров и коллег будет себе дороже. В связи с этим можно вспомнить дореволюционных купцов, слово которых было крепче любых банковских обязательств.

Сверхресурс

В условиях острейшей рыночной конкуренции и изобилия специалистов, товаров и услуг именно блеф часто становится последним доводом, с помощью которого можно добиться поставленной цели. Вот и приходится порой заинтересовывать работодателя в своих услугах, заказчика — в предлагаемом проекте, покупателя — в продукте, немного приукрашивая реальность, а заодно оттеняя недостатки.

Часто именно блеф помогает форсировать вроде бы непреодолимые препятствия. Например, ныне известный театральный режиссер Роман Виктюк в начале своей карьеры, работая режиссером в калининском театре, столкнулся с противодействием горкомовских чиновников из отдела культуры постановке пьесы Шиллера «Коварство и любовь». Тогда режиссер придумал байку про то, что якобы сам Ленин мечтал о постановке данного произведения в России. В беседах с партийными боссами Виктюк ссылался на несуществующие письма Ильича к Кларе Цеткин. В результате спектакль был поставлен.

Другой известный пример связан с создателем и бессменным руководителем группы «Ласковый май» Андреем Разиным, который легко решал любые гастрольные вопросы с местными партийными вождями, прикрываясь фиктивным родством с Михаилом Горбачевым. Победителей, как известно, не судят. Это сказано и про умелых мастеров блефа. В то же время, сколько бы хорошего этот мир потерял, если бы талантливые люди иногда не проявляли чудеса изворотливости, обманывая косную чиновничью систему и саму судьбу?!

При трудоустройстве

Один мой приятель со школьной скамьи мечтал стать кинооператором, но, используя лобовую атаку, пробиться в заветный мир величайшего из искусств не мог. Трижды он терпел поражение на вступительных экзаменах во ВГИК и уже был близок к тому, чтобы поставить жирный крест на своих планах. Но тут один наш общий знакомый посоветовал неудачнику устроиться в какую-нибудь загибающуюся от безденежья государственную киностудию, поднабраться там опыта обращения с камерой, а уж потом снова подавать документы в заветный вуз. Будущий оператор так и поступил. Он пришел в отдел кадров киностудии, снимающей учебные фильмы для одного министерства, и предложил свои услуги. Деньги за работу там платили просто смешные, и потому хорошие специалисты давно из этой конторы разбежались. Тем не менее в отделе кадров парню заявили, что по инструкции они могут принять на операторскую или ассистентскую должность только дипломированного специалиста либо студента соответствующего факультета. Будущий оператор не моргнув глазом соврал, что он как раз поступил на операторское отделение и при необходимости подтвердит это соответствующей справкой. Его взяли. Полгода мой знакомый «нес» кадровику обещанную справку, одновременно почти безостановочно снимая кино в качестве второго оператора, а потом и самостоятельно. За этот срок молодой человек получил уникальный опыт, пообщавшись с несколькими специалистами старой школы, которые, имея скромную пенсию, подрабатывали на студии. Теперь мой приятель снимает рекламу, телерепортажи и параллельно учится по выбранной специальности. Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы он не решился на блеф?

Хорошо известно, что Михайло Ломоносов был принят на учебу в Славяно-греко-латинскую академию лишь потому, что соврал про свое дворянское происхождение. Таланты часто вынуждены пробивать себе дорогу с помощью рискованных методов, так как принуждены сложными обстоятельствами прыгать выше своей головы. И все же эти примеры являются исключительными. Их не стоит рассматривать как руководство к действию, ибо ложь навсегда может перечеркнуть ваши карьерные планы.

Хотя справедливости ради надо признать, что в ситуации трудоустройства блеф — довольно распространенное явление. Кандидат на должность пытается представить себя в наиболее выгодном свете и выгодно продать свои услуги. Важно только соблюдать в своем желании понравиться чувство меры, чтобы вас не разоблачили, как враля, и не погубили вашу репутацию. Иными словами, надо понимать, где в рассказе заканчивается легкое приукрашивание действительности и начинается ложь. Кадровики ведь по большей части народ въедливый, из породы хороших следователей, так что подловить незадачливого фантазера на мелких нестыковках им большого труда не составит.

«Не обманешь — не продашь» — так гласит пословица. В ситуации трудоустройства буквальное следование этой народной мудрости может привести к весьма печальным последствиям. Помните, блеф — мощное и острое оружие, способное и травмировать, и принести пользу, если находится в умелых руках, к которым прилагаются светлая голова и благородное сердце.

Читайте также


↑ Наверх