В этом случае задача HR-менеджера состоит в создании максимально дестабилизирующей обстановки с целью определения реакции соискателя на внешние раздражители.
Мы с легкостью указываем в своем резюме слово «стрессоустойчивость», и нам никогда не приходит в голову мысль о том, что на собеседовании мы можем быть подвергнуты проверке на наличие этого качества. И далеко не все смогут пройти эту проверку. Рассмотрим пример из практики.
Светлана очень ждала этого собеседования. Ей хотелось получить должность менеджера по продажам в крупном автосалоне. Известная компания предлагала стабильную зарплату, внушительный соцпакет и возможность карьерного роста. Конечно, она волновалась, но внутренний голос подсказывал ей, что она вполне подходящий кандидат на эту должность.
Света пришла без опоздания, как раз в то время, на которое она договаривалась с рекрутером. Девушка-секретарь, поинтересовавшись целью Светиного прихода, вежливо попросила её подождать. Ожидание затягивалось, но никто не пытался объяснить причину задержки. По офису неторопливо ходили сотрудники, и на Свету просто не обращали внимания.
Ровно через сорок пять минут её наконец-то попросили пройти в кабинет HR-менеджера. Небрежно поздоровавшись, рекрутер Наталья всем видом продемонстрировала свое неудовольствие от прихода соискательницы.
– Вы претендуете на должность менеджера по продажам? – начала разговор Наталья.
– Да. – ответила Света, начиная заметно нервничать.
– А почему Вы решили, что Вы нам подходите?
Подобная бестактность поставила Свету в тупик, и она тихо сказала:
– Ну, у меня есть опыт продаж, и у меня есть желание работать.
– Хм… опыт продаж! И вы считаете, что ваш опыт продаж… чего там вы пишите в резюме? А… женской косметики. Вы считаете свой опыт достаточным?! Ой, не смешите меня, пожалуйста. Вы вообще как себе представляете компанию, в которой вы собираетесь работать?
У Светы перехватило дыхание. Такого надменного тона она не ожидала.
– Вы знаете, я много читала о вашей компании, я правда хотела бы в ней работать…
Но Наталья не дала ей закончить фразу, перебив её:
– И это всё что вы о нас знаете? Так понятно, идем дальше. Вам уже 25 лет, но вы еще не замужем. У вас такой склочный характер?
Света пыталась не терять самообладание, она мысленно сосчитала в уме до трех и произнесла:
– Нет, с характером у меня всё в порядке.
– А, понятно, значит, вы планируете поработать с полгодика и уйти в декрет? И получить от компании все причитающиеся пособия? Я правильно поняла вашу цель? – Наталья открыто шла в наступление.
– Нет, моя цель на ближайшие два-три года – профессиональный и карьерный рост. – Света ответила чистую правду.
– Я позвонила на последнее место вашей работы. И, знаете, мне дали на вас очень нелестную характеристику. Как вы это объясните? – Наталья открыто блефовала, никаких звонков она не делала.
– Откровенно говоря, я не знаю, с чем это может быть связано. – Света старалась не терять самообладания, но последняя фраза рекрутера звенела у неё в ушах.
А Наталья сбавлять обороты не собиралась. Она засыпала Свету бестактными вопросами, давала язвительные комментарии и вела себя явно вызывающе. Света же старалась вести себя максимально корректно и лишь однажды позволила себе небольшую вольность. В ответ на вопрос Натальи о том, что не кажется ли ей, Свете, что с её компетенцией и профессионализмом ей следовало бы поискать себе работу в других, менее известных компаниях, Света невозмутимо сказала:
– Вы знаете, вообще-то я просто отослала вам свое резюме. И если вы решили меня пригласить на собеседование, значит, вы уже убедились, что по формальным признакам я вам подхожу. К чему вы тогда меня спрашиваете?
Наталья закончила собеседование следующим вопросом:
– Если я вам скажу, что ваша презентация и ваша манера отвечать на вопросы мне не понравились, что вы мне ответите?
– Я вам отвечу, что вы имеете право на свою точку зрения. – Сказав это, Света сделала движение по направлению к двери.
Приведенный пример наглядно иллюстрирует манеру поведения рекрутера при проведении стресс-интервью. Света данное испытание прошла с достоинством, через два дня ей предложили заключить трудовой договор с компанией, о которой она мечтала. Но… после подобного собеседования у Светы полностью пропало желание идти туда работать.
Таким образом, стресс-интервью в руках неумелого рекрутера может иметь обратный эффект. Света не смогла себя заставить пойти работать туда, где считают возможным унижать человека, пусть даже и в качестве проверки.
С грустью отмечаю, что в последнее время HR-ы все чаще прибегают к практике стрессового интервью, уделяя особое внимание таким должностям, как секретарь, менеджер по продажам, агент по рекламе и другим потенциально «конфликтным» специальностям. А между тем проведение стрессового интервью требует от HR-а серьезной психологической подготовки, которой они зачастую не имеют.
Так как же вести себя соискателю, если рекрутер ведет себя явно некорректно и провоцирует на проявление агрессии? Разберем по порядку.
1. При любых обстоятельствах старайтесь сохранять спокойствие.
2. Кратко отвечайте на поставленные вопросы, избегая ненужных подробностей. Тем самым Вы не дадите рекрутеру возможности «придраться» к Вашим словам.
3. Старайтесь не показывать своего смущения или замешательства. Для этого старайтесь дышать глубоко и ровно.
4. Постарайтесь вести себя вежливо и дружелюбно, а если не получается, то по крайней мере сохраняйте нейтральный настрой.
5. Ни в коем случае не начинайте обвинять рекрутера, обижаться или переходить на его манеру общения.
Если Вы чувствуете, что теряете самообладание, то попробуйте такой прием – представьте рекрутера в виде зайчика, кошечки или еще какого-нибудь милого зверька. Внутренне улыбнитесь, скажите себе, что всё супер, и почувствуйте, как вновь обретаете контроль над собой.
И последнее – не делайте скоропалительных выводов о компании. Вполне возможно, что руководство организации и не подозревает о том, что фактически находится в заложниках у безграмотного HR-а. Соберите как можно больше информации и только тогда принимайте решение.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.